Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Громадське самоврядування українців.




Как свидетельствуют данные исторических исследований, уже во времена Киевской Руси на территории Украины существовали несколько форм местного самоуправления, а именно:

1) территориальная соседская община (община);

2) вече;

3) общественное самоуправление в городах

Со второй половины XIV века значительная часть украинских земель вошла в состав Великого княжества Литовского, и долгое время местное самоуправление развивалось в пределах его государственной системы В у украинских городах начало вводиться Магдебургское право, которое создало новую юридическую основу для развития местного самоуправления В 1339 году последний Галицкий князь Болеслав-Юрий впервые подарить ав Магдебургское право украинскому городу Сянок; в 1356 г его получил Львов, в 1432 г - Луцк, в 1444 г - Житомир Города, которые имели Магдебургское право, назывались в Украину магистральными, а города, этого права не имели, - Ратушнаяушними.

Присоединение в 1654 г большей части украинских территорий к России ознаменовало начало ликвидации традиционных форм местного самоуправления Сначала украинские земли имели заверения о незыблемости прав на местное самоуправление, а в 60-70-х годах XVII века некоторые украинские города даже получили Магдебургское право Однако в 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а через два десятилит я в России была проведена очередная административно-территориальная реформа, и вся империя, включая Украину, была разделена на 50 новых губернииній.

В 1785 г императрица Екатерина II издала \"жалованную грамоту городам\", согласно которой формировались новые органы местного самоуправления - городские думы По правовому статусу украинского мещанство было зри ивняно с жителями других городов Этот шаг свидетельствовал об окончании процесса унификации форм общественной жизни в Украине и в остальных землях, входивших в состав Российской империи в 1831 году Магдебургское пр аво было официально отменено на Левобережной Украине, а в 1834 году - в Киевероці — в Києві.

Региональное самоуправления на общеимперских основе было введено в Украине после проведения императором Александром II земской реформы в 1864 году На уровне губерний формировались представительниц ьки органы местного самоуправления - губернские земские собрания Реформу городского самоуправления была осуществлена ??в 1870 году Она предусматривала создание представительных органов городского самоуправления - м ИСК дум, избиравшихся жителями города за куриальной системы Исполнительным органом городского самоуправления стала управа во главе с городским головой, который избирается городской Думойумою.

О западноукраинских земель, то сразу после вхождения в состав Австрийской монархии на их территории развернулись процессы усиления и укрепления централизованной власти и, соответственно, согла ортання местного самоуправления В 1783 г были созданы городские магистраты, где были сосредоточены все функции местного самоуправления Однако в середине XIX века в Австрии была проведена реформа место местного самоуправления, которая значительно расширила его полномочияння.

Февральская революция 1917 года в России открыла новые перспективы развития местного самоуправления Временное правительство ввело общее прямое и равное избирательное право при формировании органов местного са ядування; создавались самоуправляющиеся структуры на уровне волостей время в губернии, уезды и города были назначены комиссары Временного правительства как представители центральной администрацийії.

В Украину развития местного самоуправления способствовала деятельность Центральной Рады Уже в ее Втором Универсале (20 ноября 1917 года) было заявлено о необходимости \"принять все меры по закреплению я и распространения прав местного самоуправления, которые являются органами высшей административной власти на местах \"По Конституции Украинской народной республики (УНР) от 29 апреля 1918 года, конституций ный строй Украины должен базироваться на основе принципа децентрализации: землям, волостям и общинам предоставлялись права широкого самоуправления Статья 26 Конституции закрепляла принцип организационного самос тийности местного самоуправления Однако этим конституционным положением не суждено быть реализованным реалізованими.

Российские большевики относились к местному самоуправлению негативно Но под давлением эсеров Совет Народных Комиссаров 29 декабря 1917 приняла декрет \"О создании Комиссариата по местному самоврядув вания \", задачей которого была координация деятельности городских и сельских земных учреждений Однако уже 18 марта 1918 года Совнарком ликвидировал упомянутый комиссариат, того же года были распущены земства, а их имущество национализировано державаане державою.

Советская власть расстраивалась на основе принципа демократического централизма, который противоречил принципам реального местного самоуправления Ведь упомянутый принцип не предполагал четкого распределения повноваже ень между органами государственной власти и местного самоуправлениям.

Таким образом в период вхождения Украины в состав Советского Союза реальное местное самоуправление отсутствовало: согласно статье 78 Конституции Украинской ССР 1978 года все Совета, начиная от Сен рховнои Рады и заканчивая сельскими, составляли единую систему представителей органов государственной властей.

