Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория доминирования Ф. Перру.




Выражением власти в экономике является доминирующий эффект. В теории Ф.Перру эффект доминирования означает асимметричное и необратимое влияние, которое экономический агент, фирма или нация оказывают на агентов, обладающих меньшей властью. Он пишет: «Между двумя экономическими юнитами, А и Б, доминирующий эффект присутствует, когда в определенном пространстве юнит А оказывает на юнит Б необратимое или частично необратимое влияние. Доминирующий эффект есть разновидность рода асимметрий, которые мало и бедно изучены потому, что они ставят под угрозу гармонию и хрупкость здания (системы) общего равновесия» [197, р.56]. Доминирующий эффект может носить преднамеренный или непреднамеренный характер. Согласно Перру, непреднамеренный доминирующий эффект имеет место в случае, когда проведение структурных изменений в А вынуждает Б модифицировать свою собственную структуру без какой-либо возможности для Б оказать такое же обратное влияние на А.

 

В соответствии с логикой ученого совершенная конкуренция может быть рассмотрена как экономическая ситуация, где любой элемент доминирования отсутствует, т.е. где имеет место «контракт без борьбы».

 

По Ф.Перру, доминирующий эффект не может быть описан как результат простого различия в размерах. Экономический юнит, оказывающий доминирующий эффект, действует так благодаря комбинации трех элементов: во-первых, его относительной величины (т.е. роли в совокупном спросе и предложении); во-вторых, его переговорной власти, представляющей собой власть, которая может быть применена для фиксирования условий обмена; и, в-третьих, его места в целостной структуре общественного разделения труда.

 

Эффект доминирования выступает главным фактором в сфере экономической деятельности. Проблема доминирования является повторяющейся темой в экономических исследованиях Ф.Перру. Экономическая реальность есть сеть (множество) явных или скрытых властных отношений, сеть взаимодействий между неравными силами, т.е. доминирующими и доминируемыми (подчиненными) партнерами. Таким образом, модели экономики равенства Ф.Перру противопоставляет теорию экономической борьбы (т.е. экономической власти) неравных экономических агентов. Результат реалистической интерпретации рыночной структуры заключается в том, что современную экономику невозможно рассматривать как сеть обмена, независимую от сети власти. Чистый обмен возникает лишь в отдельных случаях [197, р.64].

 

Особенно Ф.Перру подчеркивает важность эффекта доминирования для понимания динамики развития экономической системы. Развитие капитализма возможно описать только вокруг центральной фигуры динамичного предпринимателя, который осуществляет инновации и доминирующий эффект в одно и то же время. «Динамичная конкуренция, которая порождает экономический прогресс, – пишет он, – не может иметь место между равными противниками; ее поле и ее роль предполагают неравенство» [197, р.60]. Согласно Перру, носителями доминирующего эффекта в экономке выступают динамичные предприниматели. Они оказывают на рынок большее влияние, чем рынок – на их поведение. Чтобы достичь своих собственных целей, они не приспосабливаются к тенденциям окружающей среды, а осуществляют наступательную стратегию в том же или в противоположном направлениях. Чтобы экономическая инновация дала эффект, предприниматель должен оказывать доминирующее влияние на конкурирующие предприятия, на потребителей, а также нередко на банки или на государство [197, р.59‑60].

 

Осуществление доминирующего эффекта базируется на принуждении. В теории Ф.Перру принуждение (частное или государственное) пронизывает всю экономическую жизнь. Это есть «вездесущее, но забытое экономическое благо» [См.: 173, p.19]. По мнению Ф.Перру, это есть благо, поскольку, во-первых, для него имеется альтернативный набор вариантов его использования; во-вторых, его использование необходимо или желаемо для экономических агентов; в-третьих, предложение данного блага носит ограниченный характер. Как экономическое благо принуждение может выступать по отношению к другим благам либо как комплемент, либо как субститут. Для приобретения средств принуждения требуются издержки – как и для производства и потребления любого обычного блага. Принуждение используется частными и государственными агентами как на рынке, так и для осуществления внерыночных операций. Публичное принуждение есть организованная и социально легитимная форма, применяемая монополистическим образом со стороны государства. Что касается частного принуждения, то оно проявляется в отношениях экономической единицы с потребителями, конкурирующими производителями, прессой, государством и т.п. В рыночной экономике предприятия могут находить выгодным использование различных средств влияния или частного принуждения для воздействия на своих конкурентов на рынке или для достижения от государственной власти введения благоприятных изменений в “правила игры”. Ф.Перру полагал, что в современной экономике фирмы или группы фирм, обладающие властью, могут применять различные способы использования принуждения в попытке изменить экономическую среду и поведение своих конкурентов или же модифицировать «правила экономической игры» для собственной пользы [173, p.16]. Такие способы влияния включают в себя и использование нерыночных операций – предотвращения расширения кредита для конкурентов, промышленного шпионажа, угрозы насилия. Более того, по его мнению, структурные изменения в современной экономике есть результат не столько ценового и рыночного механизмов, сколько экстрарыночных действий фирм и групп фирм.

