Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад А.М. Леушиной в ТиМФЭМП у дошкольников




Вклад А.М. Леушиной в ТиМФЭМП у дошкольников. Вопросы развития количественных представлений у дошкольников разрабатывались Леушиной с 40-х г. Благодаря ей методика получила научное обоснование. Она заложила основы современной дидактической системы ФМП, разработала программу, содержание, методы работы с детьми. Считала, что обучение счету идет за освоением действий с множествами; числа должны сравниваться на наглядной основе; представление о числе формируется при сравнении предметных групп. При формировании количественных представлений особое внимание уделяла чувственному опыту. Предложила упражнения с демонстрационным и раздаточным материалом. Работы «Обучение счету в детском саду», «ФЭМП у детей дошкольного возраста» и др.

Методика формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств (способами приложения и наложения).

Формирование у детей представлений об отношениях «равенства» и «неравенства» начинается с обучения их умению определять равночисленность множества и отражать это в речи: столько, сколько; столько же, сколько и; поровну, одинаково по количеству. Затем- выявлять неравночисленность множеств: больше, меньше; меньше, чем. Наиболее простым приемом сравнения - наложение. Для обучения используются карточки с нарисованными предметами, а впослед­ствии и с геометрическими фигурами в количестве 3—6 штук, игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд. На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладыва­ются силуэты предметов.Наглядный материал подбирается, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы, надеть на кукол платья и т. д. В ходе показа и объяснения приема наложения педагог обращает основное внимание на соотношение «один к одному», по­нимание смысла слов столько же, способ выполнения действия.В-ль берет предметы и, действуя правой рукой слева на­право, последовательно накладывает их на каждый из изображен­ных элементов и т. д. Уточняет свое действие: «Я каждому зайчику даю по морковке. Я всех зайцев угостила морковками». После этого следует вопрос к детям: «Сколько же морковок я раздала зайцам?» На первых порах дети отвечают, как правило, «много», что соответствует уровню сформированных у них пред­ставлений. Поэтому педагогу следует уточнить еще раз поэлементное соответствие (каждый зайчик получил морковку) и предложить де­тям образец ответа: «Морковок столько же, сколько и зайцев», «Я раздала столько морковок, сколько зайцев».

В ходе подобных упражнений раздаточный материал подбирается в большем количестве, чем это требуется для воспроизведения. Предметы ставятся (накладываются) так, чтобы изображенное на карточках не закрывалось полностью. Это необходимо для усвоения смысла, сравнения, развития элементов самоконтроля. Следует обращать внимание на необход. при выполнении задания соблюдать на­правление слева направо, раскладывать предметы правой рукой, одновременно придерживал карточку левой. Такой способ дей­ствий закрепляется в многократных самостоятельно выполняемых детьми действиях с раздаточным материалом.

За усвоением понятий «столько же», «столько, сколько» следует задать детям вопрос «По скольку ...?». Ответ «поровну...» подчер­кивает обобщение предметов по кол-ву независимо от их ка­чественных и пространственных признаков. В-льзадает во­прос: «По скольку морковок и зайцев?» Уточняет ответ детей, ис­пользуя понятие «столько же», поясняет значение слова «поровну»: «Морковок и зайцев поровну, морковок столько, сколько зайцев». В тех случаях, когда дети хорошо усвоили прием наложения, они обычно быстро усваивают и прием приложения. Для обучения можно использовать карточки с двумя полосками, на ко­торых предметы изображены лишь на верхней полосе. Наложив предметы на изображения, отметив соответствие, педагог последо­вательно сдвигает вниз каждый из них, подкладывая под изобра­жение. Можно пользоваться специальными карточками, на которых нижняя полоса расчерчена на квадраты, что предупреждает ошибки.

 

 

Ф.Н. Бляхер о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

Ф.Н. Бляхер в ФМП у дошкольников. Основные идеи о ФМП у дошкольников изложены в книге «Математика в детском саду и нулевой группе» (первая программа по математике в советский период). Согласно ей в 3-4 года – различать понятия один и много, представления о числах 1,2,3. В 5-6 – счет до 10, сравнение чисел, порядковый счет. В 6-7 – состав чисел, цифры, сложение и вычитание, простые арифметические задачи. Считала необходимым использовать и игры и жизненные ситуации. Считала счет средством всестороннего развития. В основе формирования количественных представлений лежат практические активные действия детей с предметами и счет. Счет вводился со средней группы (при линейном расположении предметов). Созданные ей игры используются по настоящее время.

 

Методика обучения пониманию независимости числа от качественных и пространственных признаков.

Дети научились считать и отсчитывать предметы, но у них еще не сложилось представление о числе (как большую они оценивают группу предметов, которые занимают большую площадь). Внимание детей обращают на то, что число предметов не зависит от пространственных признаков: размера, расположения, площади. Этому уделяется 2-3 занятия. Параллельно детей упражняют в сравнивании предметов. Независимость числа предметов от пространственных признаков выясняют на основе сравнения совокупности предметов, отличающихся размером, формой. Показывают и называют количественные отношения между совокупностями в пределах +-1. Подчеркивается значение счета и приемы сопоставления для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно». Приучают пользоваться приемами наложения, приложения, сопоставления пар. В ст, гр. Используются такие же приемы. Учат отсчитывать не только в ряд, но и по-разному расположенные предметы, начинать счет можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но не пропустить и не сосчитать лишний.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...