Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы чувственного и рационального познания.




Выделяют два уровня познания: чувственное (осуществляется посредством органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) и рациональное (осуществляется посредством форм мыслительной деятельности).

Выделяют следующие формы чувственного познания:

1.Ощущение – это образ отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

2.Восприятие- отображение уже не отдельного свойства, а их систему, целостность, возникшее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды.

3.Представление-это воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или воображения. Воображение- это воспроизводство в сознании чувственных образов предметов, не воспринимавшихся ранее.

Существуют также 3 формы рационального познания:

1.Понятие- это форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определённого класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды.

2.Суждение- форма мысли, выраженная предложением, в которой что-то утверждается о предмете, или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания.

3.Умозаключение- форма мысли, в которой на основе нескольких суждений делается новый вывод. Выделяют индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту.

Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Помимо выделенных уровней ( рациональный и чувственный), важную роль в процессе познания играют интуиция и воображение.

Интуиция- это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путём его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чувственного опыта с универсальностью рациональных истин.

Воображение – воспроизводство в сознании чувственных образов предметов, не воспринимавшихся ранее. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Следует отметить, что воображения создаются только путём переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.

Творческая деятельность самым тесным образом связана с познанием, т.к. предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Без познания как таковой творческой деятельности не существовало бы. Познание является основой творческой деятельности, тем инструментом с помощью которого реализуется приобретённое знание. Таким образом, творчество как процесс создания нового выражает конструктивный и преобразовательный труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, что является отражением объективного мира в сознании человека. Творчество - это прежде всего сборный процесс (это и познание, самопознание, и самореализация человека). В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

Познание и практика.

Практика (практическая деятельность) – это деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Изучения познания как такового показало, что познание необходимо рассматривать в тесной связи с практикой.

Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме. Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира. Также Маркс выделил те функции, которые практика выполняет в познании:

1)Практика является целью познания. Так как познание осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства к действию" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

2) Практика является основой познания. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.

3) Практика является критерием истины. Практика – единственный критерий истины (Маркс и Энгельс).

 

Понятие истины и ее критерии.

Истина – это соответствие наших знаний действительности.

Свойства истины:

1) Истина субъективна по форме и объективна по содержанию.

2) Истина конкретна (абстрактных истин нет).

3)Истины бывают абсолютными (полное знание об объекте) и относительными (неполное, неточное знание).

Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности.

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания):

1.Сенсуализм. Критерием истины считали чувственный опыт (Фиербах, Гольбах).

2.Рационализм. Критерием истины является разум, ясность и чёткость (Рене Декарт, Спиноза).

3.Конгерентаная концепция. Согласно которой, критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний (Нейрат).

4.Прагматизм. Критерием истины является то, что лучше всего работает на нас (Джеймс, Рорти).

5.Марксизм. Единственный критерий истины-практика (Маркс, Энгельс).

6.Конвенциализм. Критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений, т.е. научной истинной является то, что признано большинством учёных.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...