Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Обеспечивать законность – значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона. В целях обеспечения реального осуществления законности в деятельности всех государственных органов, их служащих, общественных организаций и граждан государство юридически закрепляет ее условия (гарантии), к числу которых относятся экономические, политические, правовые и организационные гарантии. Экономические гарантии предполагают развитость экономики, устойчивую финансовую и денежную систему, высокий прожиточный уровень населения. Политические гарантии предусматривают режим демократии и гласность, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ. Организационные гарантии заключаются в деятельности определенных органов и должностных лиц, имеющих целью охрану законности. Правовые (юридические) гарантии законности обуславливают наличие качественных законов, создание не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений. Перейдем к рассмотрению основных способов обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления, под которыми понимаются правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, используемые полномочными субъектами в процессе поддержания и укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. В зависимости от содержания, юридических последствий и субъектов в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: 1) контроль (государственный и общественный); 2) прокурорский и административный надзор; 3) обжалование незаконных действий (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Верна точка зрения Г.А. Туманова, который считает, что контроль не может заключаться только в наблюдении с целью фиксации результатов, в той или иной мере он всегда пополняется управляющими воздействиями со стороны субъекта, осуществляющего контроль[404]. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные государственные органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками: - между контролирующим и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности; - объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, и контролирующий вправе вмешиваться административно-хозяйственную деятельность контролируемого; - контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; - в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения. Формами контрольной деятельности могут являться заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверка, экспертиза, наблюдение за действиями контролируемого, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, рассмотрение жалоб и т.д. Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. К признакам надзора относятся следующие: - он может осуществляться в отношении как неопределенного, так и определенного круга лиц; - связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора; - надзорные органы не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения законности, определенных норм, в т.ч. технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к ответственности; - надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов либо их структурных подразделений; - при выявлении соответствующих нарушений законности уполномоченные на то субъекты надзора вправе применять меры административного принуждения. Различаются два вида надзора: прокурорский и административный. Определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится также общественному контролю, а также обращениям граждан. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства, и, соответственно, осуществлять общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого вида контроля являются общественные объединения граждан (общественные палаты, политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не от лица государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля также характерны предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия, создание негативного общественного мнения по поводу деятельности должностного лица, в т.ч. посредством доведения соответствующей информации до неопределенного круга лиц. Общественный контроль, как и государственный, имеет свои правовые и организационные основы. Нормативную основу общественного контроля, в частности, составляют Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |