Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система спорідненості українців.




Определяющее место в социальной культуре традиционного общества занимает система родства. Чем архаичнее общество, тем болью роль в нем играют родственные связи: на них базируются не только личные взаимоотношения между людьми, но и экономическая (хозяйственная) система общества и самоуправления.

 Родство - это тип социальных связей, связывающих людей в одну группу»родственников».

Родство является не только результатом рождения ребенка, процесса биологической, но и подразумевает определенные права и обязанности, определяет ее как явление социальное. Так, родные мать и отец связанные с ребенком не только кровным родством, но и социальной - за исполнение определенных социальных функций (уход, воспитание, обучение). Кровным родством человек связан только с одной женщиной- матерью («родной матерью») и отним мужчиной - отцом («родным отцом»). Однако почти все социальные функции родителей (воспитание, опека, обучения), а также частично биологические функции матери (грудного вскармливания) могли выполнять люди, не связанные с ребенком кровными связями (молочная мать, крестные родители, мачеха, отчим).

Система родства - это классификация родственников в определенном порядке по определенным принципом.

Система родства отражает социальные связи той или иной этнической общности, в основе ее лежит определенный принцип группировки кровных и некровных родственников. В каждой этнической общности собственные специфические подходов к определению и группировка родственников, поэтому существуют разноэтнические системы родства. Системы родства человечества прошли длительный путь развития от классификационных (первичных), присущих первоначальным обществам, в генеалогических (вторичных), характерных для подавляющего большинства современных народов.

В первобытных (потестарных) обществах наблюдается совершенно отличный от современного принцип различения родственников, по которому классификационный термин родства означает не одного родственника (индивидуальноеродство), а целый класс, группу лиц. Например отец, мать,жена могут означать группу индивидуумов. Реликты классификационных систем сохранились в консервативном явлении культуры - языке, в частности в именах родства.В Украине, по крайней мере со времен Средневековья, царит генеалогическая система родства, которая представляет собой разветвленную схему в виде генеалогического древа, по которому группируются родственники определенного лица. Устанавливается восходящая и нисходящая, прямая и боковая (поперечная) линии колена, степени и т.д..Генеалогический принцип группирования родственников служил практическим заданием, в частности: избежанию инцеста при вступлении в брак, определению права и очередности успадкування, опекунства и т.д..

Система родства обязательно соотносится стерминами родства - названиями определения родственников. Например, по генеологическим принципом группировки кровных родичив различают по прямой восходящей линии - отец, мать, дед, бабка ; по нисходящей линии - сын, дочь, внук, внучка, правнук и др.. ; по боковой (горизонтальной) линии - брат, сестра. Стоит отметить, что термины родства являются древнейшими словами, лежат к общему индоевропейского культурного фонда.

Свояцтво - родство по браку - предусматривала употребление таких терминов, как тесть, теща, свекор, свекровь, невестка, зять.

Украинская терминология родства имеет ряд терминов для обозначения неродных (усыновленных) детей: сын - приемыш, приемная, Зведенюк,годованец.

Институт кумовства в Украине предусматривает целый ряд терминов духовного родства: крестный (крестный) отец, крестная (крестный) иметь, крестник, крестница, крестник, похресница, нанашка (южные районы Украины). В тех регионах, где существовал обычай коллективного кумовства, была определенная иерархия: старшие (первые) кумовья, которые держали ребенка во время крещения ; младшие (вторые) кумовья, которые держали свечи, при - кумовья, поприкумы, пидкумы (так называли всех участников обряда крещения и крестин, частю мужей и жен кумовьев).

