Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль разных анализаторов в развитии представлений о множествах и навыках счета.




Множественность предметов и явлений ребенок воспринимает разными анализаторами: слуховыми,речедвигательными,  зрительными, кинетическими.( Кинестетический анализатор играет ведущую роль в формировании представлений о множестве и счёте. Счёт вне движения невозможен). Для развития д-ти счета существенное значение имеет упражнения в счете с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движений, счёт на ощупь. Счет на ощупь Дети ср. и ст. групп считают нашитые на карточку пуговицы за спиной, камешки с закрытыми глазами. Счет звуков: В ст. гр. Счет звуков связывается со счетом и отсчетом предметов. И,вначале считают звуки, затем отсчитываютстолько же игрушек. Старшим дошк. предлагают считать звуки с закрытыми глазами. Счет и воспроизведение движений: дети считают выполняемые педагогом движения и воспроизводят их кол-во по образцу. Опора на зрительное восприятие: Установление кол-венных отношений между множествами, восприним. различными анализаторами, способствует обобщению счетной деятельности. Сопоставляются множества, воспринятые разными анализаторами, что способствует образованию межанализат. связей.

Особенности восприятия и воспроизведения множества детьми раннего дошкольного возраста.

В раннем возрасте у детей у детей накапливаются представления о совокупностях однородных и разнородных предметов. Восприятию множественности предметов способствует всё окружение ребенка. На 2-ом году жизни дети начинают понимать смысл слов «много», «мало» при разнице в два предмета. Но слово много ассоциируется у них со словом большой, а мало со словом маленький. Эти слова относят как к совокупности, так и к размеру предметов. Следовательно, количественные представления ещё не отдифференцировались от пространственных. Слово мало в словаре детей появляется позже, чем слово много. На 3-ем году ребенок учится различать разные по численности группы предметов. Слова «один», «много», «мало» дети соотносят с определенным кол-вом предметов, выполняют действия в ответ на просьбу взрослых. На 2-3 г. жизни появляется стремление самим создавать совокупности предметов. Наблюдается склонность сравнивать совокупности предметов, В 3-и года дети правильно понимают и соотносят слова «много», «мало» в пределах 5-ти предметов. Развивается умение принимать задания, действовать по указанию взрослых.

 

Формирование представлений о единицах времени: сутках, неделях, сезонах, годах.

Когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно познакомить их со словом «сутки». Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т.е. сутки состоят из 4 частей: день, вечер, ночь, утро (части суток). После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов «сегодня», «вчера», «завтра» как сменяемость суток. Сутки служат исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем, календарным годом. Для этого используется модель календаря, который поможет наглядно представить сравнительно длинный промежуток времени. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени.

Организация обучения и особенности занятий по математике в группах детей разного возраста

Развитие ЭМП в разновозрастной группе осуществляется на занятиях с помощью тех же методов и приемов, что и в обычной группе. Задачи обучения реализуются с учетом возможностей каждой возрастной подгруппы. Новые программные задачи решаются с каждой подгруппой в отдельности, а закрепление - на фронтальных занятиях. Важно наличие раздаточного дидактического материала. Наглядный материал поддерживает внимание и работоспособность, позволяет педагогу в любой момент занятия дать задание для самостоятельного выполнения той или иной подгруппе. Благоприятны условия для взаимодействия детей.Для этого необходимо, чтобы все дошкольники владели программной задачей. (прежде, чем включить детей 5-го года в общее занятие, их нужно познакомить с колич. счетом, которым владеют старш. дошкольники). Быстрее справляющимся детям задание усложняют или дают дополнительное такого же типа.

 

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного восприятия предметов.

Ребенок усваивает пространственное расположение предметов «на себе», «от себя» и «от объектов».Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, определяя правое и левое от человека напротив (сначала «на себе», затем делает мысленный поворот).

 Следовательно,ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает, что началоотсчета – сам субъект, а в ориентировке «от объектов» начало отсчета – тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо знать переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю и нижнюю стороны объекта.

Истоки развития методики математики в д/с.

Предшественником ее как науки было устное народное творчество (считалки, загадки). Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в «Букваре». Вопросы содержания и методов обучения детей арифметике и формирования представлений о размерах, мерах нашли отражение в трудах Каменского, Песталоцци, Ушинского и др. Каменский в «Материнской школе» в программу по арифметике включил усвоение счета в пределах 20, различение чисел, определение большего, сравнение предметов и фигур, изучение мер. Песталоцци рекомендовал учить счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Толстой в своей «Азбуке» создал раздел «Счет». Предполагал учить счету вперед и назад в пределах 100. Фребель и Монтессори создали систему сенсорного воспитания, где рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами. Фребель создал знаменитые строительные «Дары». Монтессори предлагала использовать счетные ящики, счеты. Все они признали необходимость обучения ЭМЗ как можно раньше.

Л.И. Тихеева об обучении детей дошкольного возраста элементам математики

Педагог-методист Тихеева считала, что ФЭМП у ребенка должно осуществляться без принуждения и давления, что можно обеспечить в игре и повседневной детской жизни. В своих книгах («Счет в жизни маленьких детей», «Современный         «) она против систематического обучения, рекомендовала специальные игры-занятия. Разработала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений.В качестве счетного материала- камешки, листья, шишки. Определила необходимый объем знаний (усвоение первого десятка, знакомство с цифрами, действиями сложения и вычитания, самостоятельное составление задач, ознакомление с величиной, измерением). Все это включается в игру. К школе дети должны знать грамоту и счет. Воспитатель осуществляет контроль, дети – самообучение.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 634.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...