Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительная характеристика методов психол. исслед.




В психологии выделяют четыре группы методов:1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы. Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности. 2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод. 3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы. 4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Виды экспериментов

В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинство- контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостаток- трудность переноса полученных данных на реальные условия. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство - изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные.

В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента. Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования. В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Формирующий-применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых.

 

 

41.Логические схемы эксперимента Принципиальные логические схемы экспериментального метода как обязательного в достоверном и доказуемом научном познании, мы находим у Дж. Милля. Таких схем у него четыре.

1. Схема "единственного различия". По ней производятся измерения нескольких воздействий на объект и регистрируются отклики по следующей схеме: где большими русскими буквами обозначены разные воздействия или параметры условий, а маленькими латинскими отклики объекта изменениями параметров его свойств.В следующей процедуре все воздействия повторяются, кроме X, изучаемой как фактор влияния на возможные изменения в объекте. По схеме зафиксирован результат с исчезновением изменения у, что свидетельствует о причинной зависимости у от воздействия X. Вывод формулируется по логической структуре каузальных отношений: "Если, при отсутствии X среди воздействующих факторов, исчез отклик у, то фактор X является причиной у".

2. Схема "сопутствующих изменений":

В данном эксперименте зафиксированы изменения у, сопутствующие изменениям X. Следовательно, X является причиной изменений у.

3. Схема "сопутствующих остатков":

при этом, должно быть известно, что к — функция А, т — функция Ь, п — функция В, тогда у — функция X.

4. Схема "единственного сходства": где Б является причиной т. Эти схемы характеризуют внутреннюю логику манипулирования измеряемыми переменными, между которыми предполагается формальная взаимная обусловленность без учета содержательной сущности явления. Но именно содержательная релевантность сопоставляемых свойств и их признаков в психологическом эксперименте является решающим условием его валидности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...