Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие онтологии: картина мира эпохи Нового времени и Просвещения




Учение о принципах бытия с 17 века.

Целостное представление о мире- картина. Современная мысль зарождается с эпохи просвещения. Заложила базисные идеи ( позитивные и негативные).

Положения:

· Секуляризация сознания- отказ от идеи Бога в объяснении сущностных свойств мира и смысла жизни человека. Процесс, растянувшийся на столетия. Мыслители не используют идеи Бога в объяснении поведения человека. Входят: десакрализация ( расколдовывание мира — тайны и загадок в мире нет- идея, что для науки не существует загадок). Нет смысла вступать в диалог с природой ( ток с духовными сущностями вступают в диалог- теперь всё это лишается смысла). Идея : природа не храм, а мастерская. Важная черта: антропоцентризм — стиль видения и отношения к миру. Человек есть единственный смысл и цель существования и единственный способ существования мира. Эпоха радикального отказа отбрасывания предыдущей ( средневековой традиции- вопрос на какие ресурсы человек должен опереться ?) . Мироориентированность - осознание того, что это — единственный мир и в нём надо искать цели и смысл. Есть только этот мир. Мировоззренческие искания). Установка на активное преобразовательное отношение. Традиционная культура — приспосабливание, сейчас- мир должен быть переделан, нужно изменить мир. Расширение мира, шаг в новое, поиск ресурсов. Радикальная форма — идея покорения природы.

Принципы:

· Механицизм — как способ интерпретации мира, интерпретации живой и неживой природы как совокупности тел. Мир = машина, человек = машина. Формировал определённые представления о мироздании. Мир — однороден в пространстве и во времени ( антиисторизм).

· Детерминизм — для обозначения объяснения причин ( почему так?). Предполагал, что природу нужно объяснять через причинно-следственные связи, следует отказаться от идеи цели в объяснении ( отказ от Телеологии). Наука ищет не причины, а цели. У природы нет цели. Богу сначала отдавалась функция первотолчка ( кто-то в начале должен был толкнуть). Предполагал установку на поиск законов, связей между предметами. Практическая задача — установить элементы предсказания и контроля. Практики. 

Можно найти исчислимый список законов. Представления мир-система ( система замкнута и закрыта). Задача учёных — найти их. Законы носят универсальный характер ( везде одни и те же законы. Общество и природа управляются одними законами. Мир един — всё подчиняется общим закономерностям). Мир — строго определённая цепь природы и следствий. Случайностей нет, они иллюзия. Свобода человека — иллюзия.

Социальная онтология (принципы понимания человека).Отказ от традиционных представлений о человеке как о части целостного ( раньше — община, каста. Теперь — человек — автономное существо). Отказ от идеи равенства ( люди разные). - радикальный разрыв со всей предшествующий традицией. Следствие — человек такой же атом, как и все остальные. Общество — связанный набор движущихся атомов. Человек движет — удовольствие и страдание. Потом развилось в Бихевиоризм — мир воздействует на нас, вызывая раздражение ( от удовольствия и страдания). Общество — сумма атомов.

· Эссенциализм ( эссенция — сумма) — убеждения, что есть природа человека — вечная и неизменная ( вне зависимости от знания человека). Все люди одинаковые — всегда. Одни знают о природе, а другие — нет. Забота о собственном интересе. Человек стремится к удовольствию, избегая страданий. Цель жизни человека — стремление к счастью. идея свободы. Ни у кого нет обязательств. От природы все люди свободны, как свободен атом. Все люди одинаковы. Мнения правят миром. Следствие — война всех против всех. Специфика человека — идея разума. У человека есть разум. Разум — инструмент самопознания и познания мира, главное поставить знание о человеке и о себе. Разум теоретический ( самопознание) и разум практический ( действующий). Чел сначала накапливает впечатления, потом начинает их обощать и сортировать. По сути — анализ и синтез.

Разум накопив опыт и осмыслив его способен контролировать и регулировать человеческие страсти. Страсти правят миром, но разум способен познать страсти и поставить их под контроль.Пример — просто говорить, что курить вредно, но надо показать челу грустную картинку про сигареты.

Познание социального мира — тезис — страсти везде однотипны, определяются одними и теме же причинами.

Географический детерминизм- северные и южные страны.

Идея антиисторизма. 17-18 века антиисторичны. История — это поверхность, рябь. Явление, за которым скрывается одна и та же сущность. Одно и тоже, но разные языки и костюмы. Мир — есть совокупность тел. История существует только случайно. Цели в истории нет, история никуда не ведёт. Весь мир — театр, цели в игре нет, всё только повторяется.

