Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 3. Описание, объяснение и понимание в социологии.




 

Объяснение какого-то явления — это рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания рассматриваемого явления. Наиболее развитая форма объяснения, широко применяемая в науке, — объяснение на основе научного закона, функционирующего как описание. Такое объяснение будем называть теоретическим. Не всякое объяснение опирается на научный закон и может быть названо теоретическим. Объяснение может опираться также на случайное общее утверждение.Связь объяснения с пониманием можно трактовать как коммуникативный акт. При этом данная связь может осуществляться через прямой контакт объясняющего с понимающим или может быть опосредована текстом (естественного или формализованного языков). Во втором случае именно текст будет нести в себе объяснение, запечатленное в нем в виде определенного смысла. Связь объяснения и понимания в этом случае как бы рассредоточена во времени и в пространстве. Понимание в коммуникативном акте, опосредованном текстом состоит в том, чтобы раскрыть смысловое содержание текста. Объяснение как коммуникативный акт ставит целью донести логический план знания индивиду, перевести объективное знание в форму субъективного бытия (чужого по отношению к объясняющему). Понимание же преследует цель усвоить содержание знания, то есть тоже перевести его в форму субъективного бытия (своего). Направленность обеих процедур одинакова, но первая процедура предполагает активность со стороны объясняющего, а вторая - со стороны понимающего. По своей логической структуре, следовательно, объяснение и понимание здесь совпадают, но различаются активностью субъектов (объясняющего и понимающего). Есть, однако, другой, более существенный аспект, позволяющий и требующий различать объяснение и понимание на этом уровне.

Корни и основание т.н. «понимающей социологии» во второй половине 19 века — в философской подпочве социально-научного знания в лице Джамбаттиста Вико, Фридриха Шлейермахера и всех тех, кто различал социальный мир и мир природы, и в связи с этим заявляли о необходимости выработки особых методов познания социального мира. Формирование из этой концепции понимания в социологии. Вычленение социологии как отдельного знания из социальной философии О. Конта и Г. Спенсера. Т. н. «первый позитивизм». Изначальная позитивистская тенденция «первого социологического корпуса»: М. Вебер, У. Томас, Дж. Мид и другие. Изменение этой тенденции феноменологической социологией: Демонстрация ограниченности позитивистского подхода.

Основные этапы развития социологии — как периодическая смена теоретико-методологических установок, которые можно свести к двум типам: натурализм и субъективизм. Рассмотрение натурализма как подхода к социальному миру как объективному явлению, независимому от сознательной человеческой деятельности и своего бытия в сознании людей; отрицание субъективного фактора в социальной жизни, гипостазирование роли природной или системной объективности, метафизическая абсолютизация «нечеловечности» социальных условий, отрицание человеческой сознательности и творческого отношения человека к миру. Рассмотрение субъективизма как теории, где основное внимание уделяется анализу именно сознания. Понимающая социология как типичный представитель социологического субъективизма.

«Понимающая социология» Макса Вебера.

Связи и регулярность, присущие человеческому поведению. Получение посредством истолкования понимания поведения людей. Контроль за пониманием связи с помощью обычных методов каузального сведения. Целерациональная интерпретация и целерациональное поведение, как обладающие наибольшей очевидностью. Субъективизм, объективность — как иллюзия. Рациональное и иррациональное толкование как цель социологического объяснения. Разработка прагматического истолкования, основываясь на рационально понятых связях действий, и создание за этим рациональной конструкции «социального человека» — как единственный метод понимающей социологии. Действие (т.е. понятное отношение к объектам, имеющее субъективный смысл) — как специфический объект понимающей социологии. Целерациональность — как идеальный тип для оценки степени иррациональности действия индивида в понимающей социологии. Субъективизм и «рассмотрение изнутри» как особенность метода понимающей социологии при рассмотрении внутренних пластов человеческого поведения.

«Понимающий субъективизм» Макса Вебера.

Субъективнаяцелерациональность — как наиболее понятный тип смысловой структуры действий. Объяснение понимающей социологией самой себе действий исследуемых ей индивидов. Объяснение пониманием самому себе через категории «адекватной смыслу причиной обусловленности» действительного через совпадение (желательно) или несовпадений (нежелательно) с «правильным типом», — поскольку это совпадение составляет самую понятную каузальную связь (т.к. именно эта связь наиболее адекватна смыслу).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...