Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Mastigophora). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации»

Кафедра биологии

Утверждаю

зав. кафедрой биологии,

д.м.н., профессор____________

/ Викторова Т.В./

«____»_______________2011 г.

 

Учебный модуль «Паразитология»

(методические указания для студентов)

 

По дисциплине «Биология»

Для направления подготовкиЛечебное дело

Код060101

КурсI           CеместрII

Отделение дневное

Практические занятия 84 час (36 час - 2-й семестр)                

 

 

Уфа 2011

 

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28               

Рецензенты:

зав. каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии БГМУ,доктор медицинских наук, профессор -З.Г. Габидуллин;

зав. кафедры нормальной физиологии БГМУ, доктор медицинских наук, профессор -А.Ф. Каюмова.

 

Учебный модуль «Паразитология» (методические указания для студентов) / Составители: Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Мусыргалина Ф.Ф., Измайлова С.М., Белалова Г.В., Бадретдинов М.А., Исхакова Г.М., Куватова Д.Н., Данилко К.В., Волкова А.Т. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России», 2011 - 52 с.

 

Методические указания подготовлены в соответствии с типовой программой по дисциплине «Биология» (М., 2001 г.), на основании рабочей программы (2011 г.), действующего учебного плана (2011 г.) и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Биология» (2010 г.)

Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по биологии и содержит подробный методический разбор практических занятий 2-го семестра.

Методические указания предназначены для аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело.

 

УДК 576. 8 (07)

ББК 52.67 я 7

О - 28

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России»

 

 

Утверждено на заседании кафедры биологии

Протокол № ___ от «____» __________ 2011 г

ГБОУ ВПО «БГМУ

Минздравсоцразвития России», 2011



Учебный модуль «Паразитология»

Практическое занятие № 17

 

1. Тема:

Экологические и медико-биологические основы паразитизма. Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Sarcodina). Тип Ciliophora. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

 

2. Учебные цели:

Знать:

· основы экологии как науки о взаимоотношениях между организмами в определенных условиях окружающей среды;

· основные формы взаимоотношений между организмами;

· общую характеристику животных подкласса Простейшие;

· систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей классов Саркодовые и Инфузории;

· меры общественной и личной профилактики амебиаза и балантидиаза.

Уметь:

· расшифровывать ключевые термины паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии.

Владеть:

· методикой определения разных стадий жизненного цикла простейших (дизентерийная, ротовая, кишечная амебы, кишечный балантидий).

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1)  Типы взаимоотношений между организмами как предмет синэкологии.

2) Паразитизм и его экологические основы. Классификация паразитов. Классификация хозяев паразитов.

3) Характеристика системы «паразит-хозяин». Морфофизиологическая и биологическая адаптация паразитов. Ответные реакции организма хозяина.

4)Характеристика «паразитарной системы».

5)  Ключевые термины медицинской паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии

6)Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.

7) Классификация и общая характеристика животных подцарства Простейшие (Protozoa), классов Саркодовые (Sarcodina) и ресничные (Ciliata).

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие амеб (Entamoeba histolytica, Entamoeba coli, Entamoeba gingivalis).

9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза.

10)Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие Balantidium coli.

11)Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза.

 

 

4. Вид занятия:практическое.

5. Продолжительность занятия:2 часа (90 минут)

6. Оснащение:

 

6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Паразиты человека», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

 

6. 2. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

Выполнение тестовых заданий.

 

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса, решение ситуационных задач.

 

Демонстрация преподавателем  методики практических приемов по данной теме.

 

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Изучить по таблицам и слайдам строение и стадии развития дизентерийной, кишечной, ротовой амеб и балантидия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучить по таблицам и зарисовать:

1. Морфологические формы дизентерийной амебы

малая вегетативная (forma minuta) крупная вегетативная (forma magna) циста
       

Трофозоиты кишечной и ротовой амеб

 

Кишечная амеба Ротовая (десневая) амеба
     

 

 

Трофозоит и циста балантидия

 

Трофозоит Циста
   

 



Практическое занятие № 18

 

1.Тема:

Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Mastigophora). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.

2. Учебные цели:

Знать:

· систематическое положение, географическое распространение, морфо-физиологическую характеристику и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;

· меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.

Уметь:

· дифференцировать разных видов простейших.

Владеть:

· методикой решения ситуационных задач.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1)  Классификация и общая характеристика животных класса Жгутиконосцы (Mastigophora).

2) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие токсоплазмы (Toxoplasma gondii).

3) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика токсоплазмоза.

4) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трипаносом.

5) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика африканского и американского трипаносомоза.

6) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие лямблий.

7) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза.

8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трихомонад: влагалищной, ротовой и кишечной. 

9)  Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика урогенитального трихомоноза.

 

4. Вид занятия:практическое

5. Продолжительность занятия:2 часа (90 минут)

6. Оснащение:

 

6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Паразиты человека», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

 

6. 2. Технические средства обучения: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы.

 

6.3. Микропрепараты: лейшмании в мазке крови, трипаносомы в мазке

крови.

 

7. Содержание занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

 

Выполнение тестовых заданий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 652.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...