Терминология родства украинского идентична всех славянских языков, хотя имеет и свою специфику. Так, в отличие от русского языка и подобно некоторым южнославянских языков и наречий, в отдельных диалектах и говорах украинского языка присутствует не один срок на определение брата матери и брата отца (дядя), а два (дядя и стрийко). Кроме того, срок отец характерен только для украинского и белорусского языков.
Внебрачных детей называли незаконнорожденный, лад, найдух, нажирована, наржаной ребенок.
Со сроками родства не следует путать имена родства - слова, якимы называли других родственников или с помощью которых обращались к ним. Человек мог за свою жизнь называть матерью и отцом целую группу людей: родных родителей, неродных родителей, свекра, тестов, молочную мать, крестовиныных родителей, в военном казацкой среде батьком называли казацкого атамана. Так же братьями и сестрами звали не только родных братьев и сестер, но и напивридних, возведенных, двоюродных, троюродных, молочных братьев и др.. То есть в языке, который является едва ли не найконсервативнишою отраслью культуры, дольше сохранились реминисценции древних классификацийних систем спориднености, когда один термин мог означать группу, класс родственников. Вот перечень отдельных имен родства. Крестный мать звали крестный, крьосна, крестная, мать, матка, мамуся, ' тетя, тетка ; молочных мать - мама (арх), тетя. Интересно, что термины родства употреблялись при обращении к чужим людей: дядя, тетя (на Западной Украине - дядя, тетя), к пожилым людям - бабушка, дедушка. К представителям младшей возрастной группы старики еще употребляют слово дочь, сынок. В недавнем прошлом в отдельных западноукраинских регионах обращались ко всем старшим женщин - матасию, а к мужчинам - папа.

Эти все примеры свидетельствуют о том, что имена родства отражают намного древнее состояние дел, чем термины родства, они сохранили в себе признаки коллективной ответственности родителей за детей, детей за родителей, братьев и сестер между собой, а также всех представителей старшего поколения (матерей, родителей, дядей) к младшему (детей), независимо от наличия или отсутствия кровного родства.
Можно выделить следующие виды родства, как биологическую (кровную, реальной) и социальную (социально - семейную, фиктивную), что свидетельствует об иерархии - от»ближайших»родственников (семьи) к родственникам условных (побрать, земляков). В представлении представителя традиционного общества родство связана прежде из семейним кругом, семьей, а семейный круг охват лювала как кровную родню (род), так и свойственников, сватов, усыновленных детей, кумовьев и др.. Кажна человек теоретически должна родителей (родных, неродных, названных, крестных, молочных матерей), детей (родных, неродных, названных, возведенных, крестных, молочных), братьев и сестер (родных, двоюродных, троюродных, неродных, названных, возведенных, молочных),мужа или жену, деда и бабу, сватов, свойственников, кумовьев и др.. Именно это родынный круг был средой, для представителя традиционного общества было»своим". Это была его семья (диал. фамилия).
Однако спецификой именно традиционного общества является важная роль социальной (фиктивной) родства, которая стала почвой для формирования в современных обществах так называемой корпоративной солидарности.
• Биологическая, или кровная, родство в традиционном обществе соведала срока род. В отличие от современных обществ (индустриального, постиндустриального, информационного), где главной ценностью является индивид, для традиционных обществ это - род. Кровное родство была фундаментом, на котором держалась вся надстройка семьи. Правда, как свидетельствуют лингвисты, слово»родной»возникло сравнительно поздно, хотя гораздо позже всех терминов родства - ведь для первобытных народов и потестарных обществ значительно весомее были социальные функции матери и отца, чем биологические. Уточнение биологического родства в отдельном термине (родной) связано с развитием института наследования.

• Социальное родство возникала как в пределах одной семьи (между некровными родственниками), так и вне ее - через брак (свояцтво), усыновления (родство по приймацтвом), таинство крещения (духовная споридность), другие социальные институты (братства, общества), определенные обрядовые (ритуальная родство), совместное проживание (территориальная родство, землячество).

Родство по браку охватывала таких членов семьи: жену, человек, родственников супруга (тестя, тещу, свекра, свекровь, братоную, Швагера и др.)., Родителей невестки и зятя (свата, сваху).

Своеобразием традиционной социальной культуры украинского является превалирование малой семьи над большой, патриархальной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...