Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выбор методик исследования. Валидность, надежность и объективность.




Условия влияющие на результаты исследования.

 

 

Выбор методик исследования. Валидность, надежность и объективность.

Важнейшими критериями, определяющими выбор того или иного метода исследования являются цели и задачи исследования, а также особенности исследуемой проблемы . Выбор того или иного метода исследования зависит также от возможностей, которыми располагает организация (наличия квалифицированных кадров-исследователей, материальных и финансовых ресурсов, времени, необходимого для исследования данной проблемы, наличия соответствующих информационных технологий).

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой - ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

 

7.Виды представления экспериментальных данных. Табулирование.Источниками экспериментальных данных являются: результаты наблюдения за реальными объектами и протекающими в них процессами. Обработка ЭД, получаемых от различных источников, имеет много общего. Однако организация сбора и интерпретации ЭД специфична для конкретной предметной области. Вид ЭД определяет форму представления, степень зависимости от времени, характер данных.Для анализа и интерпретации исходных количественных данных их необходимо обобщить. Когда исходная выборка имеет достаточно большой объем, то используют табулирование данных – т.е. представляют исходную выборку в виде таблицы соответствующего вида. Табулирование обычно осуществляется в 4 этапа:
1 этап – определение размаха выборки. Для этого из максимального элемента выборки вычитают минимальный.
2 этап – определение ширины интервала, группирование данных. 3 этап– определение границ интервалов группирования данных. При этом нужно обращать внимание на то, чтобы левая граница первого интервала не оказалась справа от наименьшего значения на числовой оси.

 

4 этап – непосредственно само табулирование данных. На этом этапе мы подсчитываем, сколько элементов выборки попало в каждый интервал. Количество наблюдений, попавших в интервал, называется частотой. Результатом табулирования данных является таблица, состоящая из двух столбцов, первый из которых содержит границы интервала, второй – частоты.

 

8.Виды представления экспериментальных данных: графич.представление, вариационная кривая. Источниками экспериментальных данных являются: результаты наблюдения за реальными объектами и протекающими в них процессами. Обработка ЭД, получаемых от различных источников, имеет много общего. Однако организация сбора и интерпретации ЭД специфична для конкретной предметной области. Вид ЭД определяет форму представления, степень зависимости от времени, характер данных.Для анализа и интерпретации исходных количественных данных их необходимо обобщить. Графическое представление данных — это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследования. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различ-ные виды диаграмм Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке. В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака, обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. Вариационная кривая- это графическое выражение характера изменчивости признака, которая отражает размах вариаций и частоту встречаемости варианта

9.Принципы псих.исследованя:системный и детерминизмаПсихологические исследования должны опираться на основные принципы и отвечать логике их проведения.Основными принципами психологического исследования являются следующие:- принцип детерминизма (причинной обусловленности): нельзя изучить явление, не исследовав причины, его вызывающие;- принцип развития: психическое явление следует изучать в непрерывном развитии;- принцип системности: исследуя то или другое проявление психики человека следует учитывать его взаимосвязь с другими проявлениями;- принцип объективности: знания, получаемого в исследовании, должен быть достоверным, научным и др.С учетом указанных принципов и правильной организации результаты психологического исследования будут научную и практическую ценность. 1. Принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.2.принцип системности— необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных. Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

 

 

10.Шкалирование в психологии. виды шкал. Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер. психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом :шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе.Интервальная шкала, помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование . В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений.Шкала отношений (пропорциональная шкала)допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина.

11.Шкалирование в психологии. Классификация шкал по степени их структурной сложности.методы психологического шкалирования, разделены на три класса: 1) методы измерения чувствительности; 2) методы одномерного шкалирования; 3) методы многомерного шкалирования. С помощью первого класса методов находится одно-единственное значение на психологической шкале, или, если характеризовать эти методы в геометрических терминах (как это часто делают), то можно сказать, что первый класс методов предназначен только для определения места точки в психологическом пространстве Поэтому методы измерения чувствительности можно назвать методами локализации точки на психологической шкале.Второй класс методов позволяет определить всю психологическую шкалу в целом, но это одна-единственная шкала, характеризующая только одну простую психологическую характеристику. Другими словами, эти методы предназначены для определения только одной из осей психологического пространства. Поэтому их можно назвать методами построения одномерной психологической шкалы, или методами одномерного шкалирования.И, наконец, третий класс методов предназначается для измерения сложных многомерных психологических характеристик. С их помощью строится целостная система шкал, определяющая взаимосвязь сразу нескольких психологических характеристик, иначе говоря, строится уже целостное психологическое пространство. Поэтому они названы методами построения сложных, многомерных шкал, или методами многомерного шкалирования.

 

12.Метод наблюдения. Сущность. Достоинства и недостатки.Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование. Преимущества метода наблюдения- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. -Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. -Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. -Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. Недостатки метода наблюдения-Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,-социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,-предубеждение наблюдателя,-комплексность наблюдаемых ситуаций,-эффект первого впечатления,-усталость наблюдателя и наблюдаемого,-ошибки в оценках,- «эффект снисходительности»- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),-Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.- Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).-Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.- Сложность соблюдения операциональной валидности.



Виды наблюдения.

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

· Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

· Явным и скрытым,

· Непосредственным и опосредованным,

· Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

· Прямым и косвенным,

· Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение - такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения - регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

14.Процедура наблюдения.Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об "объекте" наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2. Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор "техник" наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или "генеральная репетиция". Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его "программой".

3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

4. Этап обработки и интерпретации результатов.

при обработке данных используется принятая система их раскодировки, если использовалась определенная схема фиксации данных в символах, единицах естественного языка или категориях.Оценка данных сопоставляется с оценкой надежности и валидности исследования. На основе данных наблюдения могут не только верифицироваться гипотезы, но и сопоставляться разные теории (обсуждение результатов при этом включает анализ конкурирующих объяснений, исходя из разработанных в мире теорий).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 603.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...