Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диалектика изменчивого и устойчивого в самосознании
Вопрос о диалектике изменчивого и устойчивого в самосознании, о их единстве и противоречивости — это один из существенных моментов генетического аспекта проблемы самосознания. С целью выявления специфики взаимодействия данных двух противоречивых тенденций развития самосознания рассмотрим этот вопрос в контексте более общей проблемы тождественности индивида
75 стр.
Самому себе, или его константности[79]. «Проблема константности индивида — это проблема его сохранения как данного индивида в изменяющихся и преходящих ситуациях и общениях»[80]. Изменение, развитие, совершенствование индивида находится в непосредственной зависимости от непрерывно меняющихся условий его жизнедеятельности, и в не меньшей степени — от собственной его активности, связанной с сознательно регулируемым самоизменением. Развитие индивида на протяжении всей его жизни проходит ряд стадий, для каждой из которых специфичен свой комплекс особенностей психической деятельности. Однако даже в течение небольших промежутков времени могут произойти существенные изменения индивида. Любое изменение имеет свою форму и содержание. Оно может быть локальным или охватывать индивида в целом; оно может быть кратковременным или устойчивым его свойством, состоянием и т. д. Некоторые психические особенности и прежде всего те, которые не находят подкрепления и реализации в соответствующих обстоятельствах и ситуациях, свертываются, угасают, другие же и особенно те, которые индивид сам «культивирует» в себе, могут достигать высокого уровня развития, дифференциации. Непрерывность изменений индивида является естественным и необходимым условием его жизнедеятельности, и в первую очередь потому, что в них обнаруживается психическая «отзывчивость» индивида на динамичность его внешнего бытия. Вместе с тем на протяжении всей жизни индивид сохраняет свои особенности, своеобразие, своего рода уникальность и самобытность. И даже все изменения, которые происходят с ним, осуществляются характерным для него способом, в русле специфики именно данного индивида. Постоянное изменение индивида с необходимостью предполагает в то же время его постоянное единство, тождественность, иначе говоря, в течение всей своей жизни он остается самим собой. «Изменение индивида на протяжении его жизни — это общее для всех и каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости, изменение индивида как качественно своеобразной систе-
76 стр.
мы, его совершенствование или... разрушение»[81]. Обычно распад, разрушение индивида сопровождается патологическими состояниями, когда нарушаются типичные, константные его связи с внешним миром, превращаясь в связи случайные, нетипичные для него. Условия, детерминирующие тождественность, константность индивида, изучены еще очень мало. Несомненно, к ним можно отнести систему физических и психологических его особенностей. Физические условия тождественности индивида составляют многообразные проявления его особого соматического склада и морфологических признаков. Они прежде всего определяют специфику внешних характеристик индивида. Мы не анализируем всю систему психологических условий тождественности индивида. Но для нас достаточно очевидным является тот факт, что в этой системе в качестве основных ее составляющих можно вычленить процессы сознания и самосознания. Тождественность индивида создается через выделение в индивиде устойчивого, стабильного, того, что характеризует стержень личности, ее индивидуальное своеобразие. Появление этой устойчивости обусловлено прежде всего активно осознанным включением самого индивида в формирование своей личности. Всякая личность на основе отражательной функции сознания способна аккумулировать внешние воздействия, которые она получает в ходе различных видов своей деятельности и общения. Сохраняя опыт своего познания и эмоционального отношения к познанному, она устанавливает определенные связи, соотношения между прошлым и настоящим, выделяет для себя нечто устойчивое, постоянное в этом опыте и затем реализует его в настоящем, связывает настоящее с будущим, проецирует настоящее на будущее и т. д. Вырабатывая свой способ связи отдельных моментов собственного опыта и свой способ реализации этого опыта, личность нередко встречается с различного рода трудностями. Сталкиваясь с ними и преодолевая их, личность как бы «подкрепляет» устойчивые тенденции своей психической деятельности. Они в свою очередь формируют высокий уровень эмансипации личности от непосредственных, особенно неожи-
77 стр.
