Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)  дисциплинами




№№

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3
1. Философия     +
2. Основы правовых знаний   +  
3. История экономических учений + +  
4. Микроэкономика   + +
5. Макроэкономика + + +
6 История экономических учений   +  
7 Институциональная экономика +   +

 

Общая трудоемкость освоения дисциплины для очного отделения составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.     Программой дисциплины предусмотрены лекционные (10 часов) занятия, семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (44 часа).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ и тестирования, промежуточный контроль в форме зачета.

 

2. Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины  для очного отделения  составляет

2 зачетные единицы, 72 часа.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
1 Общественный сектор: теория и методология вопроса 7 1 2   2 8 собеседование
2 Общественные блага. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ 7 2 2   4 8 приём практических заданий
3 Коллективное принятие реше-ний. Экономи-ческая теория демократического государства 7 3 2   4 8 приём практических заданий, контрольная работа
4 Расходы госу-дарства. Оценка программ общественных расходов. 7 5 2   4 10 прием практических заданий
5 Финансирование и производство в общественном секторе 7 6 2   4 10 Контрольная работа  
6 Промежуточная аттестация 7 7         зачёт
        10   18 44  

 

 

Содержание дисциплины (модуля)

ТЕМА 1. Общественный сектор: теория и методология вопроса.

Предмет экономики общественного сектора. Методология и инструменты анализа экономики общественного сектора. Позитивный и нормативный анализ. Концепции, объясняющие необходимость вмешательства государства в экономику. Концепция “фиаско рынка”. Типы и причины “фиаско рынка”. Общая модель экономического равновесия Эрроу-Дебре. Множество сбалансированных состояний экономики. Критерии оптимальности сбалансированных состояний. Способы сужения Парето-оптимальных состояний экономики.

ТЕМА 2. Общественные блага. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

Общественные блага: содержание понятия и свойства. Неконкурентность и неисключаемость в потреблении как основные свойства чистого общественного блага. Отличия общественного блага от частного. Спрос на чистые общественные блага и его особенности. Цены Линдаля и равновесие по Линдалю в модели Эрроу-Дебре.

"Квазиобщественные" блага и их виды. Теория клубов. Модель клубов Дж.Бьюкенена. Задача оптимального размера клуба. Способы определения объема предложения чистых общественных благ. Договор о кооперации потребителей и соглашение о разделении затрат между ними. Проблема "безбилетника". Необходимость государственного вмешательства в определение объема спроса на общественные блага и организацию их предложения.

ТЕМА 3. Коллективное принятие решений и экономическая теория демократического государства.

    Общие черты и отличия коллективного выбора от индивидуального. Теория общественного выбора и ее основные положения. "Политическое голосование" как способ выявления совокупного спроса на общественные блага. Механизм "прямой" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема производства чистого общественного блага. Счет Борда. Парадокс голосования Кондорсе. Теорема Эрроу о невозможности осуществления коллективного выбора. Механизм "представительной" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага. Политическая рента и способы ее получения.

ТЕМА 4. Расходы государства.

        Формы общественных расходов. Социальная помощь, обязательное социальное страхование. Государственные расходы в Российской Федерации. Сферы действия программ общественных расходов. Рецепиенты, перемещение выгод. Искажающее действие общественных расходов, чистые потери, лимитирование программ общественных расходов. Стимулирующая роль общественных расходов, взаимозависимость полезностей. Общественное страхование, неприятие риска.

 

ТЕМА 5. Финансирование и производство в общественном секторе.

    Общественные расходы и производство в государственном секторе. Производство и перераспределение. Приватизация. Формы приватизации. Стимулирование частных предприятий и негосударственных некоммерческих организаций.

Контрактация. Ваучерные системы. Контракт с разделением затрат. Контракт типа «издержки в расчете на услугу». Блочный контракт. Контракт типа «издержки и объем».

Квазирынки. Типы организаций. Частные предприятия. Государственные предприятия. Государственные некоммерческие организации (учреждения). Негосударственные некоммерческие организации.

4. Информационные и образовательные технологии

При реализации программы дисциплины используются проблемный метод изложения лекционного материала.

Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по наиболее актуальным проблемам формирования и распределения общественных финансов.

Семинарские занятия могут проходить в различной форме - обсуждение заданных планом вопросов, решение задач и тестов, обсуждение докладов и рефератов, дискуссии, рассмотрение конкретных проблемных ситуациях.

Выбор тем для семинарских занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на ключевых, узловых темах курса. Планы семинарских занятий и основные вопросы подготовлены в соответствии с программой лекционного курса. 

Задания к семинарским занятиям могут быть обязательными для выполнения в аудитории или даваться студентам для самостоятельной работы дома.    

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов, эссе и при выполнении тематических заданий), а также, индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.

30% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

№ п/п Наименование темы Виды учебной работы Формируемые компетенции (указывается код компетенции) Образовательные технологии
1 2 3 4 5
1. Общественный сектор: теория и методология вопроса Лекция 1. Семинар 1. ОК-3,  ПК-1,  ПК-5 Вводная лекция С интерактивными элементами
2. Общественные блага. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ Лекция 2 Семинар 2 ПК- 1, ПК-5 Лекция-визуализация
3. Коллективное принятие решений. Экономическая теория демократического государства Лекция 3 Семинар 3 ОК-3, ПК- 1 Дискуссия
4 Расходы государства. Оценка программ общественных расходов. Лекция 4 Семинар 5 ОК-3, ПК-5 Подготовка реферата
5. Финансирование и производство в общественном секторе Лекция 5 Семинар 5. ОК-3, ПК- 1 Лекция с разбором конкретных ситуаций

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...