Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трансцендентальная философия Канта.




И. Кант 1724-1804.

критика чистого разума 1781 год.

Трансцендентное- выходящее за пределы изучаемого, познать невозможно

Кант считал, что совершил переворот в философии (подобно копернику).

Тезис — не человек вращается вокруг мира, а мир вращается вокруг человека.

 

Характер информации, который сообщает нам чувство, обусловлен не свойствами мира, а устройством органов чувств. Не мир таков, а мы такие. Мы так воспринимаем вещи.

Поэтому пространство и время - это формы априорные (до и вне всякого опыта) нашего чувственного опыта. Цвета, звуки и запахи носят апостериорный характер (знание, полученное из опыта).

Мир напоминает о своем существовании через столкновение с органами чувств. Специфика этой информации в том, что она носит случайный хаотичный, единичный поток представлений. Чувства дают информации, ток поток впечатлений и представлений. Они специфически организованы — случайны, частичны и не полны.

Если свойства чувственного опыта таковы, то это требует применения и развития еще одной познавательной способности другого порядка, интеллектуальной способности, а именно рассудка. Рассудок смотрит со стороны на чувственный опыт, что у него по силам, а что - нет, сами чувства рефлексировать над собой не могут.

 

 

Ни чувства, ни разум не являются источником знаний. Мысли без содержания пусты, чувства без мыслей пусты.

Аналогия — историк и источник. Нужно ещё провести сортировку фактов.

Пространство и время, по средствам которого мы воспринимаем информацию — способы организации нашего опыта. Так устроена наша чувственность. Это чувство нас, а не реальности.

Трансцендентное как недоступное разуму у Канта противопоставлено имманентному, то есть присущему самому познающему субъекту.

Кант использует определённый язык. Пространство и время — априорные формы нашего созерцания ( внеопытные формы). В опыте нет пространства и времени. Всё организует форма. Содержания чувств носит апостериорный характер. Кант подчёркивает, что человек не пассивное существо, он активно преобразует мир. Чувства устроены опред образом. Человек актинвый творец знаний. На уровне чувств уже преобразует знания.

Следствие —

Функции рассудка

если наш опыт случаен, частичен и единичен, то необходимо развитие ещё одной способности, которая бы выполняла работу упорядочивания информации ( понятие рассудок).

Рассудок должен выполнить 2 задачи:

1. установить и показать возможности чувств

2. конструктивная функция — рассудок должен показать, чтобы та информация стала знанием. Рассудок придаёт содержанию форму. Чувство за содержанию, а рассудок за форму.

Есть правила и приёмы рассудка — категории. Формы рассудка ( категории):

категории — правила обозначения мышления, инструмент через который получаем понятия. Категории описывают правила мира.

Осн способ работы категорий- установить связь. Превращение потока впечатлений в знание. 

Знание есть результат синтеза чувств и разума. Каждая из способностей устроена особым образом. Информация случайна, хаотична и неполна. Информация — наши чувства организованы особым образом. Чувства — наше переделывание мира. Человек преобразует информацию. До опыта есть рамочка- форма пространства и времени.

Категории часть, не целое. Это не описание свойств мира, а обозначение инструментов, через которые мы познаём мир. «понятие «- для выявления важных сущностных свойств мира. Категории — инструмент для создания понятий.

Синтез. Связи отбрасывание несущественного, связь путём осознания причинно-следственных связей. Одни причины- вторые — следствия ( это не просто описание, а выявлении связей и закономерностей). Связи устанавливаются системой ( совокупность взаимосвязей). Не знаем прогнозов и следствий — не можем предсказывать события становятся не хаотичными, а логичными.

Установление причинно-следственных связей — получение знаний в процессе синтеза. Синтез создаёт знание. Аналитические высказывания знаний не создают ( просто проясняют), анализ не приращение информации , а просто его раскрытие. Новая информация путём синтеза и приращения. Анализ проясняет то, что уже содержится в понятие, но не создаёт новое знание. Выполнение методологических функций.

Категории носят априорный характер ( наш рассудок так утроен), в опыте нет категорий, это дорассудковое понятие. Рассудок содержит пустые формы.

Рассудок действует в направлениях мышления и познания. Рассудок проверяет обладает ли поступающая информация чертами знания. Человек должен обладать некоторой степенью рассудка.

Трансцендентальный — применение правил или рассудка к организации чувственного опыта. К тому, что поставляет нам чувственный опыт. Знание получаются только тогда, когда синтезируются чувства и разум. Один даёт формы, второй содержание. Рассудок создаёт знание — конституирует его. Трансцендентальная философия — направлена на поиск правил, которые должны помочь понять как получается ( создаётся знание).

Трансцендентальная эстетика — чувства

трансцендентальная аналитика — анализ рассудочных априорных категорий ( форм рассудка). Создаём.

Надёжное знание — знание полученное определённым образом по правилам ( пример курсовые и др работы- правила важно).- второй уровень познавательных способностей — уровень рассудок.

Тезис рассудок может понять то, что имеет границы и примеры ( имманентный мир — данный нам в опыте). Проблема рассудок хочет выйти за свои собственные примеры. Рассудок хочет выйти за рамки трансцендентного.

Необходима критическа рефлексия по отношении к рассудку — разум.

Структура :

чувства

рассудок

разум- идеи.

Идеи — это инструмент разума. Функция идей — регулятивная.

Разум не создаёт знание, знание создаёт рассудок. Разум даёт направление для знания.

Критическая задача разума - ( какие претенщии рассудка разум должен ограничить). Рассудок порождают иллюзии и противоречия.

3 иллюзии и 4 противоречия.

1. иллюзия — есть природа и душа человека. Вытекает из синтеза. 

2. убеждение существование мира как целого.

3. убеждение в существоание бога как первопричины всех вещей. Вытекает из причины- следствия.

4 противоречия:

1. конечен мир или бесконечен ( где остановится в делении на детали?). 2.Делим мир или не делим.

3. есть ли свобода или всё подчинено законам.

4. есть ли у мира конечная абсолютная причина или нет.

Мы думаем, что мир можно делить на части. Рассудок устроен так, что мы видим причину и следствие и мир устроен как причины и следствие ( мы думаем). Знание должно быть логичным и непротиворечивым ( мы хотим чтобы и мир таким был).

Наши фундаментальные заблуждения — перекладываем наши мысли на мир. Наш язык — отображение нашего мира ( по сути идеи Лотмана — язык определяет и кодирует всё).

Правила рассудка может отождествляться с реальностью, наше знание к знаниям как таковых.

Идеи разума полезны ( целостности, единства), но важно как их правильно применить.

Критика Канта

существоанание двух миров — мир феноменов — имманентный мир( мир для нас) мир повёрнутый к нам) и мир вне нашего опыта и представлений — ноумен ( трансцедентный- мир в себе). Пример : платонова пещера . Человек заперт в своих представлениях, мир от него ускользает.

2. антиисторизм мышления. Вопрос откуда рассудок появился в человеческом теле . Было фиксированное количество качество, вопрос возможны ли другие виды знаний. Попытка найти опред кол-во правил — механистические традиции науки того времени.

Основные черты представлений о познании:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...