Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 6. Социальная культура: составные элементы и формы.




 

Предмет социологии культуры необычайно сложен и разнообразен. Она изучает: воздействие идей на социальную структуру общества и функционирование этих идей (их рождение, развитие и постепенное отмирание); общие тенденции культурного развития общества (влияние СМИ, НТП, последствия войн, революций, реформ, урбанизации) в национальной, духовной, семейной, бытовой и других сферах; происходящие в культурной жизни процессы (обновление, отмирание тех или иных элементов культуры). В целом социология культуры изучает культуру как социальную систему.

Факторами, значительно влияющими на культуру, являются:

• литература, прочитанная в детстве и юности;

• биологические факторы (уровень физического и психического здоровья);

• менталитет родителей;

• воздействие авторитетов;

• телевидение, СМИ;

• школа;

• иные формы искусства.

Культура включает в себя архетипы, национальную психологию, мифы, универсальные, общечеловеческие ценности. Миф – это исторически первая форма культуры и наиболее древняя система ценностей Особенности мифа: манипулирует исторически ми данными для достижения совершенно иных целей; • требует слепой веры; • обслуживает совершенно конкретную современную задачу, например стремление сохранить свое культурное наследие; • не признает разночтений; он основан на стереотипизации действительности; • создает почву для возникновения символов и ритуалов, которые приобретают для людей огромное значение. Он обращен в прошлое и будущее, полностью игнорируя настоящее.

Культура имеет сложную разветвленную структуру. Основные элементы культуры: представления, образцы, ценности, нормы, обычаи, искусство, идеология, язык, религия, символы, спорт и т. д.Принципы культуры: преемственность – связь между новым и старым; целостность – единство материальной и духовной культуры; саморазвитие (сознательное и неосознанное) – инновации, реформы; взаимодействие с другими культурами. Функции культуры: определяет общественную жизнь, способствует социализации личности; транслирует и сохраняет общественные (политические, экономические, эстетические, нравственные] ценности; коммуникативная функция и др.

Типы развития культуры: культурогенез – один из видов изменения культуры, означает появление новых форм культуры и их применение. Связан с принципом самообновления культуры. Это циклический, постоянно идущий процесс. Причина культурогенеза – необходимость адаптации существующей культуры к новым условиям действительности:

• диффузия культуры – пространственно-временное распространение культуры, ее заимствования и обмен отдельными элементами; • трансформация культуры – модернизация отдельных элементов (прогресс или регресс вплоть до их исчезновения)

• реинтерпретация культуры – изменение смыслов и значения уже существующих символов; • системная трансформация культуры (выделяется не всеми социологами) – глобальные процессы эволюции деградации, распада и слияния культур.

Стадии эволюции культуры: первобытная; в ее основе – нормы и ритуалы; • архаическая; основа – миф и традиция; • доиндустриальная; основа – сословность, идеология, религия; • индустриальная основа – национальность, государственность и др.:

• постиндустриальная – политика, экономика, информация.

 

 

Формы социальной культуры

1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества массового производства и массового потребления (феномен XX в.) Считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям и ее потребление не требует специальной подготовки, – кинематограф, массовая и периодическая печать, радио, поп-музыка, мода, грамзапись, аудио-, видеозапись, цирк. Возникновению массовой культуры способствовали уничтожение сословий, урбанизация развитие СМИ.

2. Элитарная культура – утонченная, сложная и высокоинтеллектуальная культура, ориентирована на более узкий круг потребителей.

3. Субкультура – самостоятельное образование внутри доминирующей, официальной культуры со своими ценностями, нормами и институтами. Чаще всего образуется среди неформальной молодежи (хиппи, панки и др.), в крупных городах. У разных национальностей, возрастов, профессий, состояний – собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Виды субкультур: молодежная субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура и др.

4. Контркультура – установки, ценности и настроения, прямо противопоставляющие себя доминирующей культуре. Практически любая субкультура может принимать формы контр культуры. Она находится в конфликте с существующими ценностями.

5. Народная культура – создается, как правило анонимными творцами, тесно соприкасается с повседневной жизнью.

6. Повседневная, обыденная культура – отражается в рамках семейного воспитания и через социальные институты. Изучением обыденной культуры занимаются такие науки, как этнография и этнология, история, филология и культурология.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...