Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория национальной экономической политики В. Ойкена.




Итак, Ойкен выступал против планирования. Хотя он подчеркивал его возможности, и даже необходимость на отдельных предприятиях, где можно охватить весь процесс целиком. На уровне же народного хозяйства, доказывал Ойкен, планирование принципиально невозможно. Он также четко показал, что порядок не препятствует экономической свободе, а напротив, обеспечивает ее реализацию, что конкуренция не сохраняется и не воспроизводится автоматически, а вытесняется монополией, если не предпринимаются специальные меры по защите конкуренции. Последняя вообще реализуется в определенных условиях, которые также необходимо надо создавать и поддерживать.

Свобода личности и индивидуализм.

Хозяйственные отношения всех людей должны, по Ойкену, стать предметом анализа экономической науки независимо от их значения, выражаемого в глобальных экономических величинах. Методологический индивидуализм университетской экономической науки недостоточен, поскольку он всегда применятеся "функционально", т.е. только по отношению к сверхиндивидуальным явлениям, например экономическому росту группы богатейших стран, оставляя без внимания существенную часть мирохозяйственной реальности.

Особое значение Ойкен уделял в своих работах вопросам свободы личности, индивидуализма в условиях капиталистических отношений. Этой проблеме он посвятил главы третьей книги труда "Основные принципы экономической политики", а также подробно остановился на этой проблеме в уже упоминавшейся выше монографии "Основы национальной политики". Проследим, как понимал индивидуализм Ойкен. Он считал, что функциональный индивидуализм уходит корнями в традицию утилитаризма, на которой в значительной мере базируется ортодоксальная экономия. Последовательный индивидуализм "Основ" происходит, напротив, из традиции свободного просвещения как духовного, художественного и политического движения. Это индивидуализм, который в Германии представляли, например, Лессинг и Кант, а также Гете и Шиллер. Он означает, что каждый человек должен рассматриваться как ценность сама по себе. Слабость этой позиции всегда заключалась в том, что она обдумывалась и применялась в духовной, но не в материальной сфере, теоретически, но не практически. Ойкен принадлежал к тем немногим, кто сделал этот индивидуализм методологически и нормативно применимым в отношеии повседневных материальных проблем людей. В известном смысле он поставил Канта с головы на ноги.

Экономическая реальность характеризуется прежде всего тем, в какой мере каждый индивид свободен в реализации собственных хозяйственных планов. Это центральная предпосылка теории хозяйственного порядка по Эйкену. Власть на рынке определяется способностью одного из его участников ограничивать экономическую свободу других участников. Каждый имеет одинаковую меру экономической свободы, но каждый в равной степени безвластен на рынке, поскольку вынужден принимать рыночную цену. Все хозяйственные порядки можно характеризовать через различные формы распределения власти и свободы.

Монетаризм.

МОНЕТАРИЗМ (от лат. moneta - монета) - экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Исходные положения теории сформулированы американским экономистом М. Фридменом в его работах «Очерки позитивной экономики» (1953), «Капитализм и свобода» (1962)и позднее в написанной совместно с Р.Фридмен книге «Свобода выбора». Возник в 50-е гг. как антипод кейнсианской теории. Ключевые положения: 1) регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем за денежным обращением; 2) рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике; 3) денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции; 4) инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в т. ч. и с помощью сокращения социальных программ; 5) при выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: а) уровень ожидаемой инфляции; 6) темп прироста общественного продукта. Монетаризм в России в его классическом варианте не использовался. Хотя отдельные его положения в первые годы реформирования ее экономики (1992-1993) применялись. В настоящее время в большинстве стран мира идеи М.Фридмена воспринимаются неоднозначно.

Современные концепции экономической политики.

Первая концепция - политика периода кризиса - является в настоящее время доминирующей в российской (и мировой) теории и практике управления всех уровней и предусматривает преимущественную поддержку государством финансового сектора экономики - при сокращении бюджетного финансирования инвестиционных программ, включая инновационные, то есть прорывные направления научно-технического и технологического характера.

Такая концепция является некорректной в социально-политическом плане, ориентируя население, бизнес и власти всех уровней на негативные ожидания, что может еще более ухудшить сложившуюся ситуацию. В целом, данный подход выражается в сохранении чрезмерной сырьевой и финансовой зависимости экономики России, а также стандартов потребления от внешних условий и факторов экономического развития, в сохранении монополярности мировой экономики.

