Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности самосознания подростка




 

Подростковый возраст отличается настолько существенными и зачетными генетическими изменениями самосознания, что это побудило некоторых исследователей

 

64 стр.

 

ошибочно считать его исходным моментом развития самосознания. При этом обычно не учитываются результаты развития самосознания на предшествующих стадиях, на основе которых и стало возможным появление всех новообразований самосознания в подростковом возрасте.

Тем не менее первым, необходимым условием анализа самосознания подростка является признание того факта, что самосознание этого периода — очередная, хотя и очень важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Выразительность и многообразие особенностей самосознания подростка привлекают внимание психологов к изучению данного генетического среза (в советской психологии можно отметить исследования Л. И. Божович, Т. В. Драгуновой, В. А. Крутецкого, Н. С. Лукина, Г. А. Собиевой, В. Н. Куницыной, М. И. Боришевского и др.).

Подростковый возраст — это второй критический период; (первый в 3 года) в психическом развитии личности ребенка, существенный для генезиса самосознания. (Здесь мы не рассматриваем кризисы 1 года и 7 лет как менее значимые для генезиса самосознания). Время, проходящее между этими периодами, заполнено познанием многообразных форм проявления вещей, освоением межличностных отношений (преимущественно внешней их стороны), иными словами, ребенок за этот период познает свое внешнее бытие.

Приблизительно в 12 лет внимание ребенка вновь начинает обращаться к собственной личности. Однако, как – замечает Валлон, новый кризис развивается в направлении как, бы обратном раннему (в 3 года). Он также начинается с противопоставления, но направленного не столько на самих людей, сколько на связанные с ними привычки, упроченные отношения и проявления их в более широком контексте нравственных норм и позиций. Если трехлетний ребенок стремится, подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет отличиться от него, противопоставить ему себя.

Этот кризис также сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. Но стремление к самостоятельности в данном случае имеет уже другой смысл; Содержание стремления ребенка к самостоятельности в раннем детстве состоит в том, чтобы доказать,

 

65 стр.

 


что он может сделать сам, как взрослый, аналогично повторить действие взрослого, т. е. самостоятельность утверждается здесь в сфере осуществления каких-либо практических действий.

У подростка стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым, в том, что он начинает считать самого себя взрослым. Подобное осознавание себя противоречит фактическим возможностям подростка. А поскольку отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми доступными ему средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые проявления в поведении, в отдельных поступках.) Отсюда и негативизм, упрямство, замкнутость, скрытность, неподчинение воле взрослого и т. д., т. е. все черты, для появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва. Острота или смягчённость протекания этого критического момента в жизни взрослеющего ребенка, результаты его во многом зависят от характера взаимоотношений подростка со взрослыми. Появление новых качеств психики ребенка требуют от взрослого перестройки и видоизменения отношения к нему т. е. отношение взрослого к подростку должно быть по-своему творческим.

Итак, основными условиями, влияющими на возникновение новообразований в психике подростка, в частности на формирование нового уровня самосознания, являются прежде всего такие объективные факторы, как социальные условия жизни подростка, новые трребования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми и т. д. Однако при анализе причин, обусловливающих процесс становления личности подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание), и психологические (усложнение форм абстрактно-логического мышления, дифференциация и утончение эмоциональной сферы, расширение сферы волевой активности и пр.) изменения, без которых трудно понять поведение подростка во всей его сложности и противоречивости. Это важно прежде всего в целях нахождения наиболее адекватных форм отношения к подростку, с тем чтобы избежать возможного его отчуждения и найти формы соответствующего, ненавязчивого влияния со стороны взрослого.

66 стр.

 

 

Таким образом, процесс развития самосознания подростка протекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических и психологических особенностей в социальных условиях, в которых повышаются требования к его личности. Самосознание подростка — это новый и очень существенный уровень его формирования. Для данного уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания — самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности — потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи; с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать.

До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения самого субъекта в процесс его формирования. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. Особую напряженность в актуализации процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные переживания, жизненные коллизии, связанные с осознанием определенного отношения окружающих к себе. Необходимо отметить, что процесс формирования самосознания у подростка имеет ярко выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае.

Рассмотрим генетические особенности самосознания подростка. Постепенное и детальное познание ребенком внешнего мира приводит его к тому, что доминирующим моментом системы его познавательных интересов становятся психологические качества окружающих людей, и

67 стр.