 

Динамика доминирования анализируется Ф.Перру на разных уровнях: доминирующая фирма, экономическое пространство, частные макроюниты, государство как общественный макроюнит, доминирующая национальная экономика.

 

С позиции Ф.Перру, доминирующей можно назвать всякую фирму, которая с помощью масштабов своей деятельности и влияния оказывает на своих клиентов и конкурентов влияние, исключающее всяческое сопротивление. При этом нельзя смешивать понятие господства (доминирования) с монополией: сфера деятельности господствующей фирмы шире, чем сфера деятельности монополии.

 

В понимании Ф.Перру, влияние доминирующей фирмы можно свести к следующим позициям.

 

Доминирующая фирма оказывает на окружающую среду такое воздействие, которое определяет ее дальнейшую деятельность. Сохраняя за собой свободу действий, она принуждает другие фирмы к приспособлению. Совокупность подчиненных хозяйств изменяется в зависимости от политики господствующей единицы. Доминирующая фирма, предоставляя кредит своим покупателям, вмешиваясь в финансовую деятельность своих более слабых конкурентов, оказывая влияние на крупные кредитные учреждения, проникает, тем самым, в сферу распределения кредита. Господствующая фирма оказывает влияние на условия установления экономического равновесия: этот процесс приобретает преднамеренный характер, на него влияют тот уровень цен и тот объем производства, которые она определяет, исходя из собственных интересов. В то же время нарушение равновесия, вызываемое политикой господствующей фирмы, становится таким отклонением от нормы, которое – в отличие от нарушения равновесия в условиях свободного предпринимательства – распространяется на смежные отрасли и носит устойчивый характер.

 

Существование доминирующих фирм не только подрывает надежду на автоматическое восстановление экономического равновесия, но и вообще отрицательно сказывается на экономической устойчивости. По мнению Ф. Перру, необходимо изменить теорию всеобщего равновесия, и в ней надлежащее место должно занять положение о господствующей фирме. Эта теория должна учитывать фактор власти, которую некоторые экономические единицы могут распространять на другие фирмы. Безусловно, между господствующими и подчиненными единицами ведется постоянная борьба, а со стороны тех, кто находится в сфере господства, принимаются меры к сопротивлению. Поэтому, с точки зрения Ф.Перру, изучение рыночных отношений между равными экономическими единицами должно уступить место исследованию вопросов о цели, преследуемой господствующими фирмами, о методах, с помощью которых они диктуют свою волю и все больше укрепляют свои позиции, и о средствах сопротивления тех, кто попадает под угрозу подчинения таким фирмам.

 

Принцип доминирования и международные экономические отношения. Ф. Перру переносит исследование проблем власти и на международные отношения. Ядро теории доминирования Ф.Перру основано на представлении об асимметричных отношениях. Фирмы, предприятия, регионы не равны, как не равны нации или национальные экономики. В экономических отношениях между нациями существуют несовершенная конкуренция и сильная интервенция государственной власти, которые влияют на предложение, спрос, цены на продукцию, потоки капитала и имеют тенденцию разрушать действие свободного рынка. Никто не может отрицать, что между нациями существует определенная асимметричная зависимость различной степени. При этом одни национальные экономики доминируют над другими. Основываясь на факте присутствия власти в международной экономике, Ф.Перру утверждает, что принципы доминирования являются полезным инструментом для анализа международных экономических отношений [См.: 173, р.156‑182].

 

Доминирующий эффект в рамках международной экономики может проявляться разными путями. Он может вызвать изменения агрегированных показателей национальной экономики, что очевидно, когда увеличение ВНП доминирующей экономики страны А является причиной увеличения ВНП экономики страны Б как результат ее торговли со страной А. Доминирующий эффект может оказываться группой фирм внутри одной страны на группу фирм в других странах. Такой эффект достигает своего пика в случае, когда нация, имеющая мощные олигополистические группы, поддерживаемые политической властью, может оказывать сильное асимметричное влияние на другие страны. Асимметричное влияние между нациями может обладать ускоряющим или тормозящим эффектами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 794.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...