Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные — какие новые идеи появлись по сравнению с предшествующими.




Идеи — мир вне нас мы копируем и фотографируем мир ( связываем факты и получаем знание. Потом соотносим знание с чертами нашего мира. Теория позннаия — называется отражение. Теория истина называется корреспонденции ( соответствие истины нашим представлениям). Познание плавный постепенный линейный рост, концепция роста — кумулятивная теория познания ( плавное постепенное накопление знания).

3. убеждение в возможности получения абсолютной истины. Знания, которые потом не изменится- сциентизм — убеждение, что наука — единственно возможный способ решения всех проблем.

Постмодернизм .

Современные представления.

– антропоцентризм . Мир вне наших практик не существует. По сути не мир, а картина мира — всегда есть позиция с которой смотрим на мир. Мир дан в отношении ( мы не можем выскочить за пределы нашего отношения и понимания). Пример — популярность фразы — мир есть текст. Человек есть текст.

Релятивизм

Представление об относительности. Зависимость от выбранной точки отсчёта. Отрицают возможность получения истинного знания. Точка отсчёта, благодаря которой можем сказать о приоритетете одной системы над другой.

нет аругментов, чтобы доказать, что есть лучшая точка зрения. Провозглашение равноправия.

Следствие — возможно многообразие и конкуренция разных картин мира. Сумма взглядов никогда не даст полную картину мира. Нельзя совместить противоположные концепции.Идея толерантности — нет аргументов в том, что один взгляд лучше второго.

Следствие 2. историческое познание -

Отрицание идеи, что есть цель познания. В каждой культуре несоизмеримы цели познания. Ризома — вариативность — нет единого стержня. Коньков. Язык иметт свой контекст. Лотман. Язык как стержень. Принцип Пролитерации — количество теорий не сокращается, а увеличивается. Есть тендеции увеличения. Растёт число позиций, с которых постигаем мир. Мир дан в формах представлений и у нас нет возмодности постигать мир, поэтому нам остаётся сравнивать идеи друг с другом. Чем больше идей, тем больше граней у объектов. Чем больше теорий. Чем лучше. Теории должны конкурировать и бороться между собой.

Конструктивизм - Обусловленность наших представлений, совокупность наших схем и программ, которые представляют нам модели или схемы организации общества. Противопоставление реализму. Познание есть отражение среды. Нет критериев оценки наших знаний. Наше знание — схема нашей деятельности. Цель познания определяется целями и задачами культуры. Нет самоочевидных фактов как кусочков реальности. Факты обусловлены теориями и концепциями.

13.11.

изменение представлений об истине или о надёжности знаний.

В классике — истина = соответствие объекту ( теория корреспонденции- соответствия). Сопоставляем знание с внешним миром и смотрим — подобно или нет. Чем больше понимают, что мир — это наше представление и мы не можем представить нечеловеческие взгляды на вещи ( по сути сопоставление одних наших знаний с другими).

Истина как согласованность — выбираем самую менее противоречивую концепцию. Одно не противоречи второму.

Прагматисская теория — прагматические представления об истине. Прагматичность — поместность или применимость . Знание полезно если оно применимо к чему-либо. Примннимость проявляется:

1. чисто практическая применимость

2. теория, идея концпеции более предпочтительна если с её помощью можно интерпретивовать большее кол-во фактов, свидетельств. Большее и разнообразнее, чем другие свойства и концепции. Знание надёжно если позволяет предсказывать новые факты, свидетельства и источники. Более лучшая теория — может критически интерпретировать другие теории ( укажет их недостатки и слабые стороны). Наши знания носят исторический характер — работают и могут быть использованы для определённой эпохи и для определённого времени. Будут ли работать в будущем — можем только предсказать. Знание изменчиво.

Традиции, предания, контекст, - классические представления к традиции относились отрицательно, интерпретировали как предрассудок.

Современные неклассические представления.

Нельзя освободиться от преданий и традиции. Контекст делает нас человеческими существами. Наше понимание и переживание, восприятие мира всегда опосредовано культурными стереотипами.

Герменевтика ( учение о понимании).

Традиция носит амбивалентный характер : с одной стороны, формирует нас как человека ( формирует наши знания и представления о мире) она неустранима, нельзя выйти за пределы человеческого. С другой стороны, традиция одностороняя.традиция формирует взгляд с какой-то одной точки зрения. Поэтому нужна ещё другая методака работа с традицией — приостановка предрассудком ( должны более глубоко изучить собственную традицию, что касаемо нас). Задача понять, что существует не единственные взгляд на мир, есть множество взглядов и аргументов . Историография — надо столкнуть аргументами. Надо всё начинать с рефлексии и традиции ( существовало много взглядов и идей, столкнуть их и финальная задача — понять и найти то, что не было сказано). Когда это всё находим — рождается новое. Новое рождается из углубленного изучения традиций. Новое — создание метафор ( необычное столкновение обычных вещей). Постмодернисты — всё есть цитаты.

Аксиология.

Учение о ценностях.

Ценности — это утверждения о том, что в мире желательно или должно быть.

Ценности как знание — измерение с позиции идеала, образца. Соотнесение того, что есть с тем, что желательно должно быть. Ценности субъективны, ценности, которые разделяют несколько человек — интерсубъективный характер .

Ценность понятие возникло в 18 веке и сначала употреблялось экономистами в экономическом значении. С середины 19 века стало распространяться на более широкий спектр вещей ( политика, экономика).

Классификация.

Чем больше ценностей, тем больше возможностей для людей для их самоиднтификации и самоопределения. Чем больше различных ценностей, тем больше возможностей у людей любых типов удовлетворить свои желания.Чем система уже и жёстче, тем меньше ценнстей и желаний можно удовлетворить.

