Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоционально-ценностное отношение личности к себе




 

В качестве второго компонента, образующего самосознание, наряду с самопознанием мы выделяем специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отра-

 

108 стр.

 

жается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. самые разнообразные ее самоотношения, Самосознание не может функционировать только как самопознание или только как переживание. Любой акт самосознания неизбежно представляет собой единство момента самопознания, в какой бы форме оно ни выступало и на каком бы уровне ни осуществлялось, и определенной системы переживаний, непосредственно включенных в этот процесс. Переживания, связанные с отношением к собственной личности к отдельным ее особенностям, ко всем проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции или как переживания в «неактуальной форме» (П. М. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция. Иногда эта «инактуальная форма» переживания существует на уровне интуитивного чувства, недостаточно четко осознаваемого, с глобальной оценкой «да» или «нет», «за» или «против», что также неизбежно имеет под собой почву пережитого эмоционального опыта.

Как в сфере самопознания наблюдается движение знания о себе от отдельных ситуативных образов и смутных расплывчатых представлении к более или менее устойчивому понятию о себе, так и в области эмоциональной сферы самосознания обнаруживается та же самая интегративная тенденция развития. Из многих переживаний различных эмоциональных состояний, чувств личности относительно самой себя в разные возрастные периоды развития, по мере расширения ее эмоционального опыта складывается более или менее обобщенное эмоционально-ценностное или эмоционально-оценочное отношение личности к себе. Развитие эмоционально-ценностного самоотношения, так же как и самопознания, подчинено задаче формирования единства личности, интеграции ее внутреннего психического мира.

Отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и фор-

109 стр.

 


мы проявления целой системы других психических особенностей личности. Так, например, при соответствующих жизненных условиях у личности может выработаться такое эмоционально-ценностное отношение к себе, в содержании которого большую роль играют элементы низкого самоуважения хотя, оно может быть и не адекватным истинной ценности личности. Обычно такое отношение к себе связано с целым комплексом определенных психических качеств, которые реализуются определенным стилем поведения. Прежде всего недостаточное самоуважение препятствует формированию устойчивого и стабильного понятия о себе. Люди с пониженным самоуважением отличаются чрезвычайной ранимостью, чувствительно реагируют на все, что касается их личности. Реакции на шутку, смех, замечание в их адрес могут быть ультрапарадоксального характера, отрицательное мнение очень беспокоит их и глубоко ими переживается. Боязнь отрицательного мнения и большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции; потребность в общении, в контактах с людьми они пытаются реализовать в вымышленном мире фантазии, в неосуществимых мечтаниях.

В сфере деятельности, поведения такие люди могут быть непоследовательными, нерешительными, они действуют, как бы все время оглядываясь на окружающих, ищут у них одобрения и своего утверждения. Описанная форма проявления личности с пониженным самоуважением не является единственной, это всего лишь одна из возможных ее характеристик, индивидуальных вариаций здесь может быть бесконечное множество. Но сущность сводится к тому, что личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с людьми.

Напротив, адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе, например в таких формах, как самолюбие, гордость, самоуважение, требовательность, совесть, чувство долга и т. д., является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.

 

 

110 стр.

 

 

К сожалению, на современном уровне развития нашей психологии при разработке теоретических вопросов проблемы личности далеко не всегда учитывается сфера психологических особенностей личности, в которых выражается ее отношение к себе. Отчасти, по-видимому, это происходит вследствие чрезвычайной сложности и интимности этого психологического образования и трудности его объективного исследования. Исключительное значение эмоционально-ценностного отношения к себе в психической жизни личности выдвигает настоятельное требование исследования его психологической специфики.

Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. В то же время переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознаётся ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной или отрицательней сигнальности форм самоотношений.

Какова же природа переживания как стороны, внутренней структурной особенности сознания человека вообще? Выше уже отмечалось, что переживание в интроспекционистской трактовке выступало как непосредственное и изначальное, чисто внутреннее, само себя созерцающее явление замкнутого мира сознания. Материалистическая психология рассматривает подобное субъективно-идеалистическое понимание переживания как ненаучное, закрывающее пути изучения его реального содержания и роли в познании, а также во всей психической жизни личности. Для психолога-марксиста вопрос о природе переживания решен принципиально противоположным образом — переживание имеет отраженную, опосредствованную реальным бытием личности основу, в нем отряжается субъективное отношение личности к значимым для нее объективным явлениям. В советской психологии вопрос о переживании именно в таком его понимании впервые был разработан С. Л. Рубинштейном. С его точки зрения, всякое переживание личности обусловлено реальным процессом ее жизни и деятельности.

Понятием переживания Рубинштейн обозначил специфическую сторону сознания; выраженная в различной степени, она присутствует в любом реальном проявлении

111 стр.

 


сознания. Переживание всегда выступает в единстве и взаимосвязи с другой стороной сознания — знанием. Обе эти стороны неразрывны и внутри самого переживания, так же как и внутри знания. Как знание не представлено в сознании в «чистом» виде (оно переплетено с многообразными личностными мотивационными моментами, обнаруживающимися в переживании), так и всякое переживание включает в своя как необходимый, но подчиненный момент знание; однако личностный контекст является в нем преобладающим, знание же определяется предметным контекстом и на первый план в нем выступает предметное содержание отражение объекта. В переживании отображается личностно-значимое из всего познаваемого в объективной реальности и в самом себе. Переживание не является абсолютно субъективным явлением, «поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то, и поскольку, во-вторых, его специфически личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом»[107]. Понять и изучить переживание как личностно-мотивационный план сознания возможно лишь на основе изучения реальных отношений личности в деятельности, поведении, общении. «Наши собственные переживания как бы непосредственно они ни переживались, познаются и осознаются лишь опосредствованно, через их отношение к объекту»[108]. Познавая объективный мир, мы познаем свое отношение к отдельным его сторонам. Это отношение зависит от того, в какие связи вступает познанный объект с потребностями, интересами, убеждениями и другими особенностями внутреннего мира личности. Познание собственных отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в процессе осознания переживания. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.

Этот общий подход к рассмотрению природы и сущ-

112 стр.

 

ности переживания как внутреннего составляющего сознания в целом определяет также и понимание переживания в его специфическом проявлении при осознании отношения личности к самой себе. Переживания различной глубины чувств в процессе самонаблюдения, самоанализа, размышления личности о своих ценностях, роли и месте в обществе не есть спонтанно проявляющиеся и изначально ей присущие явления психики. Переживания в связи с опознаванием собственных психологических особенностей опосредствуются реальным бытиём личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности в ходе постоянного соотношения своих ценностей, стремлений, установок с требованиями и нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится. Но если в отношении сознания при ориентации на мир объектов и явлений переживание выступает как мотивационно-личностный его план, что создаёт специфическую направленность и избирательность де деятельности личности, то переживание в качестве компонента самосознания выступает как ещё более внутреннее явление психики, поскольку в нем выражается собственное отношение к этому личностно-мотивационному плану сознания, т.е. оно опосредствуется реальным контекстом жизни личности через личностно-мотивационный план сознания.

Переживание, так же как выраженное в нем то или иное самоотношение личности, находится в динамике, в состоянии непрерывного развития. Его динамичность проявляется прежде всего в расширении, углублении содержательной и функциональной (здесь имеется в виду степень возможности переживания выступать в побудительно-мотивационной роли поведения) сфер в процессе возрастного развития индивида по мере накопления его эмоционального опыта. Самые разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, пониманием самого себя и т. д., составляют тот эмоциональный «фонд», который является одним из необходимых условий создания содержательного богатства самосознания в целом. Включаясь в самопознание, эта эмоциональная сфера самосознания на более или менее зрелом уровне развития делает его как по способу осуществления, так и по своему результату бо

113 стр.