 

 


прежде всего наиболее близких его сверстников. Развитие интереса к другому обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, разговорах, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» воспринятого, пережитого, продуманного. Все это создает положительно-эмоциональный фон общения. Главным же моментом его содержания выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия, зарождающаяся дружба, любовь и т. д.). Подростки активны как в установлении отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение подростков включает и разнообразные поступки по отношению друг к другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности взаимоотношений с ними.

Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышление о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и т. п. Таким образом, общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными[73].

В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что самопознание подростка проходит ряд этапов: «...от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутрен-

68 стр.

 

ней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом»[74].

В советской психологии достаточно широко и многопланово проводятся экспериментальные исследования самопознания подростков[75]. Результаты этих исследований раскрывают специфику осознания подростком своей личности. Было выяснено, например, что для учащихся 4 класса еще не доступен анализ внутреннего мира личности, отдельных ее сторон. В ответ на просьбу назвать свои недостатки они называли отрицательные, с их точки зрения, внешние проявления в учебе, во взаимоотношениях с товарищами. Здесь важно отметить, что учащиеся говорили лишь о недостатках, отмеченных у них другими. Пятиклассники демонстрируют существенный сдвиг в развитии самосознания — у них возникает интерес к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других.

Они не ограничиваются перечислением отдельных действий, а начинают критически оценивать свои личностные свойства. Однако в оценке себя, преобладает все-таки акцент на физических качествах, продолжают выделяться в основном недостатки, отмеченные другими. У подростков 6 класса усиливается критический подход к себе, наблюдается тенденция самостоятельного выделения более общих личностных качеств, как положительных, так и отрицательных. У испытуемых семиклассников рассуждения о своих физических данных скромны, они больше говорят о своих моральных качествах, затрагивают сферу эмоций, способностей, темперамента, воли. Выделение своих недостатков они основывают преимущественно на собственном мнении. Восьми и девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной личности: самооценка становится все более обобщенной, суждения относительно своих недостатков также совершенствуются.

69 стр.

 

 


Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается подросток, не является самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка.

В своем развитии самооценка становится все более уточненной и совершенной. Знание себя, таким образом, является и исходным моментом, и заключительным этапом формирования самооценки. Но содержание исходного и конечного знания в самооценке не однозначно. Конечное знание, каким бы оно ни было, поднимает ее на более высокую ступень развития. Для исходного знания самооценки подростка существенное значение имеет следующий момент. Как уже упоминалось выше, самосознанию подростка свойственно чувство взрослости, которое во многих отношениях обусловливает особенности психической жизни на данном этапе развития человека. И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей взрослости. Он как бы выделяет для себя «эталон взрослости» — восприятие и оценка себя осуществляется через этот «эталон».

Однако «эталоны взрослости» подростка, как правило, не отличаются последовательной объективностью. В связи с этим на начальных этапах своего развития самооценка у подростка неустойчива, колеблется даже в пределах очень коротких временных промежутков, содержит случайные и противоречивые заключения. Поскольку найденный для себя «эталон взрослости» не всегда соответствует действительным возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации, неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования может привести к тому, что подросток переоценивает или, напротив, недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной самооценке, то конфликт между подростком и окружающими становится неизбежным.

70 стр.

 

Под влиянием оценки результатов учебной деятельности, отношений сверстников и взрослых, вследствие дальнейшей интеграции собственного познавательного и аффективного опыта самооценка подростка становится все более объективной. Она теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями общества и ближайшего коллектива, включает оценку прошлого, связывается с устремлениями на будущее и идеалами подростка становится в целом более расчлененной, учитывает многие стороны познанного им в себе.

Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности.

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается очень большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву неуверенности в себе, в свои возможности и способности. Подобная ситуация вызывает сильные, переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды, тоски, потери уверенности в себе. Эти переживания, возникшие в момент обостренной эмоциональности, могут скрыто сохраняться у подростка и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний его психики, инвариантным внутренним условием, детерминирующим формирование его личностных качеств. В частности, они могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе стеснительность, робость и т. д.

При анализе генезиса психических качеств зрелой, относительно сформировавшейся личности необходимо учитывать и этот, уходящий своими корнями в подростковый возраст, скрытый «очаг» психического развития. Художественная литература дает большой материал, описываю-

 

71 стр.

 

 


щий аналогичные психические состояния взрослеющего человека. Именно об этом писал М. Ю. Лермонтов в автобиографической повести: во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть. Они-то обыкновенно дают тайное направление чувствам и поступкам[76].

Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются пассивным, страдательным состоянием, а приобретают новое значение и смысл в его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения, осознания основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям — к взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживаний (как положительные, так и отрицательные), связанные с осознанием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей являются одним из основных внутренних условий формирования самосознания подростка и в первую очередь его эмоционально-ценностной сферы.

Самопознание подростков, их отношение к себе, развиваясь в процессе общения, в ходе различных видов деятельности, одновременно формируют и более или менее устойчивую самооценку. Подросток должен регулировать свое поведение в системе взаимоотношений с другими не только с точки зрения соотношения отдельных своих поступков с требованиями окружающих, но и с точки зрения соответствия своих требований к самом; себе. Неудовлетворенность этими требованиями связана с различного рода напряженными эмоциональными состояниями. Они же в свою очередь являются сигналом для перестройки поведения, которое в дальнейшем, особенно на стадии становления новых его форм в качестве внутреннего скрытого компонента, необходимо включает самоконтроль, т. е. непрерывное прослеживание всех звеньев поведенческого акта, соответствия целей конечным результатам действия в случае каких-либо нарушений в системе поведения.

В подростковом возрасте самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты

 

72 стр.

 

 

самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми.

В исследовании, проведенном Л. С. Сапожниковой[77], были отмечены некоторые взаимосвязи потребности подростков в общении и самооценке как регуляторе нравственного поведения в этом общении. На основе экспериментальных данных было обнаружено, что с возрастом у подростка отходит на второй план сугубо «утилитарный» смысл общения, оно начинает преимущественно выполнять одну из своих функций — познание других и себя в этом процессе. Анализ результатов исследования показал, что степень адекватности самооценки влияет на формирование потребности в общении, в частности с повышением степени адекватности самооценки растет умеренность и целесообразность общения.

Сложившаяся самооценка подростка регулирует не только процесс его общения, но также играет большую роль в восприятии им других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при оценке других.

На уровень моральной регуляции и её направленность заметное влияние оказывают психологические условия общения подростка. Так, М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, отмечал, что если подросток, обладая устойчивой и адекватной самооценкой, находится в условиях, которые способствуют нормальному удовлетворению его потребности в самоутверждении, то, как правило, моральная саморегуляция его поведения проявляется на достаточно высоком уровне. У подростка развивается умение владеть своими эмоциональными состояниями, контролировать себя и определенным образом организовывать свое поведение в соответствии с конкретными условиями общения. Если подросток с устойчивой, адекватной самооценкой попадает в такие условия общения, когда он постоянно

73 стр.

 

 


сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией поведения со стороны взрослых, то ой значительно меняет свои поведенческие реакции. Подобные психологические условия общения становятся, разрушительным фактором его саморегуляции. У подростка может снизиться уровень уверенности в себя, уменьшается инициативность его поведения, он превращается в исполнителя власти другого. Напротив, отказ от исполнения этой власти влечет за собой сопротивление и различного рода негативные проявления. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Постоянное подкрепление неустойчивой самооценки такими факторами вызывает еще большее ее колебание, непоследовательность. Саморегулирование становится узкоситуативным, его возможности снижаются.

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания — самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться.

При этом самооценка подростка и представление о себе направляют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т. д. Поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключительно личная деятельность. На первых этапах необходимо умело

 

74 стр.

 

помочь ему найти наиболее оптимальные методы, приемы самовоспитания, помочь и в организации самого содержания самовоспитания, не подавляя, а, напротив, укрепляя веру в его возможности.

По мере развития всех сторон самосознания, накопления опыта работы над собой уменьшается разрыв между стремлением подростка самосовершенствоваться и практическими умениями его в этом направлении. И тогда самовоспитание из актуального, эпизодического самоизменения перерастает в постоянное свойство личности. То, что подросток наблюдает очевидные результаты самовоспитания, постоянно стимулирует дальнейшее самоутверждение его личности. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса: «Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоятельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе»[78].

Подростковый этап генезиса самосознания в развитии личности в целом и ее самосознания исключительно важен, поскольку именно в этот период на основе предшествующих генетических стадий самосознания складываются основные его свойства и особенности, достаточно определенные формы проявления. Наконец, формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных системах взаимосвязей в обществе, во взаимоотношениях с людьми.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...