Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания.




Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Вненаучное (обыденное) познание - это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.

При изучении научного познания следует учитывать основные его различия с обыденным познанием, которые и являются его специфическими отличиями от других видов познания:

1)Субъектом познания в научном познании является специалист, профессионально подготовленный человек, обладающий особыми знаниями и умениями.

2)Объектом познания являются законы действительности, объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а будущей практикой, а не предметы повседневной практики и материального производства как в обыденном познании.

3)Способом познания выступает особый вид практики (научный эксперимент) и мыслительная деятельность с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искусственного языка. В обыденном же познании способом познания выступает практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке.

4)Результатом научного познания является научное знание – принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах их бытия. В обыденном познании – обыденное знание, не обладающее принципиальной новизной и ограниченное внешними сторонами вещей.

Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.

Наука – это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-культурное явление, которое выступает как:

1)Система достоверных знаний о различных сферах мира.

В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединённых в строгую и логически упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и её философские основания.

2)Деятельность по производству знаний.

Наука – это особый вид познания, представленной в виде активной целенаправленной деятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах её функционирования и развития.

3)Социальный институт.

Будучи социальным институтом, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, ВУЗы, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различных форм коммуникаций между ними (научные издания, конференции и т.д.). Всё это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, её функционирование и совершенствование.

Функции науки в современном обществе:

· Культурно-мировоззренческая- наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки);

· Непосредственно производительной силы- все достижения технического и технологического процесса представляют собой практическую реализацию научного знания;

· Социальной силы - наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности).

 

 

Методы научного исследования и их классификация.

Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная (теоретическая) задача.

Классификация научных методов обусловлена структурой научного исследования как такового. Научные методы делятся на два уровня:

1. Методы эмпирического познания .

2. Методы теоретического познания.

Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. К методам эмпирического познания относятся:

1) наблюдение — это целенаправленное изучение предмета на основе работы органов чувств без вмешательства в изучаемое явление;

2) эксперимент — это целенаправленное изучение предмета в специально созданных, искусственных и контролируемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно;

3) сравнение — это выявление сходных черт или различий предметов;

4) описание — это фиксирование результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью специальных систем обозначения. Описание осуществляется с помощью схем, таблиц, диаграмм и т.д.;

5) измерение — это выполнение познавательных действий с целью нахождения количественного, числового измерения величины.

К методам теоретического познания, в частности, относятся:

1) формализация — это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью формализованного языка. При формализации рассуждения о предметах заменяются операциями со знаками, что наглядно проявляется в математике или символической логике.

Однако не все науки можно уложить в русло формализации. К примеру, философия или культурология не поддаются формализации. данный метод плодотворен, прежде всего, для естественных и технических наук.

2) аксиоматический метод — это выведение знания из некоторых исходных положений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не требуют доказательств.

Общелогические методы являются общими для эмпирического, теоретического, философского познания, а также для других видов познавательной деятельности.

Общелогические методы включают в себя:

1) анализ — это мысленное разделение предмета на составныеzчасти;

2) синтез — это мысленное объединение частей в единое целое;

3) абстрагирование — это мысленное выделение самых главных, самых существенных сторон, качеств предмета. Примером абстрагирования может быть утверждение о том, что существенным качеством растений является способность к фотосинтезу;

4) идеализация — это мыслительная операция, связанная с образованием идеализированных объектов, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, добро, справедливость, честь и т.д.);

5) моделирование — это метод исследования объектов и предметов на основе их заместителей — моделей. Модель — есть аналог определенного фрагмента действительности. Модель замещает оригинал в процессе познания или практики.

Также к общелогическим методам можно отнестиклассификацию и дедуктивный метод.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...