Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. «Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов организации»




Расходы бюджетной организации представляются в смете расходов по экономической (предметной) классификации. Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организации, отражающей их экономическое содержание. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры:

1) категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы);

2) предметная статья (закупки товаров и оплата услуг; капитальные вложения в основные фонды);

3) подстатья (оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования);

4) элемент расходов (основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений).

Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции.Отчетность по смете расходов построена с учетом этой классификации. Данная бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам отдельных учреждений, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений и сводным сметам министерств, как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений.

Содержанием анализа исполнения смет расходов являетсяоценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.

Основными задачами анализа исполнения смет расходов являются:

♦ изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

♦ изучение состава и структуры расходов;

♦ оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных в сметах;

♦ выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;

♦ обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения смет бюджетных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения. К ней относятся:

♦ отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений (форма № 2);

♦ баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений (форма № 1);

♦ карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;

♦ акты ревизий и проверок;

♦ данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фактических расходов.

Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и другим выплатам. При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Кассовые расходы не должны превышать годовые ассигнования в целом по уточненной смете и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов.

Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

В процессе анализа используются данные учета расходов в разрезе отдельных видов мероприятий и работ. По аналогичным их видам привлекается информация о расходах других учреждений. Это позволяет повысить результативность анализа и выявить резервы снижения расходов.

При анализе исполнения смет расходов бюджетной организации, прежде всего, изучаются состав и структура расходов. Как уже отмечалось, расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, в ходе анализа представляет интерес их классификация на зависящие и не зависящие от показателей сети, штатов и контингентов.

В процессе анализа исполнения сметы выявляются отклонения фактических расходов от предусмотренных по смете в целом и по статьям. Отклонения эти являются объектом последующего анализа. Обязательным условием анализа отчета об использовании сметы расходов является увязка его с анализом показателей выполнения плана деятельности, отчета о выполнении плана по штатам и контингентам, состоянием основных фондов, запасов материалов и финансированием.

Группировка текущих расходов бюджетной организации на зависящие и не зависящие от объема работ используется для оценки отклонений фактической суммы от сметы и обоснования потребности учреждения в ассигнованиях из бюджета. Это приобретает большое значение в связи с тем, что бюджетным организациям, обеспечившим достижение установленных для них показателей работы, предоставляется право направлять сэкономленные средства на свои социальные и производственные нужды. Для правильного использования этого права необходимо учитывать характер зависимости полученной экономии от показателей, ее определяющих.

Оценка исполнения сметы расходов требует изучения эффективности их осуществления. На уровне отдельных учреждений к важным ее показателям относятся те из них, которые отражают суммарные текущие затраты на единицу измерения сети или объема работы. Это средний расход на один рубль таможенных взысканий, на одну таможенную декларацию, на один рубль стоимости грузов и т.д. Они определяются по итогу расходов на текущее содержание в целом и отдельно по каждой статье, подстатье и элементу расходов, а также в целом по общей сумме расходов. По данным отчетности средний расход рассчитывается по показателям "утверждено по смете" и "фактический расход" путем деления суммы расхода на количество соответствующих единиц измерения показателей деятельности.

Данные о среднем размере бюджетных средств на единицу показателя деятельности используются для оценки изменения уровня расходов по сравнению с предыдущими периодами, с показателями других учреждений и со сметой. Они характеризуют качество работы учреждения по исполнению сметы расходов. Кроме этого, аналитическое значение этих показателей определяется тем, что по их уровню судят о структуре расходов на услуги бюджетной организации (таможенной организации).

Удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме, показывает структуру расходов. В ходе анализа производится сравнение фактической структуры с показателями, определенными по смете и выясняются причины отклонений, которые зависят от выполняемых организацией функций.

Оценку исполнения сметы ТО можно получить из данных таблицы 4.1, представленной в раздаточном материале, там же представлен вывод по аналитическим данным.

Как уже отмечалось исходя из двойственного характера все расходы бюджетных организаций подразделяются на кассовые и фактические.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.

На величину кассовых расходов оказывают влияние факторы, представленные в виде детерминированной функции аддитивного типа 4.1

             КР = Он.п + П + Ок.п                                        (4.1)

где:      КР – кассовые расходы;

П – суммы полученных средств из бюджета;

Он.п, Ок.п – остатки денежных средств соответственно на начало и конец периода.

Фактические расходы, это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов. Величина фактических расходов зависит от факторов, включенных в модель 4.2.

ФР = КР – ( ЗК + ОМ + ЗД + ПЛ)                 или

ФР = КР – ((ЗКк.п - ЗКн.п)+(ОМк.п – ОМн.п)+(ЗДк.п – ЗДн.п)+(ПЛк.п - ПЛн.п))                                                                                                                   (4.2)

где:      ФР – фактические расходы;

КР – известно

ЗК – изменение кредиторской задолженности на конец периода по сравнению с началом;

ОМ – изменение остатков по счетам материалов на конец периода по сравнению с началом;

ЗД – изменение дебиторской задолженности на конец периода по сравнению с началом;

ПЛ – изменение остатков по счетам подотчетных лиц на конец периода по сравнению с началом.

Следовательно , можно сделать вывод, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы полноту их использования.

При проведении анализа кассовые расходы сравниваются с фактическими. Как правило, они не совпадают, поэтому изучаются причины отклонения кассовых и фактических расходов.

Кассовые расходы, как правило, не должны превышать сметные ассигнования как в целом по смете, так и по отдельным ее статьям. При внесении в банк на счета ТО каких-либо сумм, в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы.

К фактическим расходам относятся действительные затраты ТО, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и другим выплатам. Фактические затраты могут быть покрыты за счет денежных средств, полученных с бюджетного счета в отчетном периоде, и средств, находящихся в материалах, топливе, числящихся за подотчетными лицами и дебиторами.

Фактические расходы могут равняться кассовым, если все полученные из банка средства израсходованы по прямому назначению в соответствии со сметой. Если же часть средств обращена на пополнение запаса материальных ценностей или числится долгом за дебиторами, или остается неизрасходованной у подотчетных лиц и в кассе, а также будет использована на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, то сумма фактических расходов отчетного года будет меньше кассовых расходов того же года.

Фактические расходы могут превышать кассовые расходы в случае, если в отчетном году расходуются материальные запасы, оставшиеся от прошлых лет, а также когда в отчетном году остается непогашенная кредиторская задолженность.

Расходы на оплату труда таможенной организации составляют значительный удельный вес в общей величине сметных назначений, поэтому представляются важным объектом экономического анализа. Анализ средств на оплату труда начинают с оценки их изменения относительно сметы. Фактические расходы на оплату труда могут отличаться от сметы за счет изменения двух факторов: изменения среднесписочной численности персонала и изменение средней заработной платы. При количественной оценке влияния указанных факторов используется факторная модель 4.3.

ФОТ = Ч х Зср                                              (4.3)

где: ФОТ – общая величина средств на оплату труда;

       Ч – среднесписочная численность персонала;

       Зср - средняя заработная плата.

Таким образом, используя метод цепных подстановок, метод абсолютных отклонений или относительных разниц, в ходе анализа получают изменение средств на оплату труда за счет изменения численности и за счет изменения средней заработной платы.

В дальнейшем изучаются причины изменения среднесписочной численности персонала (степень заполненности штатного расписания персоналом, использование совместительства, совмещение профессий и т.д.) и изменения средней заработной платы (выплаты за неотработанное время, надбавки, доплаты, премии и т.п.). Результаты такого анализа используются как для управления текущей деятельностью, так и для планирования расходов в перспективе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...