Только строчка отсутствует, срез ксерокса, восстановление не возможно, нужен оригинал… поведения личности, отдельных ее проявлений.
Содержанием социального и нравственного опыта личности являются различные ее отношения, установки, позиции, ценности и т. д. Опыт личности, интегрирующий результаты ее познания и отношения к познанному в многообразной сфере внешнего бытия, является постоянным динамичным образованием. По мере «открытия» личностью все новых и новых сторон бытия происходит переосмысливание всего познанного в прошлом и настоящем. Расширение и углубление опыта сопровождается всё большим уточнением содержания социальных и нравственных установок, позиций, отношений, ценностей, и в то же время из этого процесса выкристаллизовывается нечто постоянное, устойчивое, типичное для данной личности, что создает более или менее прочные основания ее внутреннего мира, влияющие на формирование направленности различных психологических ее особенностей (взглядов, убеждений, свойств характера и т. д.). Полученное новое знание в процессе познания реальности, не противоречащее содержанию уже сложившихся, более или менее устойчивых установок и ценностей, включается в систему опыта личности как момент, дополняющий и углубляющий старое содержание. Но при воздействии новой для данной личности информации, неожиданной или противоречащей тому, что было принято, усвоено ею и прочно стало содержанием ее внутреннего мира, происходит нарушение равновесия уже сложившейся структуры установок, ценностей личности, или так называемый «познавательный диссонанс». Чтобы это равновесие восстановилось, необходима переработка содержания имеющегося опыта: или включение нового в существующую систему опыта, или его отрицание, неприятие. В случае частичного или полного включения нового содержания в уже сложившуюся, относительно устойчивую систему опыта личности последняя подвергается пересмотру, преобразованию. Но даже в случае неприятия нового, дисгармоничного содержания старое содержание опыта в ряде случаев не остается неизменным, может возникнуть раздвоенность, диссоциированность, разлад во внутреннем мире личности. Однако, как правило, человек не может долго находиться в состоянии внутреннего 78 стр.
разлада и обычно рано или поздно он делает выбор. И если на первых этапах этот выбор для психической жизни личности имеет скорее приспособительный смысл, своего рода защиту, то в дальнейшем содержание этого выбора может приобрести устойчивый характер. В зависимости от глубины и ценности для данной личности взглядов и убеждений, подвергающихся переосмыслению, происходят более или менее существенные сдвиги в системе прежнего опыта личности. Если задеты второстепенные, незначительные для личности стороны внутреннего мира, то последствия этих сдвигов будут мало заметны и не изменят ее по существу. И, напротив, изменения взглядов, убеждений, которые относятся к устойчивым ценностям личности, как правило, вызывают появление качественно новых образований в структуре ценностного опыта личности. Критические моменты изменения внутреннего мира личности зачастую связаны с напряженными и глубокими переживаниями, расширяющими и эмоциональный опыт личности. Итак, сложная и многообразная деятельность сознания является тем внутренним психологическим условием, на основе которого актуализируется возможность устойчивости, стабильности различных психических проявлений личности, создающих индивидуальный стиль, способ познания, реагирования, реализации внутренних потенций. В свою очередь наличие устойчивого на фоне непрерывного процесса развития личности создает тождественность, идентичность ее самой себе. Другим необходимым и не менее важным психологическим условием тождественности личности является ее самосознание. Именно благодаря развитию самосознания у личности формируется достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности, главные моменты которого сохраняются на протяжении всей жизни и в значительной степени обусловливают последовательность основной линии поведения в самых разнообразных ситуациях в группах. Устойчивый компонент всех актов самосознания делает специфическим проявления личности в отношении себя, индивидуализирует их как «особые и неповторимые. Но и самосознание также обнаруживает диалектику устойчивого и изменчивого. Соотношение устойчивого и изменчивого в самосознании можно рассматривать в двух 79 стр.
основных аспектах — в плане его онтогенетического развития и в плане функциональном, т. е. в реальных проявлениях самосознания на определенном генетическом срезе развития личности. Рассматривая выше генезис самосознания, мы частично выделили ряд его онтогенетических особенностей. Самосознание в целом и отдельные его акты — самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, саморегулирование и другие на равных стадиях возрастного развития имеют свою специфику, которая отражает аккумулированные результаты изменений на предшествующих стадиях. При этом каждый акт самосознания обнаруживает свою диалектику в онтогенезе изменчивого и устойчивого. Выработка устойчивого компонента в отдельных проявлениях самосознания, например в самооценке, в закреплении и сохранении достаточно стабильных способов самопознания, самоанализа и т. д., является признаком более зрелого осознания себя, осмысления своего внутреннего мира и отношения к себе. По степени выраженности устойчивого компонента в различных проявлениях самосознания можно судить и об уровне их развития. Изменчивые компоненты в онтогенетических особенностях самосознания составляют его преходящее содержание. Со временем они как бы отсекаются, входя в «фонд» внутреннего опыта личности. Так, например, отношение личности к себе как одно из внутренних психологических ее образований и, пожалуй, одно из наиболее трудных для исследования имеет сложную генетическую структуру. Оно развивается на основе многих отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности личности; отношения к вещам, людям, взаимоотношениям людей, отношения других к данной личности и т. д. Вначале отношение к себе не обладает устойчивостью. Человек преимущественно опирается на оценку других в своем поведении. Лишь в результат значительного количества аналогичных по сути осознаний себя как субъекта, определенных проявлений в деятельности и поведении у него формируется фиксированное, более или менее устойчивое понятие о себе как личности; одновременно с этим понятием возникает и более или менее устойчивое отношение к себе, которое выражается в самооценке, отражающей уровень психологической зрелости личности. 80 стр.
Осознание отношения к себе сопряжено с переживаниями определенной степени интенсивности. Устойчивое отношение личности к себе становится характерологической ее особенностью. Как верно, на наш взгляд, подметил Б. Г. Ананьев, оно завершает структуру характера, обеспечивает его целостность, выполняя функцию: саморегулирования и самоконтроля, способствуя образованию и стабилизации внутреннего единства личности[82]. Отношение личности к себе может выступать в таких формах, как гордость, самолюбие, совестливость, тщеславие, самоуважение. И ни одно из них в относительно сложившемся виде, в своем качественном своеобразии невозможно понять, не исследуя его генезиса и тех временных состояний, которые сопровождают процесс их развития. В данном случае необходимо проследить пути перехода из ситуативных в более или менее постоянные, типичные проявления отношения личности к себе, выявить те переживания, которые лежат в основе их формирования. Итак, устойчивое отношение личности к себе возникает в результате сложных соотношений и взаимопереходов устойчивого и изменчивого компонентов в процессе развития самосознания. Помимо онтогенетического ракурса соотношения устойчивого и изменчивого в самосознании, выделяется функциональный аспект этого соотношения. Сущность его состоит в раскрытии диалектических взаимосвязей между устойчивым и изменчивым в рамках одного и того же генетического среза самосознания. Данный подход к рассмотрению устойчивого и изменчивого в самосознании возможен относительно сформировавшейся личности. Известно, что одним из факторов, обусловливающих индивидуальный стиль поведения личности в различных группах и ситуациях, является понимание ею себя и собственная оценка себя. У личности есть, с одной стороны, более или менее сложившееся устойчивое отношение к себе, а с другой — ряд динамичных оперативных образов[83], в которых отражено то, как она воспринимает
81 стр.
