Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
Цикла ОПД по специальности 080115
Таможенное дело
Составитель к.э.н., доцент Давидьян Л.В.
Ростов-на-Дону
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности»
| 3
|
|
| 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)
| 15
|
|
| 3. Методические указания в целом
| 31
|
|
| 4. Методические указания (рекомендации):
- по выполнению рефератов;
- по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, тестами, перечнями литературы и вопросов к экзамену;
- по выполнению практических работ
| 32
|
|
| 5. Контроль знаний (тесты, вопросы для экзамена)
| 50
|
|
| 6. Сведения о ППС
| 56
|
|
| 7. Использование инновационных методов
| 57
|
|
| 8. Дополнительный материал (словарь)
| 58
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Р. 3
«Анализ хозяйственной деятельности»
| УТВЕРЖДАЮ:
Проректор Н.П.Маслова
_______________________________
«___»____________________200 __г.
| Специальность 080115 «Таможенное дело»
Специализации 080115-01 «Таможенные платежи и валютный контроль»
|
ФАКУЛЬТЕТ
| 04
| Учетно-экономический
| КАФЕДРА
| 09
| Анализ хозяйственной деятельности и прогнозирование
| (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
| Заочная форма
|
| 130
| 5 лет
| 5 лет 6 мес.
| 3 года 6 мес.
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
| 54
| 14
| п/з
| - лекций,
по семестрам
| 36
| 10
|
| 7
|
|
| - лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
|
|
|
|
| - практические занятия,
по семестрам
| 18
| 4
|
| 7
|
|
| Индивидуальная работа, час
|
|
|
| Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
| 76
| 116
| 130
| - контрольные работы по семестрам
|
|
|
| - курсовые работы по семестрам
|
|
|
| - курсовые проекты по семестрам
|
|
|
| - др. виды работы по семестрам
|
|
|
| Зачеты, по семестрам, час
|
|
|
| Экзамены, по семестрам, час
| 7 семестр
| 4 курс
| 3 курс
|
ОСНОВАНИЕ
Учебный план по специальности 080115 «Таможенное дело» специализация «Таможенные
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.)
Платежи и валютный контроль» одобрен Ученым советом ВУЗа 14.11.2006г. протокол №2
АВТОР к.э.н., доцент
|
| Давидьян Л.В.
|
|
|
|
|
| (ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой АХД и П
|
| Усенко Л.Н.
|
| (наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
|
|
|
Учебно-методическим управлением
|
|
|
|
Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель преподавания дисциплины являетсяформирование у студентов аналитического мышления и комплексного научного подхода к познанию явлений финансово-хозяйственной деятельности организаций.
С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, системно исследуются факторы хозяйственной деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности. В связи с этим овладение методикой микроэкономического анализа является необходимым элементом профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, а также менеджеров всех уровней.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать: основные вопросы методики анализа важнейших экономических показателей деятельности организаций.
| Студент должен уметь: использовать современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа хозяйственной деятельности организации. Логически обрабатывать, обобщать факты хозяйственной деятельности, систематизировать их, по итогам анализа формулировать экономически обоснованные выводы.
| Студент должен иметь системное представление об основных показателях деятельности организации и их взаимосвязи.
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономическая теория; Бухгалтерский учет, Финансы организации. Статистика.
|
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 2.1.1. Лекции
| 1
| 2
| Тема 1. «Анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией»
Лекция. Сущность анализа хозяйственной деятельности как функции управления организацией. Предмет и содержание анализа хозяйственной деятельности. Метод анализа. Виды экономического анализа: классификация, характеристика. Основные объекты анализа и система экономических показателей хозяйственной деятельности организации.
| М, П, Д
| 2
| 2
| Тема 1. «Анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией»
Лекция. Способы и приемы анализа: сравнение, группировки, средние величины, индексы, приемы элиминирования, балансовый, графический и экономико-математические методы
| М, П, Д
| 3
| 2
| Тема 2. «Анализ функциональной деятельности таможенной организации»
Лекция. Значение и задачи анализа объемных показателей деятельности. Система показателей объема деятельности организации. Содержание и методы анализа таможенных взысканий по объему, составу и структуре. Анализ влияния корректировок по таможенной стоимости на общую величину таможенных платежей.