Фактическое возрождение местного самоуправления в Украине началось после избрания депутатов Верховной Рады Украинской ССР и местных советов народных депутатов в марте 1990 года

принят 7 декабря 1990 года Закона \"О местных советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении\", где местное самоуправление определялось как \"территориальная самоорганизация граждан для я самостоятельного решения непосредственно или через государственные и общественные органы, избираемые всех вопросов местной жизни, исходя из интересов населения, на основе законов Украинской ССР и собственности ной финансово-экономической базы \", наделил органы государственной власти (местные советы) - функциями местного самоуправления и привел к\»суверенизации \"советов Принятие Закона стало первой попыткой трансформировать местные советы (которые в то время входили в единую систему органов государственной власти) всех территориальных уровней в органы местного самоуправления При этом Закон исходил из теории дуализма местного са ядування, что нашло свое отражение в определенном им статусе местных советов - они имели двойную природу: как органы местного самоуправления и как органы государственной властейання і як органи державної влади.

В результате действия этого закона было в значительной мере ослаблено управления государственными делами на местах Стало очевидным, что дальше объединять в одних органах функции государственной власти и местного самоврядува Ання невозможно При таких условиях были приняты Заковы \"О представителе Президента Украины\»и \"О местных советах, местное и региональное самоуправление\", где наметился отход от дуалистической теории и пере дбачалося внедрение институтов местного и регионального самоуправленияального самоврядування.

Местное самоуправление внедрялось лишь на одном первичном уровне - села, поселки и города, а в районах, областях - региональное самоуправление, которое было территориальной самоорганизацией граждан дл ля решения вопросов местного (регионального) жизни Главная роль в местном управлении отводилась представителям Президента Украины, которые выступали органами исполнительной власти в областях, районах, города х Киеве и Севастополеі.

Вновь избранный Верховный Совет в июне 1994 года принимает новую редакцию Закона \"О формировании местных органов власти и самоуправления\»Этим актом вертикаль исполнительной власти было разрушено и надел лено советы всех уровней исключительно функциями органов местного самоуправления На председателей этих советов и возглавляемые ими исполкомы Закон возложил осуществления делегированных полномочий исполнительной власти и подчинил их Кабинету Министров Украины и соответствующему председателю исполкома совета высшего уровня При таких условиях Президент Украины практически потерял контроль над регионами С целью восстановления президентской вертикали в областях и районах Леонид Кучма Указом \"Об обеспечении руководства структурами исполнительной власти на местах\»подчинил себе председателей областных, районных, Киевской и Севастопольс ькои городских и их районных раських та їх районних рад.

Уже 8 июня 1995 года, согласно Конституционного договора, функции исполнительной власти на местах и ??местного самоуправления были вновь разделенными На базе исполкомов областных и районных советов было ут Созданы систему органов местных государственных администраций, которые подчинялись по вертикали снизу доверху вплоть до уровня Президента Украины Договор предусматривал только один первичный уровень самоуправления я - село, поселок, город В областях, городах Киеве и Севастополе, районах соответствующие советы стали представительными органами с ограниченными функциямями.

Действующая система местного самоуправления приняла очертания в 1996-1997 годах после принятия Конституции Украины Этот документ содержал такие ключевые положения:

1) в Украине признается и гарантируется местное самоуправление (статья 7);

2) местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села, поселка, города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины (статья 140);

3) местное самоуправление осуществляется территориальной общиной непосредственно и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы (статья 140);

4) органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, являются районные и областные советы (статья 140)

время Конституция Украины закрепила две системы публичной власти на территории области и района, которые являются разными по форме, структуре, принципам формирования и механизмом функционирования:

1) местные государственные администрации, которые являются местными органами государственной исполнительной власти;

2) местное самоуправление как власть территориальных общин

Таким образом, были заложены предпосылки для формирования двух управленческих проблем:

1) проблемы делегирования полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления;

2) проблемы правовых гарантий деятельности органов местного самоуправления и местных государственных администраций и решения компетенцийних споров между ними

Важным законодательным актом о создании правовых основ местного самоуправления стал Закон Украины \"О местном самоуправлении в Украине\»от 21 мая 1997 года В Законе были раскрыты принципы и осуществления местного самоуправления (статья 4), дана характеристика элементов системы местного самоуправления, в частности его органов и должностных лиц (статья 5 (стаття 5).

Закон о местном самоуправлении предусмотрел на уровне областей и районов механизм делегирования полномочий районных и областных советов соответствующим местным государственным администрациям Так, согласно статье и 44 районные и областные советы делегируют соответствующим местным государственным администрациям четко определен перечень полномочияь.

Таким образом, можно утверждать, что Конституция Украины и Закон Украины \"О местном самоуправлении\»1997 года фактически заключили первый этап коммунальной реформы, который завершился утверждением ин итуту местного самоуправления как элемента демократического конституционного строя государства Одновременно были заложены предпосылки для следующего этапа коммунальной реформы, который призван вывести местное самоврядув Ання в Украину на уровень требований Европейской хартии местного самоуправленияоврядування.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...