себя в различных жизненных ситуациях и внутри той или иной группы: «Каждый человек, переступая «порог» в своем жизненном движении, видоизменяет свое «Я»: порог учреждения, дома, вагона или самолета... и пр... И каждый из них как бы деформирует наше «Я». Чтобы адекватно вести себя, оно должно считаться с тем, что стоит за каждым порогом бытия»[84]. Человек в своих действиях в различных системах общения, представляя психологические особенности условий общения, исходя из знания людей конкретной группы, их ожиданий от него, отношения к нему, осуществляет линию поведения соответственно тому образу себя, который, по его мнению, именно для данной ситуации и группы является наиболее адекватным и необходимым. Иными словами, в зависимости от конкретных условий общения человек как бы все время перевоплощается в те или иные роли. Любая социальная микросистема, частью которой является человек, имеет свой сложившийся и достаточно постоянный психологический климат, определяющий специфическую форму взаимодействия людей. Включаясь в это взаимодействие, каждый человек раскрывает себя в определенной степени, с определенной стороны, непрерывно самоконтролируя свое поведение. Вначале самоконтроль, обусловленный формой внешнего взаимодействия людей, ярко выражен и постоянно направлен на соотношение поведения с регулирующим его оперативным образом. В дальнейшем форма и стиль поведения человека в данных конкретных условиях общения закрепляется, приобретает некоторый шаблон, инерционные моменты и соответственно ослабевает необходимость самоконтроля. При более или менее непрерывном поддержании общения в определенной группе приобретается инерционное владение оперативным образом, легкость вхождения в группу, свобода поведения в ней. Иногда после перерыва общения в той или иной группе возобновить его бывает трудно: не удается вновь включиться в группу через те оперативные образы себя, на которых было основано поведение раньше, поскольку разрушается привычный тип взаимодействия. В таких случаях общение либо распадается, либо строится затем на новых психологических основах.
82 стр.
Однако способность человека перевоплощаться соответственно различным оперативным образам в многообразных условиях общения не означает, что он как бы расчленяется на множество лиц и выступает не как единое целое. В каждой ситуации, в каждом общении, несмотря на специфичность конкретной формы поведения, связанной с осознанием себя в данной ситуации и общении, человек остается именно данным, а не другим субъектом, сохраняя свое неповторимое качественное своеобразие. И одним из необходимых внутренних условий, детерминирующих тождество субъекта, является то глубинное, в течение жизни сформированное, относительно устойчивое понятие о себе, которое проникает во все сферы психических проявлений личности. Интересны, с этой точки зрения, наблюдения мексиканского психолога С. Хеновеса, участника научной экспедиции 1971 г. на плоту Ра-1 (руководителем экспедиции был известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал). Семь человек разных национальностей, ранее не знакомые друг с другом, находились на плоту, одни среди океана, наедине с ним. Их разъединяли не только языковые, но психологические и социальные барьеры. Вместе с тем от совместных усилий, слаженности, солидарности, лояльности друг к другу зависела жизнь каждого. Вот описание того, как менялось их поведение в связи с экстремальными условиями, когда становились ненужными стереотипы оперативных образов и актуализировались сущностные представления о себе: «Все семеро в течение первых нескольких дней плавания сохраняли это ощущение изолированной группы людей среди всеобщего праздника, в какой-то мере связанного с ними лично. Они продолжали вести себя так, чтобы сохранить тот образ самого себя, что они создали на земле, т. е. они по инерции еще пытались быть теми, какими привыкли считать себя: один — человек науки, точный и уравновешенный, другой — Дон Жуан, третий — честный и трудолюбивый американец и т. д. Но нас ожидало огромное, нечеловеческое напряжение всех сил. Очень скоро сломался руль, затем рея и все это на фоне постоянной борьбы за жизнь и страха упасть в воду. Через несколько дней жизни у членов экипажа уже не осталось сил для такой роскоши, как поддержание выбранного для себя образа, и результатом было драмати- 83 стр.