Иерархия ценностей.

Распределение в порядке значимости. Можно найти объективную иерархию.

Выделяют сущности, которые человек интерпретирует ниже по отношению к нему — это средство. Приобретают статус вещи. Оцениваются с позиции пользы выгоды.

То, что человек оцениват как равное себе — это люди. Отношение к ним в категориях уважения и достоинства — сохранение собственного достоинства и уважение по отношению к другим.

То, что человек расценивает как высшее.

Чем более культура утрачивает религиозные установки, чем более утрачивается доверие к массовым идеям, тем исчезают объекты которые человек интерпретирует как высшее к себе. Культура была религиозное — идея бога. Бог был высшее (альтернативы — коммунизм, социализм). Сейчас — достижительская идеология — организация жизни как последовательного движения к цели. Ещё ориентация на жизненный стиль ( жизнь в соответствии с мечтой). Организация жизни как процесса, серии ситуаций, каждая из которых самоценная и самодостаточна. Второе — интерпретация жизни как игры. Каждая ситуация самоценна и самодостаточна.

· Деление по функциям — выделяют цели и нормы.

Цель — это идеал, к которому стремятся. Нормы — средства достижения цели ( совокупность правил, указыающих как эти цели можно достичь). Применяется критерий эффективности ( критерий выбора средств).

2 типа рациональности ( идеи Ко. Мангейм?)

1. субстанциальная рациональность- способьность рефлексировать над ценностями.

2. Функциональная рациональность ( инструментальный разум)- способность рефлексировать над средствами, не ставя под сомнением цель. Творчество в придумывании новых средств. Новые средства и методы потребления.

По сути — над чем способны рефлексировать населением.

1ая — элита, 2- массы.

· Ценности по форме выражения или как идеалы, или как архетипы.

Архетип — первообразец поведений по конкретным действиями или поведении, который надлежит копировать и выражать. Копировать действия. Мирче Элиаде — суть мировоззрения в формулировке архетипов. Мифы формулируют мировоззрение человека.чем меньше отклонений от образца — тем правильнее живёшь.Архетип формирует конформистов (быть как все). Пример — Ленин на субботнике.

Идеалы — образцы поведения, сформулированнные в виде общего принципа и указывающие как поступать в типах ситуаций ( быть мужественным, честным и т. д.). идеал проективен. Реализация требует от индивида проявления индивидуальной и творческой инициативы.

Ценности формируют человека определённого типа — индивидуальность и личность. Чем более общество сложнее и динамичнее, тем более ценности начинают формироваться как идеалы. Подразделяет общества на культуры ( небольшие статичные общества) - «холодные общества». Цивилизация — альтернатива «горячие общества».

· По направленности выделяют традиции и новации .

Традиции — совокупность знаний и ценностей, которым мы доверяем и пользуемся. То есть самое самоочевидное, то чему мы доверяем. Существует в любом обществе — любое общество не может существовать без традиции.

В узком смысле традиция — совокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер.

Традиционные общества — общество как тип отношений. Тралиция — скаладывание определённых отношений.

Альтернатива- новация. Ориентация на будущее — на ценностное изменение определённых ценностей. Стиль мышления, ценностные ориентиры = возникают в обществах модерна ( промышленная революция). Орентация на новшества с середины 20 века. Ориентир на рост потребления.

· По степени масштабности:

мировоззрение ( наиболее общие ценности, определяющие отношение индивида к миру и его поведение в обществе). Мировоззрение лежит в основе всей совокупности ценностей. Смысл слова был заимствован от немцев. Мировоззрение целостное, в основе лежит общая идея. Классическая форма — религия В современных обществах ослабевает коллективное мировоззрение, преобладание самостоятельности — индивиды меньше критикует современное общество и потребность в общих идеях угасает — называется фрагментация мышления. Человек не ставит связь между своей сферой жизни и обществом.

Идеология — коллективные ценности по поводу устройства общества и направления его движения. Термин придумали французские просветители в конце 18 века. Классическая интерпретация от карла маркса — идеология — воплощение ложного сознания. Стремление выдать частный интерес за общий — показать, что все хотят, специфика также выражается, чтобы показать что это является устройством социального мира ( выражения всего мира — тип мир так устроен). Функции идеологии — создать иллюзии по поводу социальной реальности.

В 20 веке Карл Лагнейм разделил взгляды общества на идеологии и утопии. Идеология — ценности, которые направлены на сохранение существующего порядка вещей, а утопия — ценности, которые направлены на изменение или преобразование существующего мира. Классические идеологии носили вербализованный и систематизированный характер. Идеологическую функцию начинают выполнять сами вещи (декларация). Идеология — призыв к ценностям, может носить позитивный характер. Общественная система не завершена и нуждается в дополнении определённой системой ценностей (должны дать обоснование, что это правильная и нормальная система). Дополнение социальной реальности.

Деление на ценности приватные и публичные. Деление по масштабу. Приватные уенности — личные, индивидуальные ценности. Имеют значение для индивида, для их реализации достаточно личных усилий. В реализации человек выражает себя как «я»- семья, работа, хобби. Публичные ценности — коллективные ценности. Их релаизация требует коллективных усилий. Индивид реализует себя как мы. 1. неразличение личного и приватного ( в традиционном обществе)- человек никогда не оставался один. Отшельники вызывали сакральный ужас ( мог быть один). Позже при осознании возможности приватной сферы — в империях- человек понимает, что ценности он не представляет- поэтому нужно позаботиться о себе, чтобы жизнь имела смысл. Пример — забыть герострата. В империях — публичное важнее приватное. Первично- публичное. Иерархия ценностей.

Равные ценности приватного и публичного — характерна для демократических обществ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...