Тезис — переустройства общества и человека ( чел- разумное сущ-во), суть переустройства — рационализация общественной жизни. Рационализация на основе контракта . Эгоизм каждого, счастье всех. Рыночная экономика- чтобы удовлетворить свой интерес, нужно удовлетворить интерес другого.

Конец истории — такая рационализации возможна в любом месте и в любое время.

Функции интеллектуала — людей надо просветить, не только дать знания, но и открыть глаза на то, кто они есть — все должны осознать, что они свободны и равны.У всех есть свои интересы. Миссия философа — нести свет разума в общество и культуру. Надо сначала просвещать правителей.

Понятие онтологии: картина мира эпохи Нового времени и Просвещения

Со втор половины 19 века до начала 20 века.

В европ к-ре возникли картины и принципы понимания мира. Понятия «прогресс», «развитие», «эволюция».

Создатели:

· Г. Гегель 1770-1831, лекции по философии истории, издана 1830 гг. создатель гегелианства.

· Карл Маркс 1818-1883, Ф.Энгельс 1820-1895- создатель марксизма. «К критике политической экономии. Предисловие».

Огюст Конт. 1798-1857. курс позитивной философии. Позитивизм — положительное знание.

Основа — труды Ч. Дарвина 1859 год — основа для дальнейшего рассмотрения курса.

Концепция развития = наука. Теория развития — научно должна быть доказана. Научное — мир развивается, мир эволюционирует. Разработан принцип историзма — социальный мир изменяется, не стоит на месте.

К. Маркс « мы знаем только одну науку- историю» - мир изменяется, всё становится историчным.

Идеи

· Идея линейности- движение в одном направлении. Разработка концепции времени. Время = линия, оно необратимо. Христианская концепция истории была одним из факторов формирования линейности исторического процесса. Также возникновение соц слоёв, которые видят перспективы в будущем ( пример: предприниматель). Мир движется из прошлого в будущее. Поступательность — каждая новая стадия будет лучше и совершеннее.

· Идея необратимости — каждая стадия имеет место 1 раз и она не повторяется.

· Идея преемственности- вкладывается в идею историзма — особенности каждого нового этапа имеют предпосылки в предшествующем. Позитивисты — всё идёт плавно. Марксисты — идея революций.

· Идея детерминизма — все определено законом, нет случайностей.

Гегель — свобода — осознанная необходимость.

Монизм — стремление объяснить все процессы и их причины к одному доминирующему фактору.

Базис — экономика, надстройка — дух и полит сферы.

Черта теорий прогресса— всемирно исторический характер. все страны и все народы пройдут все эти стадии и исключений не будут, но одни пойдут быстрее, вторые — медленно.

Черта теорий прогресса — естественно исторический характер ( законы природы и общ-ва едины, все законы — часть общего эволюционного процесса). Эволюция начинается в природе, а заканчивается в обществе.

Цель движения — у марксистов и гегелианством — цель истории = развитие свободы. Всё человечество проходит 3 стадии: Восток — свободен один, античность — немногие, германский мир — свободны все. Цель истории — переход из царство необходимости в царство свободы. История — осознание человеком собственной сути. Стадия коммунизма — полная реализация сущности человека ( свобода творчества и др). Максимум счастья для максимума людей.

Определяли критерии прогресса:

o связано с развитием техники и технологий,

o  развитие соц отношение ( рост среднего класса),

o  прогресс от монархии к республикам, от деспотизма к демократии,

o  от религии к науке, от борьбы за выживание к гуманности и альтруизму.

Позитивизм выстраивал линии прогресса. Истоки в природе — борьба за существование. Выживают те, кто приспосабливаются к среде. Прогресс в живой природе имеет истоки в неживой природе. Рост дифференциации ( рост сложности и разнообразия) и интеграция ( стремление к порядку, из хаоса возникает порядок). Прогресс — движение от простого к сложному.

Понятие эволюции ( в неживой природе), но когда люди понимают законы и сознательно пытаются продолжить этот процесс — прогресс

Методологическое значение теории — сформулировала новые темы истории. Идеи движущей силы истории. Гегель — движ силы- последствия — действия порождают последствия. В итоге — история движется. Новые поколения решают новые задачи.

В марксизме — борьба классов — эксплуататоры и экспуатируемые. Их борьбы — движ истории.

Позитивизм — борьбы за выжиывние — люди придумывают новые техники и технологии — в итоге — история движется.

