Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А. Августин, Ф. Аквинский). Полемика о природе универсалий




Первая фаза формирования христианской философии относится к периоду, когда становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца XIII в. происходит преворот в христианском восприятии античной философии. Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и греческого языков с комментариями.

Философия Аврелия Августина возникает как симбиоз христианских и античных доктрин. Главным источником для него был Платон.

Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим предметом познания, познания приходящих вещей бесмысленно для абсолютного познания. Бог и причина познания, он помогает людям находить правду.

Бог – высшее благо и причина всякого блага.

Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстве души над телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функцию воли, мышления, памяти.

Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.

Вся философия Августина сосредоточена на Боге.

Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;

как источник познания – предмет теории познания;

как единственное благо – предмет этики;

как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.

Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный в Боге и реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.

Целью и смыслом человеческой жизни явл. счастье, которое должно определить философия. Счастья можно достигнуть в Боге – это прежде всего познание Бога и испытание души.

Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге может познать не разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, они взаимно дополняют друг друга.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого. Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией, но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета, то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания. Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное совершенство.

5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души. Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного суда».

 

 

Фома различает три стадии познания мира:

· степень чувствен-

ного познания;

· степень рацио-

нального познания;

· религиозная степень познания – вера.

Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного существования и только принимают участие в существовании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...