Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуализм и экономичекий порядок в концепции Ф.фон Хайека.




Ф. фон Хайек ( 1899-1992) — австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974). Его идеи изложены в ряде работ, которые получили большую известность во вт.пол.20 в. Среди них выделяют: «Индивидуализм и экономический порядок», «Дорога к рабству» и т.д.

Хайек пытается рассмотреть взаимосвязь между фундаментальными положениями социальной философии: право, свобода, индивидуализм, принуждение, государство. С т.зр. Хайека:1)всякое государство обладает властью; 2)процесс обретения власти государством не может быть сведен только к делегированию властных полномочий от индивидов к лицам, которых эти индивиды пожелали олицетворять государством. Х. утверждает, что существуют процессы, которые развиваются в обществе явно или подспудно в виде дифференциации власти или узурпации власти. В «Дороге к рабству» Х. утверждает, что все тоталитарные режимы так или иначе возникают на диффузии власти. Крайней формой дифференциации власти выступает власть толпы, т.е. Х. подтвердил справедливость тезиса Платона о том что «охлас» - толпа рождает тирана. Узурпацию власти рассматривал как соотношение функций и полномочий на основе силы. Сила представляет собой указаконенную форму принуждения, возрастающую в результате формирования общественного страха перед властью. 3)Х. утверждает, что государство обладает экономической властью и является злом: нет никаких оснований утверждать, что экономическая власть возникает в результате делегирования. Это утверждение базируется на том, что ни один субъект иначе, чем рыночным способом не передает другому право собственности на экономические ресурсы, право предпринимательства и право потребления. 4) Х. утверждает, что функции государства в экономике должны быть сведены формированием правительственных условий для осуществления экономической деятельности. 5) Х. не использует никаких властных отношений, если их механизмом не является прямой приказ.

Экономика власти Я. Такаты.

Я.Таката в числе своих прямых предшественников, внесших свой вклад в развитие теории власти, называет выдающегося отечественного экономиста М.И.Туган-Барановского. Позиция нашего ученого в изложении Я. Такаты состоит в следующем. По мнению Туган-Барановского, в основном пропорции обмена и, следовательно, цены на товары определяются в соответствии с отношениями полезностей, т. е. он не отвергает того, что интерпретируется как теория предельной полезности. Сферой, куда Туган-Барановский включает элемент власти, является сфера распределения, т.е. цены на производительные блага или факторы производства. Чистый продукт распределяется как доход множества экономических агентов или (если посмотреть с другой стороны) как цена факторов производства. Сама величина чистого продукта определяется в соответствии с отношениями полезностей. Но Туган-Барановский полагал, что величина, распределяемая рабочим как заработная плата или капиталистам – как процент, определяется в соответствии с отношениями власти. Таким образом, Туган-Барановский, в противоположность Бём-Баверку, соединил экономические законы и власть. Цена товаров определяется предельной полезностью. Но какая часть этой цены распределена рабочим, а какая – капиталисту, решает власть. Иначе говоря, есть две силы, контролирующие современную экономику: экономические законы обмена и власть. С его точки зрения, распределение детерминируется властью, а цена ‑ полезностью[26].

Я.Таката различает две модели власти в экономической теории. Согласно первой из них, рыночная экономика является самоуправляемым объектом, а власть предпосылкой для существования экономики. Как только это условие удовлетворяется, экономика развивается согласно своей логике (т.е. своим законам). Поэтому экономическая теория не учитывает действия власти, поскольку она просто формулирует законы движения экономики в соответствии с ее собственной логикой. Таката характеризует данную позицию как «экономическая доктрина Монро» [200, p.89].

Второй подход, представленный в рамках теорий власти, утверждает, что власть играет активную роль в экономике. Экономика не является независимой от власти и не имеет собственной логики, полностью изолированной от нее. Сторонники этих теорий полагают, что экономическую теорию, (и особенно теорию цен) можно объяснить только с учетом влияния власти. Таката считает, что, с позиции статической теории, которая не включает в себя власть, анализировать сегодняшний изменяющийся мир нельзя. Что действительно надо сделать в данном случае, так это реконструировать теорию таким образом, чтобы включить в нее концепцию власти. Отсутствие власти в экономическом анализе означает пропасть между экономической теорией и реальной экономикой..

Я.Таката полагал, что люди не просто стремятся к максимизации полезности, но и обладают волей к власти. Эта воля включает в себя три потребности – в приобретении власти, в использовании власти и в демонстрации власти [209, р.81]. Такое стремление к власти заметно проявляется на рынке факторов производства (земли, рабочей силы, капитала). Этим, в частности, и определяется значение власти для распределительной теории.

Я.Таката различает и противопоставляет экономику, основанную на полезности (utility economy) и экономику, основанную на власти (power economy) [209, p.82‑86].

По Такате, власть имеет два широких типа: «внутренняя власть», которую лидеры группы имеют над ее членами, и «внешняя власть», которую группы могут иметь «против внешнего мира». Такое различие связано с другим, которое сформулировано им позднее: между подлинной (intristic) властью, означающей спонтанное или добровольное подчинение одного индивида другому, и «внешней властью», базирующейся на принудительных санкциях. Кроме того, Я.Таката разделяет социальную власть на экономическую (власть над другими, осуществляемую через предложение товаров) и внеэкономическую (осуществляемую путем прямого воздействия без опосредования экономическим благами)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...