Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осередки громадського дозвілля. Колективні громадські трапези




Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Из традиционных форм контакта членов общины, а также с членами соседних общин были взаимные гости в дни храмовых праздников. Обычно каждая церковная община дважды в год должна храмовый праздник. Одно - как традиционное со времен древней церкви, другой - как день посвящения действующей церкви (или как день чудотворной иконы, целебной силы святой воды и др.).. Храмовые праздники чаще приходились на теплое время года: весеннего Николая, летнего Ивана, святых Петра и Павла, святого Илью, Честного Креста, Первую и Вторую Пречистую т.п.. Такой праздник почиталось не только жителями села - к нему готовились родственники и знакомые из других сел. Уже утром из соседних села в село»храмового праздника»шли или ехали на подводах празднично одетые люди. На кладбище возле церкви появлялись торговцы детскими игрушками, сладостями, крестиками, иконками, книгами. Здесь сидели также кобзари и лирники, гадалки и калеки или и фокусники. Вместе со священником церкви отправляли службу еще несколько священников (пять -семь) из соседних сел, а иногда и архиерей.
После службы крестьяне приглашали в гости родственников или знакомых из соседних сел. За праздничным столом обсуждали взаимные дела, новости, делились своими заботами, радостями.
Сближало людей также паломничество к религиозным святыням, среди которых первенство принадлежало Киево - Печерской и Почаевской лавры. Шли»на богомолье»не в одиночку, а группами, брали с собой продукты, немного денег, чтобы в Киеве, Почаеве или Плотности купить внукам крестики, ленты или еще какой-нибудь подарок. Сюда добирались пешком, проходя через десятки сел и городков, наблюдая, как живут другие люди, которые в них дворы, поля, сады. Случалось, что удавалось видеть храмовые праздники, свадьбы, ярмарки, цыганские валки. Но впечатление производили величество храмов, красота и неповторимость пения, богослужения. Вернувшись в родное село, люди рассказывали обо всем услышанном и увиденном соседям, детям, родным. Сохранились интересные архивные свидетельства, как ходили на богомолье в Почаев крестьяне из галицких греко - католических сел, находившихся под властью Австрии. Большая хозяйственная и информативная роль в связях сельской общины с внешним миром принадлежали ходокам, - своеобразным посланцам общины в различные правительственные инстанции, к владельцу помещичьего имения т.п.

Колоритом общественного быта стали ярмарки. Они происходили в соответствующие времени года. Сюда съезжались купцы, продавцы и покупатели с большой округа. Были ярмарки уездных городов и нередко - отдельных сел. Они происходили в определенный день недели - с понедельника по субботу. Чаще собирались на ярмарке до ближайшего города или в уездный центр. Однако при необходимости крестьянин ехал на ярмарку в отдаленное местечко. С волынского села Русивль, например, ездили на ярмарку в Гощу, Острог, Корец, Шепетовку, Ровно, Тучин. По подсчетам, на рубеже XIX -XX вв. только на территории западноукраинских земель действовало свыше 1 тыс. ярмарка и около 9 тыс. торгов. Здесь сбывали продукты земледелия, животноводства, а местные ремесленники - различные изделия из дерева, металла, кожи, шерсти и др.. Кроме этого, можно было сбывать сельскохозяйственную продукцию, покупать товар, одежда, обувь, игрушки, мелкий сельскохозяйственный инвентарь, отдельные товары. Некоторые ярмарки имели свой профиль. Так, Острог славился большим сельскохозяйственным инвентарем: можно было купить бороны, колеса, телеги и др.. Широкий ассортимент составляли бондарные и гончарные изделия. В Тучине, например, продавались изделия из грубого сукна и овечьей шкуры, щетки, сушенина, мед и т.д.

В жизни сельской молодежи в Украине заметное место занимала общепринятая форма досуга - вечерницы. их организовывали на - прежде всего девичьи общества, выбирая место проведения вечеринок. Чаще собирались в одном доме, реже - поочередно в тех домах, где была девушка.
Демонтаж выполняли двойную функцию: прежде всего это были собрания молодежи для работы в группе, о чем свидетельствует их парал-лельно название -»пряди». Досуг было бы фоном для работы: забавы начинались лишь после того, как молодежь потоми - лась. В центральных областях Украины после завершения работы устраивали вскладчину ужин. На Андрея на вечеринках развлечения преобладали над трудом. В тот вечер многие гадали, пели, гостилися.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...