| М, П,
| 4
| 2
| Тема 3. «Анализ состояния и использования производственных ресурсов организации»
Лекция.Значение и задачи анализа, общая схема анализа и источники информации. Классификация основных средств. Оценка обеспеченности организации средствами труда. Анализ состояния и движения средств труда. Анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов.
| М, П, Д
| 5
| 2
| Тема 3. «Анализ состояния и использования производственных ресурсов организации»
Лекция.Классификация и оценка материальных ценностей организации. Анализ состояния запасов и их движения. Оценка обеспеченности материальными ресурсами, эффективности их использования. Оценка обеспеченности организации трудовыми ресурсами. Анализ состава, структуры и движения трудовых ресурсов в организациях. Анализ использования рабочего времени. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов.
| М, П, Д
| 6
| 2
| Тема 4. «Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов организации»
Лекция. Бюджетная классификация как основа организации анализа исполнения сметы расходов, характеристика видов расходов. Анализ исполнения сметы расходов по общим показателям. Анализ состава и структуры расходов.
| М, П, Д
| 7
| 2
| Тема 4. «Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов организации»
Лекция.Анализ текущих расходов. Анализ капитальных расходов. Анализ расходов по статьям и элементам. Анализ кассовых и фактических расходов и причин их изменений. Факторный анализ основных статей сметы расходов.
| М, П, Д
| 8
| 2
| Тема 5. «Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации»
Лекция.Характеристика бухгалтерского баланса организации как основного источника для анализа финансового состояния. Анализ динамики состава и структуры имущества организации и источников финансовых ресурсов. Анализ основных показателей финансовой устойчивости. Анализ использования оборотных средств.
| М, П, Д
| 9
| 2
| Тема 5. «Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации»
Лекция. Сущность и значение безналичных расчетов. Анализ состава, структуры и изменения дебиторской задолженности. Анализ состава, структуры и изменения кредиторской задолженности. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Внебюджетные доходы организации и их анализ. Анализ финансовых результатов. Анализ и обоснование основных направлений использования прибыли.
| М, П, Д
| 2.1.2. практические занятия
| 1
| 2
| Тема 1. «Анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией»
Семинарское занятие.Сущность анализа хозяйственной деятельности как функции управления организацией. Предмет и содержание анализа хозяйственной деятельности. Метод анализа. Виды экономического анализа: классификация, характеристика. Основные объекты анализа и система экономических показателей хозяйственной деятельности организации
| Э, Д
| 2
| 2
| Тема 1. «Анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией»
Практическое занятие. Рассмотрение хозяйственных ситуаций с использованием различных приемов и методов.
| Э, Д
| 3
| 2
| Тема 2. «Анализ функциональной деятельности таможенной организации»
Практическое занятие.Анализ выполнения плана и динамики таможенных взысканий по объему, составу и структуре. Анализ основных факторов, влияющих на динамику и структуру внешнеторгового оборота
| Э, Д
| 4
| 2
| Тема 3. «Анализ состояния и использования производственных ресурсов организации»
Практическое занятие.Анализ состава, структуры и состояния средств труда. Анализ эффективности использования основных фондов.
| Э, Д
| 5
| 2
| Тема 3. «Анализ состояния и использования производственных ресурсов организации»
Практическое занятие.Анализ обеспеченности, движения и использовании материальных ценностей в организации.
| Э, Д
| 6
| 2
| Тема 3. «Анализ состояния и использования производственных ресурсов организации»
Практическое занятие.Анализ обеспеченности и укомплектованности организации персоналом, анализ показателей движения и использования.
| Э, Д
| 7
|
| Тема 4. «Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов организации»Анализ исполнения сметы расходов по общим показателям. Анализ состава и структуры расходов.
| Э, Д
| 8
| 2
| Тема 4. «Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов организации»Анализ расходов по статьям и элементам. . Анализ кассовых и фактических расходов и причин их изменений. Факторный анализ основных статей сметы расходов.
| Э, Д
| 9
| 2
| Тема 5. «Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации»Анализ динамики состава и структуры имущества организации и источников финансовых ресурсов. Анализ использования оборотных средств.
| Э, Д
|
|