Вторая концепция, политика переходного периода - предусматривает, в отличие от кризисной концепции, напротив, преимущественную поддержку государством реального сектора экономики, прежде всего, инновационных, то есть прорывных направлений научно-технического и технологического характера, не исключается также и целевая поддержка как регионов России и социальной сферы, так и банковской.

В отличии от первой концепции, реализация концепции переходного периода исключает дальнейшее сползание экономики России в состояние кризиса и далее - в состояние депрессии , то есть ориентирует экономику России именно на структурные и дальнейший ее переход в состояние подъема. Очевидно, что, так или иначе, аналогичные цели ставятся и кризисной концепцией, однако, принципиальные отличия указанных концепций состоят в том, что такие структурные изменения являются характерными и поэтому осуществимыми не в периоды кризиса, а именно в переходные периоды мировых экономических циклов.

Такая концепция является корректной и приемлемой в социально-политическом плане, ориентируя население, бизнес и власти всех уровней на позитивные ожидания, что может смягчить сложившуюся ситуацию. В целом, такой подход выражается в преодолении, прежде всего, чрезмерной сырьевой и финансовой зависимости экономики России, а также стандартов потребления от внешних условий и факторов экономического развития, то есть в преодолении монополярности мировой экономики.

Государство и рынок.

Будучи автоматическим регулятором хозяйственной жизни, рынок имеет и негативные стороны. Возникает большая и зачастую зависящая не от эффективности хозяйственной деятельности, а от случайных обстоятельств дифференциация доходов. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с социальным обеспечением населения, использованием невоспроизводимых природных богатств и т. д. Это относится и к организации фундаментальных научных исследований (например, в области теоретической физики). Рыночные системы развиваются циклически: годы роста сменяются годами застоя или спада. Безработица, рост цен, спекуляция ценными бумагами тоже возникают на почве свободного рынка. Свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования - задача государственного регулирования. Рынок в наше время не является единственным регулятором экономической жизни. На экономические отношения воздействует государство, используя законодательство и экономические методы. Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений. Особое место занимает антимонопольное законодательство, цель которого - ограничить на рынке диктат монополистических объединений. Один из рычагов регулирования экономики - государственные заказы, закупки тех или иных товаров (прежде всего, военного назначения), которые позволяют увеличить спрос, т. е. расширить внутренний рынок. Важнейшим рычагом является финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Государство увеличивает или уменьшает ставки налогов с населения и с предпринимателей. Таким образом, оно способствует расширению производства или тормозит его, стимулирует или сокращает спрос. За счет части собранных налогов государство предоставляет субсидии предпринимателям, поощряя производство в тех или иных отраслях. Среди основных рычагов воздействия на рынок следует назвать кредитно-денежную систему. Государство обеспечивает экономику деньгами и контролирует их обращение в целях поддержания экономической стабильности. Товаропроизводители в определенных ситуациях (например, когда необходимо вложить средства в техническое переоснащение производства или когда предыдущая партия товара не продана и выручка не поступила) нуждаются в том, чтобы занять деньги. Их дают взаймы на короткий или длительный срок (кредит) банки. При этом деньги должны быть возращены банку в сумме, на несколько процентов превышающей сумму, взятую взаймы. Понижая или повышая процентную ставку, государственный банк ограничивает или расширяет возможности получения кредита. А это, в свою очередь, влияет на возможности расширения производства тех или иных товаров. Воздействие государства на рынок осуществляется и с помощью экономического программирования. Государственные программы или планы в рыночной экономике оказывают на нее большое влияние, хотя не являются обязательными для частных товаропроизводителей. Государственные органы разрабатывают программы и прогнозы на ряд лет, анализируют варианты равновесия между производством и потреблением, между различными отраслями производства. На этой основе даются рекомендации товаропроизводителям, принимаются решения о льготных кредитах и субсидиях и других мерах активизации предпринимательской деятельности. С середины XX в. такое "косвенное планирование" рыночной экономики утвердилось во всех развитых странах Запада. За счет государства осуществляются научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что частично избавляет предпринимателей от соответствующих расходов и тем самым стимулирует производство определенных видов продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 626.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...