 

лее тонким и совершенным и, наконец, включаясь в саморегуляцию поведения, обусловливает ее большую адекватность и дифференцированность.

Далее, динамичность переживания, связанного с самоотношением личности, проявляется в наличии разных уровней его осознанности. Разные уровни осознания переживания одновременно сопряжены и с разными уровнями осознания самоотношений личности — от неотчетливых и диффузных эмоциональных реакций с расплывчатой оценкой мотивации своего поведения, его результатов, собственных ценностей и т. д.. до четко и полностью осознанного эмоционально-ценностного отношения к себе в тесной его связи с убеждениями и взглядами личности, в соотношении с оценкой ее другими.

Психическая жизнь человека - на является чистой» сознательностью, а по замечанию И. П. Павлова, пестро складывается из сознательного и бессознательного[109]. Всякое перёживание лежащее в основе отношения человека к реальному миру, непосредственно обусловлено побуждениями, которые проходят разные стадии осознания — от неосознанных влечений до совершенно ясно осознаваемых мотивов. Поэтому и переживания зависящие от развития побуждений, также проходят в своем развитии через разные уровни осознания. Переживание ясно осознается субъектом только тогда, когда оно адекватно соотнесено с реальным миром, когда выявлено для себя значение того, что отражается сознанием. «Бессознательное или неосознанное чувство, это, само собой разумеется не чувство, не испытанное или не пережитое, а чувство не соотнесенное или неадекватно соотнесенное с объективным миром. Осознавать свое чувство, значит не просто испытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а и соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется»[110].

Одновременно с вычленением соотнесенности собственного переживания с объективной причиной, его вызвавшей, осознанием ее значимости происходит и оценка личностью соответствующих сторон своей потребностно-

 

114 стр.

 

мотивационной сферы через понимание значения для себя, того или иного факта, явления, события, и на основе этой оценки устанавливается самоотношение определенной обобщенности и глубины. Нередко этот вторичный план оценки себя, осознавания отношения к себе не сразу выступает в своей отчетливой форме, а постепенно вырастает из смутно осознаваемого переживания в реальный факт самосознания. В неосознанной или слабо осознаваемой форме переживание и связанное с ним самоотношение могут существовать, но это лишь потенциальные явления сознания и самосознания. О переживании как реальном факте самосознания можно говорить в том случае, когда оно соотнесено с объективным миром, когда выявлено значение для себя того, что отражено в сознании и когда установлено, понято собственное отношение к данным, значимым для себя фактам предметного или социального мира. Целый ряд переживаний и связанных с ним самоотношении, возникающих у человека, остаётся за пределами сознательного. При этом он может испытывать смутное, недифференцированное переживание, но не в состоянии еще вполне точно и последовательно соотнести его с определенной причиной.

Отдельные сложные переживания в связи с трудностями их осознания могут тормозиться и устраняться из области осознаваемого, но это не означает, что они разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в тормозном состоянии и при определенных условиях, под влиянием соответствующего стимула актуализироваться и стать реальным фактом сознания и самосознания.

Сознательное и неосознанное взаимосвязаны в каждом переживании множеством переходов, взаимопроникают друг в друга. Это не обособленные и не самостоятельные стороны нашего сознания и самосознания, а две противоположности одного и того же явления. Переживание не существует как застывшее явление нашей психики; оно постоянно движется, переходит в свою противоположность. Любое переживание из сферы сознания или самосознания в процессе своего развития проходит два основных этапа; период смутного осознавания, когда еще недостаточно ясна причина переживания, и период четкого осознавания с выясненной причиной переживания. Между этими двумя этапами осознания переживания имеется множество переходов, оттенков. При репродук-

 

115 стр.

 


тивном изменении переживания осознанное переживание становится смутно осознаваемым, а затем переходит в область неосознанного.

Переживания, входящие в состав самосознания, возникают прежде всего в связи с самыми разнообразными знаниями личности о себе, полученными в процессе ее деятельности, общения. Например, личность узнает об особенностях собственной мотивационной сферы деятельности и поведения через осознание значимости для нее тех или иных объективных фактов, событий. Однако знание о них развивается постепенно, а соответственно и оценка его, и развитие отношения к познанному в себе находятся в непосредственной зависимости от результата самопознания. Процессуальность моментов самопознания, постепенное влияние знания о себе обусловливают и лабильность, динамичность переживания и связанного с ним самоотношения.

А. Шерозия высказывает интересную мысль о связи отношения личности к себе с временным планом ее жизнедеятельности: «Отношение личности к самой себе дано не только в системе ее отношений к самой себе черев свое сознание, но и в системе ее отношений к самой себе через свое бессознательное психическое, из коих система её отношений к самой себе через свое сознание связывает ее с ее настоящим и будущим, тогда как система ее отношений к самой себе через свое бессознательное психическое связывает ее с ее прошлым, как бы обнимая таким образом весь мир ее собственно-для-себя-бытия, как в сфере ее социального статуса, так и в сфере ее естества»[111]. Действительно большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и существует там в форме внутренних возможностей, эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем. Можно было бы добавить, что, помимо подобной формы существования отношения личности к себе в сфере бессознательного, т. е. отношения, отнесенного к прошлому, есть еще и другая — на одном и том же вре-

 

116 стр.

 

менном срезе развития личности, когда какое-либо самоотношение только зарождается и проходит этапы становления от смутного осознания до четко и полно выраженного эмоционально-ценностного отношения к себе.

Движение наших переживаний от неосознанных до реального факта сознания и самосознания, естественно, закономерно связано с движением познания человека и с развитием его мотивации, деятельности и доведения. Изменение переживаний в направлении от неосознаваемых до четко осознанных — одно из необходимых условий развития и совершенствования самосознания и сознания в целом. «Осознание того, что было раньше бессознательным, немедленно открывает новые аспекты действительности на таком более глубоком уровне, по отношению к которому мы были бессознательными».[112]

Многоплановые и многоуровневые формы лабильности переживания, составляющего внутреннюю динамическую основу, способ существования отношения личности к себе создают возможность изменчивости, подвижности последних в процессе их развития. В разделе о соотношении динамического и устойчивого, в самосознании мы уже частично отмечали моменты генезиса эмоционально-ценностного отношения личности к себе, его сложную генетическую природу, опосредствованную системой отношений личности в самых разнообразных сферах ее жизнедеятельности — отношений к реальным объектам, событиям, людям, их взаимоотношениям в процессе общения. Интеграция аффективного опыта личности, связанного с познанием объектного и социального мира, — необходимая предпосылка становления эмоционально-ценностного отношения к себе.

Каждый акт самосознания — это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой — самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Взаимодействие самопознания и самоотношения в едином целостном акте самосознания определяет и единство фак-

 

117 стр.

 


торов, условий развития как для самопознания, так и для самоотношения, а следовательно, и для самосознания в целом.

В предыдущих разделах уже отмечалась важнейшая роль собственной практической деятельности человека в процессе развития его самосознания на разных генетических стадиях. По-видимому, для каждой генетической стадии самосознания существует своя особая форма обусловленности практической деятельностью (этот вопрос пока еще не исследован). Практическая деятельность на стадии относительно сложившегося самосознания у взрослой личности продолжает быть одним из основных источников его дальнейшего формирования. Поскольку сама личность находится в перманентном состоянии развития, взросления, перехода на более высшие этапы зрелости, постольку также и самосознание, имеющее с личностью общую линию развития, непрерывно совершенствуется.

Значение практической деятельности в формировании самосознания состоит в том, что она прежде всего открывает все новые и новые аспекты самопознания, в которых фиксируются эти постоянные изменения в личности, выявляет еще не раскрытые внутренние потенции, реализует не актуализированные интеллектуальные, эмоциональные, характерологические и т. д. возможности, возникшие в результате накопления жизненного опыта. Кроме того, практическая деятельность в различных видах выступает критерием правильности сложившихся о себе представлений, понятии, а также и эмоционально-ценностного отношения к себе, которое формируется и развивается наряду с совершенствованием самопознания.

При осуществлении различных видов деятельности люди объединены определенной формой взаимодействия в коллективе. Наблюдая поведение других, человек вырабатывает свои собственные нравственные ценности, проверяет уже сложившиеся и на основе соотнесения себя с другими по самым разнообразным ценностным параметрам, уточняет, корректирует, «отрабатывает» свое собственное отношение к себе. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных. Во-первых, собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и

 

118 стр.

 

оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. Вопрос о влиянии отношения другого на формирование отношения личности к себе выходит далеко за рамки его рассмотрения только в пределах осуществляемой коллективной деятельности. Социальные связи личности более широки, они охватывают все сферы многоаспектной ее жизнедеятельности. Поэтому правомерно говорить об отношении других людей к данной личности как о самостоятельном факторе формирования ее отношения к себе.

Формирование отношения личности к себе под влиянием отношения другого можно было бы условно обозначить как процесс двойного опосредствования (учитывающий обратные связи) — мое отношение к себе первоначально формируется на основе моего отношения к другому; сравнивая, сопоставляя себя с другим, я вырабатываю отношение и к самому себе. Но не менее важным фактором в этом процессе оказывается и отношение ко мне другого. На эту особенность формирования отношения к себе обратил внимание С. Л. Рубинштейн в своей последней незавершенной работе «Человек и мир»: «Дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому (формула Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого»[113]. Степень влияния на меня другой личности зависит от общественного признания ее ценности и значительности, а также от своеобразия моего собственного ее восприятия и понимания. Чем больше другая личность наделена определенными психологическими достоинствами, значимыми и для меня, тем сильнее выражено влияние отношения этой другой личности на формирование моего отношения к себе. При влиянии отношения другой личности на развитие моего отношения к себе в значительной степени сказываются такие свойства моего сформировавшегося отношения к себе, как его устойчивость и степень зрелости (в понятие зрелости мы включаем комплекс особенностей самоотношения — его обобщенность,

119 стр.

 


полноту, способность активно участвовать в регуляции поведения).

В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства. Мы не только сопереживаем эмоции и чувства художественных персонажей, знакомясь с их эмоциональным миром, но, воспринимая переживания другого, соотносим полученные эмоциональные впечатления со своими собственными переживаниями. Процесс восприятия переживаний художественных персонажей насыщен работой по переосмыслению своего собственного эмоционально-ценностного мира. Восприятие жизни другого, изображенной художественными средствами, — это не просто экспрессия и катарсис, а важная интегративная работа по эмоционально-ценностной ориентации и в себе, и в окружающем мире.

Итак, мы выделили ряд основных факторов, формирующих эмоционально-ценностное отношение личности к себе, но специфика влияния каждого из них на этот процесс остается еще предметом дальнейших исследований.

Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения — с другой, объединяются в особое образование самосознания личности — в ее самооценку Вопрос о самооценке наиболее исследован в советской психологии (причем он изучался преимущественно экспериментально). Так, исследование В. А. Горбачевой посвящено формированию самооценки у детей, Е. И. Савонько — возрастным особенностям соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми; И. А. Липкина и Л. А. Рыбак рассматривают самооценку в учебной деятельности, В. Н. Куницына — самооценку подростка и др. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются вопросы теории самооценки. Но есть исследования и собственно теоретического плана, хотя их гораздо меньше: в них разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Р. Азимова и др.).

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей

 

120 стр.

 

работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Выше уже подчеркивалось, что ребенок начинает себя оценивать посредством оценок других людей, преимущественно взрослых, но постепенно с переходом на все более высокие генетические уровни психического развития у него начинает складываться более или менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития; в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Самооценки отдельных ценностей личности, ее мотивации, отношений, проявления тех или иных психологических особенностей и т. д. взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия самооценок могут быть самые разнообразные — единство, согласованность, взаимодополнение, но нередко они находятся и в конфликтных отношениях. Эти достаточно сложные связи между отдельными самооценками предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в достоянных поисках личности самой себя, иногда мучительных и безуспешных, в непрерывной актуализации внимания на своем внутреннем мире с тем, чтобы понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

 

121 стр.

 

 


Процесс выработки единой самооценки, синтезированный из многих частных самооценок, неравномерно распределен во времени. Кроме того, должны объединиться разные по содержательности и в генетическом плане самооценки, находящиеся нередко в противоречии. Эти дополнительные обстоятельства усложняют выработку единой самооценки на фоне основной трудности — необходимости отдифференцировать в процессе оценивания объект от субъекта.

По своему внутреннему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна и включает различные содержательные элементы, но и потому, что эти элементы могут отличаться различными уровнями осознанности. Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценки личности в целом связано с тем, что результаты самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка, сами могут находиться на разных уровнях осознанности, т. е. знание себя и эмоционально-ценностное отношение к себе выступают не с одинаковой степенью яркости и отчетливости. Как подчеркивалось выше, они могут существовать и на уровне неосознаваемых мыслей и чувств, в форме интуиции, смутного, не нашедшего адекватного выражения осознания, в виде некоторого предчувствия. Иногда преобладание экспрессивного момента в составе самооценки делает ее лишенной внутренней логики, аргументации, последовательности, соотнесенности с действительными особенностями личности.

В процессе становления единой самооценки личности ведущая роль принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и их «введение» в сферу сознательного из сферы неосознаваемого. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых для личности отдельных самооценок, их синтез и выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах

 

122 стр.

 

может совпадать с объективной оценкой данной личности. Она может быть заниженной или, напротив, завышенной. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки является общественная ценность того, что оценивает в себе личность. Большее или меньшее совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-значимыми ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, общественно ценную и, напротив, расхождение «культивируемых» в себе ценностей с общественными ценностями прогрессивной направленности свидетельствует об отсутствии внутренней связи между личностью и обществом.

Основная функция самооценки в психической жизни личности сострит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. В своем поведении в различных общениях мы непрерывно «примериваем» себя к особенностям ситуации, поведению других людей, реакциям на наше поведение и т. д. Как правильно замечает Р. Азимова, самооценка — это «постоянно действующая система, определяющая положительную и отрицательную сторону намерений и поступков личности»[114]. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе (так же как и уровень самопознания), с другой — она включается в процесс дальнейшего формирования самоотношения личностной. Р.X. Шакуров, исследуя генезис свойств личности, в которых выражается ее эмоционально-ценностное отношение к себе, рассматривает очень важный вопрос о взаимосвязи самооценки и таких свойств личности, как

 

123 стр.

 


самолюбие, гордость, самоуважение, тщеславие, чувство собственного достоинства, совесть и т. д. По мнению Р. X. Шакурова, самооценка является основой проявления и формирования этих свойств личности. Так, он пишет: «Чем старше ребенок, чем шире его нравственный кругозор, тем сильнее эмоциональный эффект внешней оценки опосредуется самооценкой, ранее сложившимися чувствами, представлениями и понятиями. Наконец, формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке, на самоанализе: гордость — чувство, по преимуществу направленное на конкретные качества и умения, чувство собственного достоинства и самоуважение — обобщенные устойчиво-эмоциональные отношения к своей личности в целом»[115].. Автор исследования утверждает, что, хотя такие свойства личности, как гордость, честь, собственное достоинство, самоуважение, честолюбие, смущение, тщеславие, стыд и т. д., и различны по своему содержанию, вместе с тем они едины по происхождению, по своей связи с оценочными отношениями.

Работа Р. X. Шакурова — одно из ценных исследований в области изучения истоков развития, структуры и проявления таких свойств личности, в которых фиксируется отношение личности к себе. Разумеется, изучение этих проблем должно быть продолжено. Нам представляется важным и вопрос о взаимосвязях и взаимозависимостях эмоционально-ценностного отношения к себе как свойства личности с другими ее свойствами — характером, способностями, волей и др. Эти вопросы пока еще не рассматривались в нашей психологии. Но тем не менее здесь есть существенные проблемы, и их решение связано с нахождением оптимальных путей воздействия личности на себя.

В связи с постановкой этой проблемы обратимся к блестящему психологическому анализу Роменом Ролланом личности Микельанджело. Ромен Роллан попытался проникнуть в тайны трагедии «героического» гения Микельанджело, вся жизнь которого была наполнена страданием. Роллан пишет, что причины страданий бесконечны в своем многообразии, но одна из самых горьких его причин находится в нас самих. Однако и эти страдания

 

 

124 стр.

 

 

столь же неотвратимы и достойны сочувствия, ибо не всегда, оказывается, человек может победить себя, свои слабости и создать гармонию между собой и действительностью, своей жизнью и законами жизни, даже если он и обладает необычайным величием духа. Роллан пишет об одиночестве Микельанджело — вокруг него всегда создавалась пустота. Но остаться одному — это еще не самое страшное. Оно в другом — «...остаться наедине с собой и быть с собой в разладе, не уметь подчинять себя своей воле, мучиться сомнениями, стараться побороть свою природу и только убивать себя. Гению Микельанджело дана была в спутницы душа, которая постоянно его предавал» Существует мнение, что Микельанджело преследовал злой рок, не позволявший ему завершить ни один из его великих замыслов. Этот злой рок — сам Микельанджело. Ключ к пониманию всех его несчастий, всей трагедии его жизни,— чего никогда не замечали или не осмеливались замечать,— это недостаток воли и слабость характера... Он был нерешителен в искусстве, нерешителен в политике, нерешителен во всех своих поступках и во всех своих мыслях. Когда требовалось из двух работ, двух замыслов, двух проектов сделать выбор, он всегда колебался... Он был слаб. Слабость эта порождалась и положительными качествами Микельанджело и робостью его. Он был слаб потому, что его мучила совесть художника: он терзался сомнениями, которые более решительная натура просто бы отмела»[116]. «Он был слаб, потому что всего остерегался и страшился... Он проявлял слабость в общении с великими мира сего. А между тем никто так не презирал эту слабость в других, как он сам... Порой Микельанджело бунтовал, гордо возвышал свой голос, но всегда сдавался... Полюбив, Микельанджело терял всякое достоинство»[117].

Человек исключительно сложной и богатой натуры, он очень страдал от раздвоенности, несоответствия своих требований к людям, к себе и своей жизни. Он жил в постоянном смятении, в состоянии постоянного спора с собой и презрении к себе. В одном из своих сонетов он восклицает: «О, сделай, чтоб с собой мне больше не встречаться!».

125 стр.

 


Роллан видит основную причину внутренней трагедий Микельанджело в его слабом характере и недостатке воли. Из выдержек Роллана можно выявить и некоторые особенности отношения Микельанджело к себе, которое крайне противоречиво, дисгармонично, его нельзя определить как целостное и последовательное. Оно сказывалось в неудовлетворенности собой, разрушающим образом влияющей на все его действия. Видимо, существует соответствующая корреляция между формами выражения слабого характера и слабой воли и определенного типа отношения к себе. Однако этот вопрос остается на уровне самых общих гипотез и требует дальнейших специальных исследований.

Рассмотрение группы вопросов, связанных со вторым компонентом, образующим самосознание — переживанием и основанном на нем эмоционально-ценностным отношением к себе,— показывает наличие большого числа нерешенных еще проблем, трудности исследования и вместе с тем их теоретическую актуальность и практическую важность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...