Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.




Структура индивидуального сознания. Наиболее известная точка зрения на структуру индивидуального сознания (наиболее известная) выделяет следующие его элементы: мышление, память, эмоции, воля.

Мышление- это интеллектуальная деятельность человека по решению определённых проблем. Также под мышление понимается логическая способность человека к размышлению.

Память- это особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Она необходима человеку, т.к. она позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека . Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности , выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.

Под общественнымсознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология.

Также в структуре общественного сознания выделяются и формы. Среди основных форм общественного сознания принято выделять политическое сознание (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм), правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми), религиозное сознание ( отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценок).

 

 

Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).

Познание – это творческая деятельность человека (и человечества), направленная на получение достоверных знаний о мире.

Один из основных вопросов философии: познаваем ли мир (соответствуют ли наши знания действительности) на который в философии сложились следующие 3 точки зрения:

1.Гносеологический оптимизм (Уверенность в том, что мир познаваем).

2.Скептицизм (Сомнение в познаваемости мира).

3.Агностициз (Утверждение в том, что мир непознаваем).

Гносеологический оптимизм характерен для преимущественного большинства философских учений от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с верой в то, что истина существует.

Агностицизм, в отличие же от гносеологического оптимизма, говорит о непринципиальной познаваемости мира. Не отрицая истину, агностики (Кант, Юм) ограничивают её человеческой субъективностью, за пределы которой познание не может выйти. Данная точка зрения базируется на том, что истина никаким образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимо от нас.

Скептицизм в свою очередь высказывает сомнение в познаваемости мира. Идея скептицизма базировалась на том, что истины как таковой не может быть, поскольку человеческие знания всегда относительны зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т.д.

 

Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание).

Субъект познания – человек, обладающий способностью к познанию. Объектом познания является фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли. Как правило познавательная деятельность человека направлена на поиск нового знания либо усовершенствования старого.

Познавательную деятельность можно разделить на несколько ступеней:

1)Проблема. Ступень, на которой возникает сложные и противоречивые вопросы, требующие разрешения.

2)Выработка гипотезы. Научно-обоснованного предположения, требующего проверки.

3)Разработка непосредственно теории, т.е. системы знаний, описывающих определённые явления.

Знание - это проверенны общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи природной, социальной и духовной реальности. Как уже говорилось выше главной целью познователной деятельности является выработка знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...