Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема специфики чув опыта




• Насколько сами по себе чувства могут стать источником знаний. Тезисы о ненадёжности чувств как источника получения знаний. В чувствах мир дан как многообразие (совокупность индивидуальности), в опыте

это ставит проблему существенного и несущественное. Почему выбираем одни стороны, а другие нет? Что для нас является важное и неважное? Познание всегда селективная система.

Чувства дают 1 критерий : удовольствие или страдание, которое мы получаем от предмета.

Чувства дают сведения о частях, а не о целом. Не дают целостной картины тех или иных объектов. Показывают мир во времени ( чувства)

чувства дают субъективную информацию — зависят от мировосприятия самого человека. Вопрос — пахнет ли роза, когда её никто не нюхает? Где запах — в вещах или в нашем отношении к ним.

 Понятие гносеологии: Основные черты сенсуализма

Исследователи приняли 2 типа решения проблем:

1. сенсуализм ( эмпиризм) -

2. рационализм

это направления теории в познания. 1. считает, что чувства — источник познания, 2. разум источник познания.

Позиция сенсуалистов.

Сторонники — Френсис Бэкон ( ум 1826), Т. Гоббс, Джон Локк 1632-1704, Джордж Беркли. Англичане.

Основные положения:

1. чувства — единственный источник знания, т. гобс « нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах». Всё знание — чувственный источник.

2. чувства — источник и содержание разума.

3. чувства формируют интеллектуальные способности как таковые.

4. чувства — источник надёжного знания.

Методология сенсуализма.

Как получать надёжное знание.

Общий тезис — можно мысленно отбросить то, без чего можно помыслить существование тех или иных объектов. Человека можно помыслить без рук и ног- несущественное. Быть живым — существенный признак- иначе труп.Также с разумностью. Процедура анализа — расчленение на части и выделение самого важного. Процедура индукции — от сложного к простому.

Популярна идея Локка на деление всех признаков и качеств на первичные ( цвет, звук, запах- возникают при соприкосновении свойств) и вторичные .

5 качеств — плотность, протяжённость, форма, движение и количество. Объекты без этих качеств не существуют- существенные, необходимые признаки).

Далее движение наоборот от простого к сложному- синтез. Соединение в целое. Теперь обобщаем элементы.

Тяготел к номинализму ( от номен — имя) — тезис — определённые представления о мире. Существуют только индивидуальные объекты. Общего не существует. Общее — наша индивидуальная операция.

Что даёт нам надежду, что опят не ошибается. Почему мир именно такой. Почему опыт не ошибается? Фильм матрица. - ответ — принцип повторяемости природы. Природа повторяет самого себя. Кто видел одного зайца — видел всех остальных- повторяемость природы.

Стала основой для определённой концепции знания и познания- сначала накапливаем факты, их обобщаем, проверяем наши обобщения на опыте, на фактах. Если не подтверждаются, то либо ложные, либо бессмысленные. Стала базой для формирования научности и её критерий. В основе эмпирический критерий. Стандарт — основание для развитие естественных наук ( дал им философское обоснование). Репрессивность — стандарт навязали гуманитарным знаниям. Для исторического познания — нового ничего не нёс и выступал тормозом познания. Прошлое в опыте не дано — как проверить достоверность информации. В чём польза знания от индивидуальных исторических объектов. Потом в 18 веке мыслители — история может давать моральный опыт- история -это философия, которая учит на примерах. История — великие пророки и великие добродеятели. В итоге — достоверность — погрешности допустимы, главное, чтобы пример был хороший. Детали роли не играют, достаточно правдоподобие.

Критика сенсуализма. Основные черты рационализма.

Внутренняя критика . Джордж Беркли доказал, что нет разницы между первичными и вторичными качествами.

a. Сенсуализм смотрит на анализируемые факты с предвзятой точки зрения.

b. Вкладывает в ощущения то, что им не свойственно.

 существовать — значит быть воспринимаемым. Всё что не видим , не осязаем — не существует. Все мы существуем и продолжаем существовать ибо есть тот, кто забоится о нас, воспринимает нас. Нас воспринимает бог.

Девид Юм поставил проблему — откуда мы берём представление о связях, особенно о причинно-следственных связях. Откуда мы видим, что А явялется причиной Б. «после того- не следствие того».мы домысливам связи. История сродни вымыслу (в плане попыток связи между событиями). Идея связи граничит с вымыслом. Привычка- вера и убеждение в существование причинно-следственных связей. Исходя из этих утверждений, в науке вера, а не идея строгой доказательности.Идея всякой связи не вытекает из опыта, а привносится туда. Опыт не даёт обобщения. Позиция — скептицизм и пессимизм по отношению к познавательному процессу. В 19 веке такой подход получил название агностицизм ( сомнение в надёжности любого знания).

Рационализм.

Источник знания разум. Нет ничего в чувствах, чего раньше не было бы разуме.

Рене Декарт 1598-1650. Бенедикт Спизона 1632-1677. Г. Лейбниц 1644-1716. европейская ветвь.

a. Познание мира через опыт, исследование, эксперимент, которые проводятся на материальном уровне (всё, что видимо и ощущаемо – существует, а то, о чем так сказать нельзя, попросту нет).

По рационалистам = идеи первичны и идеи организуют мысль и формируют её.

Основной метод ( противоположен сенсуалистам) — метод дедукции. Нужно выводить следствия из базисных идей, но это нужно ещё проверять. Похожее на геометрию. От общего к частному. Опыт — не опровергает, а корректирует правила.

Декарт - метод очистить разум и в разуме найти простую, ясную и очевидную идею. Идея должна обладать достоверностью ( соответствовать реальности, внешнему миру)- тождество бытия и мышления.Пример — идея «я», но есть я как реальность. Мыслю, следовательно существую. Мышление как акт определения реальности. Факт: сомнение предполагает способность мыслить — значит усомниться нельзя. Если есть идея, которую придумал не я ? да, есть идея Бога (он существо бесконечное и его придумать нельзя). Доказательство существования бога ( если у меня в голове есть идея бога — значит, он существует). Онтологическое доказательство бытия бога.

Следующий тезис Декарта . Если бог — совершенен, то он не будет меня обманывать. Значит моё знание о мире может претендовать на надёжность. Основание для Декарта, чтобы рассуждать о мире. Если отбросим из опыта -то, что есть несущественное, то останется субстанция мыслящая ( то есть я) и субстанция протяжённая ( то есть мир). И таким образом можем изучать субстанцию протяжённую, то есть мир. Заблуждения лежат в человеческой воле ( субъективность, страсти).

Критический аргумент сенсуалистов — вопрос откуда в человеческой голове берутся идея. В логике декарта у человека должны быть врождённые идеи ( он типо с ними должен родиться). Сильно спорный тезис.

Второй тезис критики — господство умозрительных или спекулятивных представлений, под который просто подгонялся опыт. Пример 5 концепций по марксу и переход от формации к формации только через революции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...