Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 12. Массовое (коллективное) поведение.




Коллективное поведение – массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа.

Анализ современных концепций дает возможность выделить основные особенности коллективного поведения. Во-первых, оно необычно, т.е. не соответствует определенным стандартам. Во-вторых, это один из экстремальных типов поведения. В-третьих, коллективному поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности: люди чувствуют, что что-то должно случиться. В-четвертых, оно происходит в определенном социальном контексте: высокий уровень безработицы, низкая квалификация населения, тяжелое социально-экономическое положение и т.д.

Коренное отличие между толпой и массой состоит в том, что наиболее характерным признаком толпы является наличие непосредственной близости индивидов друг с другом. Тогда как такое образование, как масса, не требует непосредственного контакта между людьми. Коллективное поведение, как правило, отмечается на уровне толпы, но может происходить и в массовом масштабе.

Выделяются три вида эмоций, присущих коллективному поведению: страх, враждебность, радость. Эти эмоции ощущаются и выражаются толпами и массами людей. В различных ситуациях эмоции могут проявляться с различной силой.

Билет 13. Организационные исследования.

Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

 Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

 В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. 

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:1) разработка программы и приемов исследования;

 2) проведение эмпирического исследования;

 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

 Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.

По времени получения информации: разовое исследование с целью получения интересующей информации на данный момент; повторное исследование с целью получения информации о явлении за различные промежутки времени для анализа объекта в развитии. При этом сведения за различные периоды должны быть сопоставимы. Данные исследования позволяют наблюдать за процессами и явлениями во времени. Этот способ получения интересующей информации получил название социального мониторинга.

Повторные исследования подразделяются: на трендовые, проводящиеся на примере одной группы. В зависимости от изменяющегося параметра различают когортные и исторические трендовые исследования. В первом случае неизменной остается определенная возрастная группа, а во втором — возрастная группа, обследуемая через определенные отрезки времени; панельные — исследования определенных людей через одинаковые периоды времени; лонгитюдные, изучающие только молодежь. Эта социальная группа динамично развивается, результаты выборочного наблюдения переносятся на всю генеральную совокупность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...