Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская мысль Древнего Китая




Проблемное поле философии и структура философского знания.

 

Философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: 1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: 1. Ведический период;2. Классический период;3. Индуистский период. В Индии философия зародилась в середине I в. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатлённой в священных книгах - Ведах, которые существовали изначально лишь в устной форме. Слово "Веда" с Санскрита переводится как "знание". В первой половине I в. до н.э. появляется ещё ряд текстов, которые следует отнести к священным, например: литература Шрути и Смрити. Несмотря на авторитет религиозно-этической литературы, говорить собственно о самой философии, мы можем лишь в связи с древними текстами - Упанишадами. Упанишады - в буквальном смысле, переводятся как "сидение у ног учителя" - для постижения сокровенного знания. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам(неортодоксальные): буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение(ортодоксальные): йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Древнеиндийская философия связана и с буддизмом. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни(Будда). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Нирвана– ключевое понятие буддизма – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы. Это внутреннее состояние освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям. Отличительные особенности философии Древней Индии: слабая связь с наукой; тесная связь с религией: по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими; основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться.

 

 

Философская мысль Древнего Китая

В Китае существовало множество философских школ, которые связаны признанием 2 общих понятий: 1) Ин и Ян, т.е. женское начало, хаос, тьма и мужское начало, свет, благополучие. Мир развивается в результате взаимодействия и противоборства этих начал. 2) «Дао»- путь, который проходит в мире каждый человек. Понятие «дао» лежит в основе религиозно- философского учения даосизм, основателем которого считается китайский мудрец Лао-Цзы. Учение проповедует пассивное отношение к окружающему миру. Лао-Цзы утверждал, что мир вечен и существует по своим законам. В нем постоянно идет развитие и изменение. Человек может наблюдать за миром, но не вмешиваться в происходящее, т.к. это нарушит установленный миропорядок. Основным принципом даосизма является принцип недеяния «увей»:мудрец учит молчанием и действует недеянием. Особой популярностью в Древнем Китае пользовались взгляды Конфуция. В средние века конфуцианство стало государственной идеологией Китая. Общество Конфуций называл большой семьей, место каждого человека в ней определяется свыше. Человек должен думать не только о личной выгоде, но и о пользе для общества. Ученый призывал строго следовать традициям, т.к. именно они создают порядок в обществе, уважать старших. Консерватизм взглядов Конфуция оказал тормозящее влияние на развитие духовной культуры Китая. Основное течение китайской политической мысли, соперничавшее с конфуцианством — легизм. Основателем легизма считают Шан Яна. Легизм явился первой в мировой истории изощренной теорией деспотизма, основанного на жестокости, насилии, слежке, невежестве масс, милитаризме и войне. Особенность учения легистов состояла в том, что оно на первое место выдвигало идею сильного государства и подчиняло этой идее все общество. Отличительные особенности философии Древнего Китая: слабая связь с наукой; тесная связь с политикой; несистематизированный характер; житейско-практическая направленность. Основные проблемы, решением которых занимались философы древнего Китая, были – это проблема зла, страдания, его причин, а также проблема эффективного управления государством.

 

2. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемыНаивысшего расцвета философия древности достигла в Греции. В древнегреческой философии выделяют основные философские школы: милетскую и пифагорийскую. Основателем милетской школы считается известный ученый Фалес, считавший, что основой мира является вода, но в то же время веривший, что управляет миром множество богов. Его последователи Анаксимен и Анаксимандр тоже были материалистами и первоосновой мира называли воздух. К этой же школе относятся и взгляды Гераклита, считавшего основой мира- огонь и утверждавшего, что существует закон природной необходимости «логос», в соответствии с которым в мире происходят постоянные изменения. Представитель этой же школы, Демокрит, считается автором теории «атомизма». Основателем пифагорийской философской школы был Пифагор. Основой мира он считал число. Представитель этой же школы Платон утверждал, что мир состоит из 2 частей: материального бытия и идеального( мысли, сознание). Известный афинский философ Сократ не интересовался вопросами материального бытия(учение о бытии называется онтологией), прежде всего его интересовали вопросы нравственности, знания Сократ называл добром, а невежество- злом. Считал, что истину нужно искать в диалоге с собеседником. Вершиной древнегреческой философии является творчество Аристотеля. Он объединил предшествующий опыт философствования современными знаниями. Его считают автором учения о формах и категориях мышления, т.е. логике. Главным достижением древнегреческой философии является диалектика, т.е. учение о взаимосвязанности, взаимовлиянии и взаимозависимости всего в мире.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...