Периодизация истории ( этапы, ступени):

теоретика прогресса. У Гегеля 3 стадии. У позитивизма 3 стадии — религия философия наука. В Марксизме 5 формаций. На востоке не действует 5 формаций — ввёл АСП. Роль окружающей среды. Историки и теоретики общ-ва начинают обращать внимание на структуры и процессы — на культурный контекст ( анализ процессов, ментальностей)- роль среды. Давали установку исследователям — что искать — только то, что говорило о прогрессе. Личность — воплощение духа эпохи- появление понятия всемирно исторических личностей. Вклад — своими действиями объективно движут историю вперёд. Великий не тот, кто убивает кучу людей, а кто этим движет историю вперёд.

Создана оптимистическая теория движения истории- Гегель — всё действительное разумно, а всё разумное — закономерно. Все лучшие — погибали . Идея у Гегля — опыт истории -никогда никого не учит. Тот кто на историю смотрит разумно, значит и на него история посмотрит разумно. История — последовательная реализация событий. Пала античность , но она внесла свой вклад в развитие прогресса.

Фукуяма Ф. - идея конца истории. Мир = движение к цели, история имеет конец. После падения СССР — двигаться некуда, только один путь развития. Пока ничего нового мы представить не можем.

Критика :

1. универсальность провозглашаемых ценностей. В других культурах — другие ценности ( пр- ценность длительности жизни — ток у современной европы). Возражение против абсолютности ценностей.

2. корреляция условий прогресса — действительно ли новые технологии способствуют росту человеческого счастья.

3. насколько можно говорить о прогрессе как о законе. Теории прогресса предлагалт пророчества — будущее будет именно таким.

Историцизм — умение делать пророчества. Историки и философы в поисках законов.

Метанарратив — большой рассказ — рассказ всех рассказов. Попытка сказать последнее и окончательное слово.

Выдвижение альтернативных позиций и концепций — концепция локальных цивилизаций ( культур)

Лаппо — Даниоевский . Россия и европа — труд. Пытался обосновать особый путь россии.

О. шпенглер 1880-1936. книга — закат европы. 1918 года. Перевели в 1923 году.

А. Тойнби 1889-1975. постижение истории в 12 томах. Отрицание концепции универсальности прогресса — нет единого всемирно исторического процесса- вся человеческая история — развитие самоценных культур. История — большое поле цветов.

С конца 19 века идея начинает критиковаться и выдвигается альтернативные подходы к пониманию.

Концепция локальных цивилизаций — ист движение — совокупность культур ( цивилизаций). Все культуры самоценны и самодостаточны. Нельзя загонять всех на одну лестницу эволюции. Стали выделять культурно-исторические типы — всего 10. у Шпеглера — 9, Тойнби 21 цивилизация.

Хар-ки цивиизационного подхода:

1. культура — единый и ценностный организм, всё пронизано единым стилем.

3. стадии начало — расцвет и конец.- смерть

3. стадия культуры и стадия цивилизаций . Стадия когда цивилизация реализует свой потенциал. На стадии — культура — рост, на стадии цивилизация — развитие. После угасание творческого потенциала культура мертвеет. У Шпенглера была идея — все культуры проходят одинаковые законы. Не закон развития, а структурный закон. Если знаем стадии расцвета и заката — можем предсказать на какой стадии находится наша культура. Если знаем про другие — можем предсказывать своё.

Критика .

Аспект проблемы преемственности — все мыслители полагали, что достижения одной цивилизации не передаётся другой. Прививки не было. Все культуры целостные и без заимствования ( особенно идея у Данилевского — Россия не Европа). Подчёркивали идею целостной специфики каждой эпохи и культуры- и это хорошо, это ценно. Идея терпимости и толерантности.

Концепциии — попытка сказать последнее слово по поводу создания мира. Пока концепция претендует быть подлинной и истинной — она претендует на последнее и окончательное видении.

Картина мира эпохи постмодерна.

Неклассическая философия.

«постмодерн» и «Постиндустриальное общество» .

Концепция Синергетики ( синергия — греч слово — совместное деяние)

идеи были развиты и сформированы изнач-но в естественных науках. Автор Илья Пригожин. 1977 году получил Нобелевскую премию за работу термодинамике неравновесных систем.

« порядок из хаоса».

Общество — открытая система. Большинство систем — открытые. Есть исчислымый список законов в замкнутых и закрытых системах. Можем предсказывать настоящее и будущее в закрытых системах.

