Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Графические методы в психологии




Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Напомним специфические особенности проективных методик: - относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;
- неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;
- глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.                                                                                                                                  проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как правило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение. Таким образом, при использовании проективных методик проблема создания и поддержания мотивации на диагностирование не является такой острой, как при применении других типов методов. Достоинства:

1. Способствование установлению продуктивных взаимоотношений с диагностируемым. 2. Широкий спектр областей применимости. 3. Низкая фальсифицируемость. 4. Высокий уровень субъективности в интерпретациях. 5. Возможность анализа неосознаваемой сферы психического. 6. Возможность выявления своеобразия индивидуальных интерпретаций. Недостатки: 1. Низкая стандартизированность. 2. Отсутствие объективности в определении показателей. 3. Отсутствие объективных адекватных норм. 4. Высокий уровень субъективности в интерпретациях. 5. Низкая надежность. 6. Низкая традиционно трактуемая валидность.   23.Психологический анализ урокаПсихологический анализ, осуществляемый учителем или школьным психологом, понимается нами, прежде всего как выявление психических состояний учащегося на уроке. В связи с этим, предлагается несколько возможных схем анализа, дополненных соответствующей интерпретацией. Основным методом является педагогическое наблюдение. Психолого-педагогический анализ уроков может быть построен по различным схемам. В психологической литературе, относящейся к теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в структуре урока выделяют три компонента: познавательный, коммуникативный и контрольно-оценочный. Урок можно анализировать по каждому из этих компонентов в отдельности или по всем трем одновременно. Анализу урока в психологической литературе всегда уделялось достаточно много времени. Часто психологическим анализом называют комплексный анализ, отражающий дидактические условия и технологическую сторону урока. Таким образом, психологический анализ урока для учителя - это, по сути, комплексный анализ всего того, что происходило в процессе подготовки и проведения урока, а не строгое рассмотрение психических фактов и явлений, зафиксированных в протоколе наблюдения за ходом посещенного занятия.  По мнению И.А. Зимней (1997), ценность психологического анализа урока состоит для учителя в возможности применения своих теоретических знаний для осмысления способов и приемов учебной работы, используемой в обучении и общении с классом, т.е. этот анализ объективно способствует развитию педагогической рефлексии.  Предмет психологического анализа урока многогранен. Он может включать психологические особенности личности и (или) деятельности учителя, закономерности обучения или педагогического общения; он может включать психологические особенности личности и (или) деятельности учащегося или относиться к учебной группе и т.д. Форма психологического анализа тоже может быть различной, хотя анализ с точки зрения сторонников развивающего обучения, - это, прежде всего содержательный или теоретический анализ, основанный на выделении сущности, на "вычерпывании" из объекта нового содержания, как отмечал С. Л.Рубинштейн (1946). 24.КОНТЕНТ АНАЛИЗ   Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важныйсоциальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. В психологии - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр.Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Кон - тент - анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии применяется для получения информации, отвечающей некоим критериям качества - как объективность, надежность и валидность. Заметно повысить качество контент-анализа позволяет применение методов анализа статистического многомерного к его данным. Особенно широко применяется анализ факторный, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.     25.Правила подбора компетентных судей.Специалисты, привлекаемые к экспертизе, должны быть компетентными в своей области, обладать широтой и конструк­тивностью взглядов, научной объективностью, творческим мыш­лением. Они не должны быть конформистами, иметь свою точку зрения на решения поставленной проблемы. Для проверки этих качеств полезно применять метод самооценки экспертами тех же сторон своей деятельности. В ходе анализа полученной ин­формации используется метод ранговых оценок, когда выявлен­ные факторы располагают в порядке возрастания или убывания в зависимости от степени их проявления.Тем не менее, можно установить некоторые общие требования, подразумевающие реестр качеств, которыми должен обладать «идеальный» эксперт, с которым предпочтительно работать:компетентность потенциального эксперта в исследуемой области, эрудированность в смежных областях, стаж научной или практической работы в определённой сфере,должностное положение, принципиальность,объективность, способность творчески мыслить, интуиция.                                                                                          Для отбора специалистов в рабочую группу используют некоторые простые статистические способы и приемы, а также их комбинацию: 1) экспериментальный (с использованием тестирования, проверки эффективности их прежней экспертной деятельности);     2) документальный (на основе социально-демографических данных); 3) при помощи голосования (на основе аттестации потенциальных экспертов их коллегами); 4) при помощи самооценки (оценка степени компетентности изучаемой проблемы, которая дается самим потенциальным экспертом).                                                                                   Кроме указанных способов возможен расчёт достоверности и точности экспертных оценок, представленных каким-либо из потенциальных экспертов в прошлом. Для этого рассчитывают степень надёжности эксперта, под которой понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, впоследствии подтвердившимся (то есть количество прогнозов, сделанных экспертом вообще, делится на количество сбывшихся прогнозов). Понятие надёжности и точности эксперта базируется на предположении о том, что существует класс задач, для решения которых эксперт либо подходит, либо не подходит. 26.Метод экспертных оценок.Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проб­лемы. Метод рейтинговых оценок основан на формализации полученных оценок. Если для этого привлекаются специалисты, то данный метод считается разновидностью метода экспертных оценок. Одной из самых простых форм рейтинговой оценки является ранжирование. В данном методе прибегают к системе оценки в баллах. Наиболее часто используется пятибалльная система (от 1 до 5 баллов). Иногда прибегают к шкале, состоящей из 10 пунктов и даже 100 пунктов. Риск-менеджер может самостоятельно выбрать наиболее подходящую для своей компании систему оценок. Эксперт присваивает каждому риску определенный балл в зависимости от его влияния на проект (или всю компанию). При построении рейтинга иногда учитывают компетентность каждого эксперта. Результатом данного метода является заполненная таблица «рейтинг рисков» Полезность ранжирования увеличивается с опытом и накоплением базы данных по предыдущим оценкам. В этом случае оно позволяет проводить более глубокие сравнения. Достоинства и недостатки экспертных методов исследования [1]
Достоинства Недостатки
1. Синтез опыта и интуиции дляполучения нового знания 2. Возможность полученияколичественных оценокв случаях, когда отсутствуют статистические сведения илипоказатель имеет качественную природу 3. Быстрота получения результатов 1. Достоверность и надежность результатовисследования зависят откомпетентности эксперта                                        2. Субъективность метода                     3. Трудоемкость процедуры сбора информации                               4. Потребность в высоко квалифицирован-ных специалистах для проведения опроса
 

27.Основные методы математической обработки данных.Различают количественную и качественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств. Все методы количественной обработки принято подразделять на первичные и вторичные. К основным методам первичной статистической обработки относятся: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных. Меры центральной тенденции – это величины, вокруг которых группируются остальные данные. К мерам центральной тенденции в обработке результатов психологических исследований относятся: выборочное среднее, медиана, мода. Выборочное среднее– это результат деления суммы всех значений на их количество. Медиана– это значение, выше и ниже которого количество отличающихся значений одинаково, т. е. это центральное значение в последовательном ряду данных. Мода– это значение, наиболее часто встречающееся в выборке, т. е. значение с наибольшей частотой. Если все значения в группе встречаются одинаково часто, то считается, что моды нет. Меры разброса (изменчивости) – это статистические показатели, характеризующие различия между отдельными значениями выборки. Они позволяют судить о степени однородности полученного множества, его компактности, а косвенно и о надежности полученных данных и вытекающих из них результатов. Наиболее используемые в психологических исследованиях показатели: среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Основное назначение корреляционного анализа – выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик. Данная изменчивость обладает тремя основными характериcтиками: формой, направлением и силой.












Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...