ческое крушение личности. Полное неумение управлять плотом, усталость от физического труда, усиленная бессонными ночными вахтами, постоянная тревога и страх, связанный с теснотой и опасностью упасть в воду, заставляли каждого из нас, хотел он того или нет, быть тем, кто он есть на самом деле. Так благодаря невероятно сложным условиям жизни быстро выявилась личность каждого из нас»[85]. Вместе с тем подобные условия являются необыкновенно сильным фактором самопознания человека, выявления его потенций, нередко скрытых от него самого. В понимании самого себя, своей истинной ценности человек как бы поднимается на несколько ступеней выше, причем за очень короткое время достигает того, на что в обычных условиях потребовались бы годы. Наряду с этим столь острые напряженные условия могут стать фактором актуализации или усиления рефлексии, стимулирующей самопознание, открыть перед человеком не только новые стороны его внутреннего мира, его возможностей, но и новые способы самопознания и произвольного самоизменения. Одним словом, знание себя и отношение к себе может значительно измениться, а иногда и перестроиться. В связи с этим Хеновес, например, замечает: «Наша плавучая лаборатория позволила нам кое-что понять в самих себе»[86]. Кроме того, в этих уникальных наблюдениях Хеновеса отчетливо зафиксирован и тот факт, что общение, построенное не на оперативном образе, а на том истинном отношении человека к себе, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольшей степени является самим собой, вызывает к жизни особенно прочные, глубокие, яркоэмоциональные взаимоотношения. «Когда люди глубоко узнают друг друга, когда суровые обстоятельства заставляют их сбросить привычную маску, которую они носят в обычной жизни, то такой непосредственный, тесный контакт между людьми ведет порой к конфликтам. Но зато между этими людьми устанавливаются особые нерасторжимые связи, вроде тех, что существовали между членами человеческих сообществ в 84 стр.
далекие времена напряженной борьбы за жизнь. Подобного рода связи... стоят того, чтобы ради них пойти пусть даже на почти невыносимые испытания»[87]. Из данных наблюдений Хеновеса вытекает вывод о том, что такой изменчивый компонент самосознания, как созданный о себе оперативный образ, который скорее имеет приспособительное значение и не всегда соответствует подлинной сущности человека, четко им осознаваемой или еще недостаточно для себя выявленной, используясь им произвольно, становится определенным стереотипом. Но когда он не отвечает новым, особенно изменившимся условиям, он разрушается, перестает действовать. Таким образом, в выработке подлинного тождества, константности субъекта играет роль не столько ситуативный приспособительный образ самого себя (хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека), сколько то истинное знание и отношение к себе, которое придает всем его психическим проявлениям в деятельности, поведении, общении индивидуальный, неповторимый стиль. Рассмотрим вопрос о соотношении устойчивого и изменчивого в самосознании в его функциональном аспекте на примере концепции современного американского социального психолога Т. Шибутани о соотношении Я-образа и Я-концепции. В качестве одного из изменчивых компонентов самосознания выступает у него Я-образ. Каждый человек должен сформировать Я-образ, т. е. представление о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в соответствующую ситуацию. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в действии. Человек осознает себя в качестве особого объекта, зависимого от других при выполнении какой-либо деятельности. Он является членом определенной кооперации, где все действия друг друга взаимосвязаны и «он должен тщательно предусмотреть такой способ поведения, который бы не оттолкнул их от него. Он не может позволить себе сделать нечто такое, что вызвало бы у других колебания, лишило бы его их поддержки или вызвало бы у них сопротивление его действиям. Формирование Я-образов есть, следовательно, распространение приспособительной тенденции»[88]. 85 стр.
Осуществление совместного действия находится под непрерывным, основанном на Я-образе, самоконтролем. Только тогда, когда сформируется Я-образец, происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. Тогда человек может манипулировать собой и другими. Самоконтроль — это как бы возвращенная форма поведения. С ее помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенное русло. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом,— конструктивно, динамично, обладает творческими элементами. Поскольку сам индивид реагирует на каждый из своих образов так же, как и другие, он способен предвосхищать действия, которые, возможно, будут ими предприняты, и приспосабливается, находит вероятные формы реакций заранее. Шибутани отмечает, что Я-образы специфичны, изменчивы от одной ситуации к другой и делает вывод, что развитие сознательного поведения — это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд Я-образов. Но вместе с тем каждый человек может определить самого себя как особое человеческое существо, с присущим только ему набором качеств. Шибутани замечает, что мы привыкли считать свою личную определенность настолько естественной, что даже не представляем себе, до какой степени все наше поведение и действия обусловлены рабочей концепцией, которую мы сами создали о себе. «Если гибкость координации основана на способности людей формировать Я-образы, то относительное постоянство человека, определенность его линии поведения обеспечивается Я-концепцией»[89]. Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность линии поведения личности, выступает Я-концепция. Ощущение своей определенности, которая выражается также и в Я-концепции, создается непрерывностью переживаний во времени, непрерывностью опыта человека в целом. Я-концепция может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентации человека к действиям в отношении самого себя. Это есть то, что сам человек значит для себя: «В каждой ситуации человек фор- 86 стр.
мирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Но постоянство в его поведении сохраняется потому, что все реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт»[90]. В Я-концепции содержится оценка личностью самой себя и отражается более или менее адекватно уровень собственного достоинства, в связи со спецификой которого человек может испытывать, например, и такие крайние состояния, как чувство своей неполноценности или чувство неоправданного превосходства. Обратим внимание, что и в самой Я-концепции как устойчивом и определенном образовании Шибутани видит наличие изменчивых, развивающихся моментов. Прежде всего существуют различные уровни ее осознания. Она может иметь различную гибкость, подвижность и быстроту актуализации в разные периоды жизни человека. Я-концепция формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей друг с другом. Человек сживается со своей оценкой себя и ее сохранение становится необходимой его потребностью. Обычно люди особенно чутки к реакциям тех, кто входит в их «эталонную группу», так как именно у них они ищут поддержки своей позиции. Я-концепция подкрепляется реакциями других людей и прежде всего членами «эталонной группы». Себя Шибутани считает сторонником поведенческой психологии, и эта общая теоретическая позиция отчетливо сказалась и на решении им более частного вопроса о соотношении Я-образа и Я-концепции. Согласно его точке зрения, оба эти образования психики человека имеют чисто поведенческий смысл — человек манипулирует ими в системе «стимул — реакция». Я-образ и Я-концепция связываются исключительно с поведением, а не с личностью в целом — ее характером, социальными установками, мировоззрением, идеалами. Содержание их не соотносится с ценностями, нормами, требованиями, специфическими для определенной социальной системы. Я-образ как подвижное представление о себе — это чисто 87 стр.
приспособительная реакция на соответствующее внешнее воздействие в виде той или иной корпорации людей. С изменением внешнего воздействия меняется и поведенческая реакция человека, обусловленная перестройкой Я-образа. Я-концепция обеспечивает последовательность поведенческих реакций и более или менее устойчива, но у Шибутани она не отражает сущностного понимания личностью себя, своей общественной ценности. Вопрос о диалектике устойчивого и изменчивого в самосознании вообще, вероятно, следует решать в плоскости соотношения содержания изменчивого и устойчивого, будь то процесс самопознания, отношения к себе, саморегулирования и т. д. Например, какие-то компоненты изменчивого переходят в устойчивое и становятся со временем его неотъемлемой частью или что-то из содержания устойчивого становится преходящим — все это в дальнейшем вообще может стать лишь случайным для личности. Кроме того, отдельные элементы устойчивого и изменчивого в течение какого-то времени могут находиться в конфликтном отношении друг к другу и т. д. Таким образом, самосознание как в целом, так и в отдельных своих актах (более подробно мы остановились лишь на отношении личности к себе) представляет собой (как и любое психическое образование личности) противоречивое единство изменчивого и устойчивого. Причем изменчивость и устойчивость в самосознании обнаруживается как в сфере его содержания, так и в сфере способов реализации этого содержания. В многообразных формах соотношения изменчивого и устойчивого, их взаимопереходов проявляется пластичность, лабильность самосознания, его регулятивное значение в жизнедеятельности человека. И, наконец, наличие в самосознании относительно устойчивого компонента виде более или менее постоянного содержания самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, является, по нашему мнению, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.
88 стр.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |