Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие черты философии и религии и различия между ними




Специфика предмета философии. Философия и наука: общие черты и различие между ними

 Предмет - то, чем занимается. Дословный перевод (любовь + мудрость)= любомудрие, любовь к мудрости. Возникновение слова и сферы знаний приписывается Пифагору — 6 в д.н.э.

Понятие «мудрости».

Методология определения мудрости — процедура сравнения с (1)наукой, с другой стороны, (2) сравнение с религиями.

Сравнение — выявление сходств и различий

Среднее между наукой и религией (ничейная земля, между религией и философией).

1. философия и наука. Сходства и различия.

Сходства:

· есть исходная цель — у обоих сходная цель — дать знания (знания — совокупность убеждений (доказанные положения) о существовании и несуществоавнии тех или иных предметов).

· есть объект и предмет изучения. Объект изучения — направленность на что мы изучаем. Любое знание имеет предмет изучения — наиболее существенные свойства, выделенные в изучаемом предмете.

· Методы — способ получения знаний. Сходство — рациональность (разум) — требуют аргументы, обоснованность, доказательность.Если мысль высказана, она должна быть доказана.

· Метод абстрагирования — мысленное отвлечения от свойств, которые исследователь считает несущественными. Не наблюдаем на чувственном опыте. (на высшем образовании цель — научиться отвлекаться от чувств).

Различия:

для науки:

• объект — объективная реальность, окружающий мир, природа и общество (в первобытке такого не было, появление позже, может быть с возникновением цивилизации или религии). Естественные и социальные науки.

• Предмет — поиск и формулировка законов, (законы — всеобщие необходимые связи между какими — либо объектами). (если А, то Б, при условии С). история законы не ищет, но использует ( из серии- всегда есть исключения). Матан тоже искл- не изучает окружающий мир.

• Метод науки — типичные методы — теоретическая часть ( совокупность абстракций- понятий классы, общины, структура общества) и эмпирическая часть (от греч. Опыт. Отвечает за доказательства достоверности или недостоверности каких-нибудь знаний). Специфика науки — эмпирическая часть — доказательство по средствами опытов, экспериментов, наблюдений, фактов. Если учёный выдвигает гипотезы, то он должен доказать. Наука возникает в 17-18 веках. Наука — систематическое доказательство знаний, путём опытов.

Вывод — если интерес чела или общ-ва направлен на изучение внешнего мира, выявлении закономерности , если интерес предполагает эмпирическую проверку получаемого знания, то это — наука.

Специфика философии:

сократ 5 в д.н.э. «я знаю, что ничего не знаю»: его интересует на окружающий мир, а другой объект и этот объект человек. Сократ обращает внимание на себя ( поворот в истории философии — взгляд на человека) — даёт отсылку собственным знаниям. Определяет другой объект интереса. Что представляют наши знания.

Объект философии — не мир, а человеческие представления ( наши знания (наука, обыденность) , ценности (представления о желаемом) и продукты человеческой деятельности..

Синоним к философии — метафизика. Возникло в древней греции в 1 в д.н.э. - нечто, за пределами физики.

Значения:

• знания о мире, за пределами физического мира — трансцендентный;

• род знания, выходящий за пределы знания о физическом мире.

Лекция 2.

Общие черты философии и религии и различия между ними

Общие черты:

принято считать, что время возникновения сер 1 тыс д н э. Время «Осевое время». Карл Ясперс в 1948 году «истоки истории и её цель». Сущность — время возникновении учений (религии, философии, полурелигии и полуфилософии), которые лежат в основе современного мировоззрения или повлияли на него. «время возникновение современности» в духовном плане, возникновение идей. Христианство повлияло на нас, а вот религии древнего Египта -нет. Некоторые философы — современная философия — комментарии к Платону ( нового ничего не было потом создано). Территории от Китая до Греции. Конфуцианство, даосизм, буддизм, раньше возникает религия откровения (религия книги) — иудаизм ( время не как цикл, а как линия). В Греции возникает философия 7-6 в д н э. Первые мудрецы. В 1-2 возникает христ-во, в 7 в н э возникает ислам (лекция Мучника).

Общие черты:

• предполагают обращение к личности и человеку, а не к группе

• не слепое подчинение традиции, а к принятию осознанного решения. Личная ответственность. Осмысленное следование традиции.

• Открытие морального измерения человеческого бытия. Появление этических систем. Правил и предписаний к человеческому поведению. Призыв к следованию морали, а не ритуала. Правила требуют выработку от людей специфического умения — применять общие принципы к определённой уникальной ситуации. Применить общий принцип к каждой конкретной ситуации. Моральные правила требуют отказа от бытового рационализма. Пример : жертва Авраама Исаака — просто принеси в жертву ради веры. Показать пределы своей веры. Важная черта в морали — просто выполнять требования. В этом новизна учений.

• Знаменуют появление новых форм сообществ- возникают на основе общности идей (религиозная община). Не на основе территорий и деят-ности как в традиционных обществах.

Осевое время — расцвет ( развитие) цивилизаци ( более сложно организованные общества, возникновение города, социальной стратификации). Общества, где возникает история и люди болезненно реагируют на её проявления. События невозможно забыть, смириться с ними. 1 тыс период возникновение больших цивилизаций. Период, где ярко проявляются неожиданные последствия такого образа жизни. Приходят на смену первобытных обществ. Мифологическое мировоззрение сменяется религией. Миф — более-менее связанные рассказы о деятельности прошлых значимых людей. Скрытый смысл мифов — что должен делать индивид- повторяй действия предков. Повторение = архетипы, первообразы, первообразцы.Пример: Ленин сходил на субботник — теперь все должны сходить на субботник. Ленин — мифологический герой, он дал архетип, мы должны выполнять.

Возникновение цивилизации породило проблемы, которые не могли представить носители мифологического сознания, и эти проблемы надо было решать. Миф не мог решить данные проблемы (пр: социальное неравенство, как относиться к другим- чужим).

Общая черта:

• у религии и философии формируется общая задача: сформировать психологическую и интеллектуальную готовность человека к сложности и многообразию мира, идейно адаптировать к этому миру и его изменениям, превратить в ценность. Сформировать новое мировоззрение (учение о некоторых целях, на которые должен опираться чел и общества). Религия и наука должны сформировать мировоззрение (но в науке такого нет, наука говорит о том, что есть и чего нет. Не говорит о том, что должно быть). Сходство в попытке формулировать мировоззрение. (твой мир теперь будет таким, научись в нём жить).

• Критикуют житейский опыт человека (здравый смысл) и задача — показать границы житейского опыта. Задача философии и религии — показать ограниченность жизненного опыта. Критика эгоцентризма — убеждение, что все видят мир также, как и я. С другими формами культуры тоже надо налаживать контакты. Неспособность посмотреть на мир глазами других. Также и во времени — тип все так жили и так будут жить. Критика за скептицизм и пессимизм — сомнения в надёжности любых знаний и ценностей. Абсолютизация изменчивости. Всё относительно. Идея меры — не впадать в крайность- умение руководствоваться определёнными учениями или взглядами на мир. Пример: Виктор Франко — создатель гуманистической психологии- в концлагере могли выжить : комунисты, аристократы и верующие. У них были идеи ( ну по сути можно вспомнить Гроссмана и Иконников, Мостовский). Концепция давала ответы на вопросы, модели ответов на все возможные ситуации. В христ-ве идея испытаний, коммунизм — Мостовский.

Различия:

• определяющая способность в религии — умение верить. Без доказательств фактами и рассуждениями. Религия вводит особый объект веры — Бог. То, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Пытается нашу логику применить к другой логике- вне наших человеческих способов мышления.

Для философии определяющей способностью человека является разум. Все основные положения достигаются путём рассуждения и доказательности. Философ не получает истину в готовом виде (как пророк). Философ должен уметь доказывать. В основе лежит принцип рациональности. Следствие: с точки зрения религии, там, где разум не может ответить на вопросы- он должен уступить место вере. С точки зрения философии — если разумне может ответить на вопрос, значит, этот вопрос не имеет смысла или неправильно сформулированы. Особенности философской рефлексии: разум возлагает определённые требования. Нужно различать вопросы: осмысленные ( есть положит и отриц ответы) и бессмысленные вопросы ( их существование с точки зрения разума оспаримо или вообще не существует). - пример : есть ли цель у истории? Историю создаём мы. История — специфический способ осмысления деяний. Смысл зависит от нас. Возможность ставить вопросы и получать овтеты вытекает из осознания границ человеческого знания. Задача философии — рефлексия, что нам по силам, как человеческим существам. Если люди или культура задаёт вопросы, выходящие за пределы человеческой возможность — следует искать не ответы, а причины, побуждающие людей задавать такие вопросы. Люди выстраивают свою картину мира, забывают об этом авторстве и думают, что мир так и устроен. Потом начинают задавать вопросы и искать на них ответы, но забыли, что сами создали систему на мир. пр- есть ли цель у мироздания? Цели есть только у людей. Вопрос бессмысленный.

Место возникновения философии — древняя греция 7-6 в д н э. В средние века философия — служанка религии. Была для религии. В европе начиная с 17 в философия освобождается от религии- секуляризация сознания. С этого времени философия — основа мирооззрения западной цивилизации.

 Специфика философии — условия возникновения:

• возникновение в городской среде- все мировоззрения возникают в городах. Торговцы, ремесленники, протоинтеллигенция. Особенности социальной жизни- постонное возникновение нестандартных ситуаций, разработка методологии решения, а не опред решение. Особый политический строй — республики,и которые построены на условиях демократии. Пример : Аристотель «риторика», «логика». Ораторское искусство возникает в республиках и умирает в империях.

Религия опирается на веру. Философия опирается на разум и не вводит недоказуемые объекты.

Отличия философии и религии:

• религия — учение о 2х мирах: имманентный ( есть чувственный опыт) и мир трансцендентный ( находится за пределами человеческого опыта). Т. Мир сегда выше, чем имманентный мир, провозглашение иерархии миров. Философия приходит к отрицанию Т. Мира. И провозглашает идею единства мира. Вводит разум как единственную доказательную силу. Религия как базис вводит идею спасения смысла человеческого существования ( христ-во и будд), идея посмертного существования. Имманентный мир как средство к спасению. Философия отрицает Т. Мир — все возможные цели чела лежат в имманентном мире. 18-20 века — мучительные поиски целей чела в этом мире.

• Европ философия — основные инструменты для достижения чел целей является рост знаний и рост технологий. Все цели человека лежат в это мире- вот почему рефлексия по поводу знания и техники являются одной из задач светской философии и общ-ва. Философия провозглашает идею свободы как хар-ку, опред человеческое существование. Чем больше философия отрицает получение полное окончат знания, тем больше обосновывает идею свободы. Свобода — право выбора человека. История — осмысление опыта.

История Философии.

Философия возникла в греции. Много философов: Платон (427-347 д н э ),Аристотель ( 384-322)- создатель учения об идеях. Наше видение мира предопределено идеями. Мир таков, какие есть базисные положения нашей культуры. Современная философия — эпоха нового времени и просвещения. Осн фигуры: Френсис Бэкон ( 1561-1646), Томас Гоббс ( 1588- 1679). направление сенсуализм — опыт = базисный источник наших знаний. Наука как способ познания мира. Рене Декарт ( 1596- 1650) — разум= источник наших знаний= рационализм.

Девид Юм. 1711-1776г. Основатель скептицизма (агностицизма)- сомнение в достоверности любого знания. Критика всех обоснований и всех доказательств.

И. Кант 1724-1804. совершил «переворот» (подобный копернику) показал активную роль познания субъекта. Познание не только копирование, не только пассивное восприятие мира. Человек — создатель знания ( типо разработчик конструктивизма).

В России. Владимир Соловьёв 1853-1900. русская религиозная философия.

Пример анекдот с верблюдом: англичанин — едет и смотрит, фр — сомневается в верблюде, немец — в кабинете создаёт верблюда.

Классификации.

• Советская философ лит-ра. Правильная классификация от Фридриха Энгельса 1820-1895. Людвиг Феер Бах и конец немецкой классической философии. В 1885 году написал. Основной вопрос философии ( считал, что он есть). Все философы — материалисты (первична материя, а дух вторичен, производен) и идеалисты (первоначально был дух и разум, которые всё и произвели. Отголосок религии). Считали, что идеалисты — сторонники реакционных начал, а материалисты — сторонники прогресса. Чем дальше развивалась мысль стало осознаваться, что классификация оч узкая и не охватывает другие эпохи и культуры.

• В отеч лит-ре принято классическая и неклассическая лит-ра. Классическая философия до сер 20 века — убеждены в возможности получения абсолютной истины. Человеч разум может получить полное знание. Попытка сказать последнее и окончательное слово. Универсальная концепция мироздания, тяготела к построению систем . Оборачивался тоталитаризмом — право навязывать всех взгляды и идеи. Причина не психологическая, а убеждение человека в том, что он знает окончательную истину, идея навязать знание из благородных убеждение.

• С 19 века — неклассическая философия — всё знание, претендующие на абсолютную истину превышает возможности человека. Люди выдвигают и впадают в противоречие. пр- все вруг ( есть уже противоречие). Следить за своим базаром-дискурс.

• В западной литре. Выделяют континентальую философию (европейская)- грм и франция и аналитическая философия ( сша и англия). Основоположник Людвиг Витгенштейн ( австриец, но в Англии). Бертран Рассел т1872-1970. Специфика аналитической философии: язык науки и внимание логике. Чисто научный язык и избегает образы и метафор. Континеттальная — философия социального мира, склонна строить теории, есть литературный язык как инструмент философии.

Традиции философии:

• герменевтика — учение об интерпретации, изучение текстов и их толкование. Ищет правильные толкования. Фигура — ганц Гаданер. 1900-2002г.

• Экзистенциализм — учение о существовании. Идея — существование предшествуют сущности. Нет изначальной сущности человека. Клчевые философы — А. Камю 1913- 1960, Сартр .

• Структурализм — Клод Леви- Стросс . 1908-2010. выявить скрытые системы нашего общества. Пример : Пропп «Морфология волшебной сказки» «исторические корни волшебной сказки»- трудная задача и решение, герой и борьба с противником. Сказки. внешнее разнообразие = несколько формул и структур.

• Критическая теория — комплекс идей, направленный на скрытие патологий современного индустриального общества. Скрыть тёмные ( оборотные) стороны современной цивилизации. Осн представители — немцы: Теодор Адорио ( 1903- 1969)- франкфуртская школа, Генрих маркудзе ( 1858-1979) « одномерное общество», «эра специализаций».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 393.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...