Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)




 

Шопенгауэр стал основателем такого течения, как «философия жизни». Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон – собственное желание. Воля первопричина по отношению к разуму, истории и культуре.

Человек – это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Своеобразной нравственной пружиной человечности выступает сострадание, благодаря которому человек забывает о собственных нуждах и делает страдание другого своей заботой. В целом, однако, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: в своей массе люди злобны и эгоистичны, а этот мир – «наихудший из возможных».

 

Фридрих Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию рационализма как по содержанию, так и по форме. Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти». Закон жизни – это «вечное возвращение» (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности и культуры. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что должно преодолеть».

 

Исторические формы философии позитивизма

Позитивизм –одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре позитивизма находится вопрос о взаимоотношении науки и философии. Позитивизм делится на три этапа.

  

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией. Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Философия – общая наука, раскрывающая связь отдельных наук.

 

В XIX-XX вв. возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, махизм. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах природы познания, соотношения субъекта и объекта, природы «элементов мира», взаимоотношения физического и психического.

В 20-е гг. XX века заявляет о себе неопозитивизм (логический позитивизм)– третья историческая форма позитивизма. Его основания сводили к следующему:

 

1. Положения «метафизики» лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.

2. Научные знания имеют эмпирическое происхождение.

3. Законы и правила логики и математики носят конвенциальных характер, представляя собой результат условного соглашения ученых.

4. Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков.

 

Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки.

Философия постпозитивизма

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители постпозитивизма: карл поппер, имре лакатос, пол фейерабенд, томас кун.

 

1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.

Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом. Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии.4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.

Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы

Экзистенциализм(лат. существование) – направление философии 20ого века, основным объектом изучения которого является человек и его существование.Установки направления были сформулированы в работе М. Хайдеггера «Бытие и время».Различают национальные формы экзистенциализма: немецкий(Хайдеггер,Ясперс), французский(Камю, Сартр, Марсель), а также религиозный(Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов). На формирование идей экзистенциализма оказали влияние три философских течения: предэкзистенциализм, философия жизни, феноменология. Проблемы и темы: 1.Понятие философской системы «экзистенция», т.е. индивидуальное бытие человека в его субъективной форме. Подлинность чел-ого бытия обнаруживает себя не в повседневной жизни, а в пограничных ситуациях (болезнь, катастрофа) 2. Проблема противопоставления личности и общества. Человек вынужден жить в социуме, хотя общество безлично и «сминает» человека. «Абсурд - единственно возможный тип взаимодействия личности и общества»(Камю). 3.Критика науки за отождествление бытия и сущего, овеществление человека, сведение системы ценностей ку-ры к научному познанию.4.Уникальность человеческой ли-ти. 5. Проблема одиночества. 6.Проблема внутреннего выбора.7.Проблема поиска человеком как своего внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...