Открытая система -

1. любая система находится в состоянии обмена с окруж средой. Система воздействует на среду и среда воздействует на систему. Тем самым вызывает новые последствия, которые 100% мы не можем предсказать.

2. система открыта — исследователь находимся внутри общества, не можем увидеть всей квартиры.Наше мнение ограничено — мы внутри системы, а не снаружи.

Следствия:

1.системы находится в состоянии колебаний- состояние — случайные отклонения от средних величин — флуктуация.

Чем сильнее колебания, тем больше система будет находиться в более неравновесном состоянии. Сильнее неустойчивость.

Причина изменений — человеческая деятельность. Человек преобразует мир сам того не зная. Последствия не могут предсказать и прогнозировать. Но последствия появятся (у каждого действия есть свои последствия).

Система расшатывается и ломается. Наступает Точка Бифуркации— точка выбора пути Вопрос когда наступит это точка. Предугадать нельзя. Понятия неусточивость. Нельзя предсказать решающий фактор.

Одно и тоже являение в разных контекстах даст разные следствия.

Будущее интерпретируется как открытое и многовариантное. Может быть разным, разные альтернативы реализации- нелиненость.

Процесс самоорганизации — остатки рухнувшей системы могут самоорганизовываться. Из хаоса в порядок. Самоорганизация системы # психологи проводили эксперименты. Брали коллектив и изучали. Чтобы он нормально функционировал, коллектив должен делаться натрое: креативщики, исполнители и критики. Убирали критиков. Коллектив снова становился поделенным на три части. Это и есть самоорганизация и реорганизация системы. Чтобы такая самоорганизация имела место, должно сохраняться постоянство каких то факторов или действий. Но что может послужить фактором можно только предполагать.-это и есть сущность процесса самоорганизации. Есть есть стремление- будет самоорганизация.

Современные идеи по истории.

Эволюционизм устарел, линейность признаётся устарелой.

Все строятся для какой-то задачи, именно одной определелённой. Нет абсолютно правильной и единой периодизации европы.

Плюраллизм Для решения разных задач разные системы периодзации. Нет никакой предопределённости в смене одного ист этапа другим. История в каждой точке могла пойти другим путём. Точка Бифуркации — точка выбора пути. Вопрос — как так получилось? Ничего в истории не предопределено.

1Следствие Позволяет понимать нереализовавшиеся альтернативы. И те факты, которые не укладываются в основную концепцию истории.

2 следствие — невозможно объяснить все исторические явления одной причиной. В разные эпохи разные комплексы причин. Нельзя всю историю объяснять однаковымипричинами или факторами ( экономика и др).

Гносеология.

Теория познания.

Позволяет получать человеку достоверное знание, возможность его получения. «что есть истина».

Истоки гносеологии:

С момента нового времени получила особую актуальность . Социокультурные основания: Крах авторитета священных текстов и древних авторах. В новое время — появление новых ценностей. Ориентация на самоценности этого мира, а не на религию. Бога нет — никто не может помочь. Надеяться не на кого. Вопрос что я могу и что мне по силам. -( основания интереса к гносеологии)

Радикальный подход — Рене Декарт — принцип радикального сомнения. Отказ от метода опоры на авторитеты — поставили под сомнение. Декарт считл, что вместо того, чтобы копаться в авторитеты нужно взглянуть на источник ( человеческий разум и чувства). Всё это нужно подвергнуть рефлексии — что могут чувства и что может разум по своей природе.

Нужно интерпретировать всю прошлую традицию как предрассудок — сомнительное знание. Если очиаем разум — остаются чувства и разум. На основании этой рефлексии надо искать новое знание. Чувства имеют приоритетное значение ( получаем информацию через органы чувств).

Выводы теории:

• рефлексия над чувствами как источник познания. Чувствам, предоставленные самими себе не могут дать надёжное знание.

По 2 причинам:

1. влияние чувств на получаемую информацию- влияние страстей ( невнимательность, торопливость, первое впечатление, поспешное обобщение).

2. доверие авторитету. Доверие к сведениям сообщаемым другими без их проверки. Беда историков. Пример критика битв.

3. влияние внепознавательных авторитетов. Эгоистические интересы ( жажда славы, власти и богатства). Моральные ( патриотизм)знание становится инструментом для достижения цели- выстраивают знания под цели.

Стало основанием для разработки требований, к познающему субъекту — требования профессиональной этики (правила по отношению к коллегам, к знаниям) — критичность, бесстрастность, демонстрация метода получения знания, о

общедоступность знания, запрет на плагиат- ссылка на инфу.

4 критерия Мертона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...