Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания к самоподготовке




При подготовке к данному занятию проштудируйте по учебнику и лекци­ям материал по истории открытия и изучения витаминов, их номенклатуре, классификации, нарушениям баланса витаминов. При изучении отдельных ви­таминов в целях систематизации ваших знаний о них попытайтесь запоминать информацию в следующем порядке: все названия витамина, химическая структура, источники, суточная потребность, биологическая роль и исходя из нее признаки гипо- и авитаминоза.

Для того чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания.

№ №

Задание

Указания к выполнению задания

1

  2

                       3

1.

Прочитайте историю открытия витаминов.

I. Перечислите пищевые вещества, которые считались необходимыми для питания в конце ХIХ столетия.

2. Ознакомьтесь, в чем заключались опыты Н.И. Лунина, Эйкмана, эксперименты К.Функа, заслуги Н.Д.Зелинского, A.M. Баха, В.А. Палладина, П. Сосина.

2.

Восстановите в памяти номенклатуру, классификацию витаминов и виды нарушении баланса витаминов в организме.

1. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз.

2. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом.

3. Дайте понятие об антивитаминах и приведите их классификацию. Как применяются витамины в медицине? Приведите примеры.

4. Перечислите основные группы состояний и заболева­ний, приводящие ко вторичному гиповитаминозу:

а) б) в) г) д) е)

5. Напишите основные общие (неспецифические) прояв­ления (признаки) гипо- и авитаминозов: а) б) в) г)

6.    Перечислите, какие три принципа лежат в основе номенклатуры витаминов: а)                б)                 в)

7.    Представьте схематически полную классификацию
витаминов и распределите по отдельным группам все
известные вам витамины.

3. Изучите витаминоподобные вещества

1. В чем отличие витаминов и витаминоподобных веществ?

2. Дайте характеристику (структура, биороль) липоевой кислоте, холину, инозиту, витамину U.

4.

 

 

Изучите жирорастворимые витамины А, Д, Е, К, β-каротин

 

 

1.Начертите в тетради и заполните таблицу:

Витамин:                                          А   Д    Е   К

Другие названия

 

Структура

 

Специфические признаки

авитаминоза

 

Биологическая роль

 (кратко сформулируйте)

 

Активная форма

 (известны – неизвестны)

 

Суточная потребность

 

Основные пищевые источники

 

Проявления гипервитаминоза

 

2. Напишите реакцию образования ретинола из β-каротина. Изобразите в виде схемы молекулярный механизм фотохимического акта зрения. Охарактеризуйте влияние витамина А на деление эпителиальных клеток. Напишите структуры активных форм витамина А ретиналя и ретиноевой кислоты.

3. Напишите фотохимическую реакцию образования витаминов Д2 и Д3 из соответствующих предшественников, а также формулу активной формы витамина Д3 -1,25-диоксихолекальциферола. Как образуется активный метаболит витамина Д? Объясните гормоноподобный механизм влияния кальцийтриола на фосфорно-кальциевый обмен. Перечислите основные проявления рахита у детей.

4. Охарактеризуйте роль витамина К в процессах свертывания крови.

5. Напишите  схему реакции взаимодействия α-токоферола с пероксидным радикалом ненасыщенной жирной кислоты.

6. Напишите формулы ненасыщенных жирных кислот – линолевой, линоленовой, арахидоновой. Особенности строения жирных кислот семейств ω-3 и ω-6. Биологическая роль полиненасыщенных жирных кислот.

5.

 

Изучите водорастворимые витамины – аскорбиновую кислоту и витамин Р.

 

1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:

Витамин

Витамин С      Витамин Р

Другие названия

 

Специфические названия авитаминоза (если он есть)

 

Суточная потребность

 

Основные пищевые источники

 

2. Напишите реакцию окислительно-восстановительных превращений аскорбиновой кислоты. Опишите биороль аскорбиновой кислоты – участие в биосинтезе коллагена, обмене ароматических аминокислот, синтезе гормонов надпочечников, обмене железа.

3. Напишите формулы рутина и кверцетина. Опишите биологическую роль витамина проницаемости.

           


Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Вид 1. Выберите один наиболее верный ответ.

     1.1. Наибольший вклад в развитие витаминологии внес ….

а) А.Я. Данилевский

б) К.С. Кирхгоф

в) А.М. Бутлеров

г) Н.И. Лунин

 

1.2. Витамины – это ….

а) низкомолекулярные органические соединения

б) нуклеотиды

в) аминокислоты

г) пептиды, белки

 

1.3. Витамин Е является ….

а) антиоксидантом

б) переносчиком электронов в дыхательной цепи

в) предшественником гормонов

г) антидотом при отравлении солями ртути

 

1.4. В основе деполяризации мембраны с последующей передачей нервного импульса по зрительному нерву лежит …

а) диссоциация родопсина на опсин и транс-ретиналь

б) восстановление НАДФ+

в) конденсация опсина с транс-ретиналем

г) гидролиз зрительного пурпура

д) транспорт цис-ретиналя из печени в сетчатку глаза

Вид 2.Т ест на установление соответствия

2.1. Витамин – химическая структура.

1. витамин Д  а. терпеновое соединение – состоит из 4 изопреновых  

                            звеньев

2. витамин А  б. в основе три компонента – птеридин, ПАБК и глутамат

3. витамин В1 в. производное 3-оксипиридина

4. витамин В2 г. стероидное соединение

5. витамин В6 д. конденсированный гетероцикл из бензольного,

                            пиразинового и пиримидинового колец

6. фолиевая    е. в основе тиазольное и пиримидиновые кольца, соеди- 

кислота         ненные метиленовой группой

7. витамин К     ж. производное циклической мочевины

8. витамин Н     з. производное нафтохинона

9. витамин С      и. 2,3-дикетогулоновая кислота

 

2.2. Сопоставление химического названия витамина и названия по проявлению недостаточности

1. тиамин                       а. антискорбутный

2. аскорбиновая кислота б. антистерильный

3. ретинол                      в. антидерматитный

4. токоферол                  г. антиксерофтальмический

5. кальциферол              д антисеборейный

6. пиридоксин               е. антирахитический

7. биотин                       ж. антиневритный

Вид 3.3.1. Метаболизм витамина Д заключается в ….

1. 25-гидроксилировании в почках

2. 1a-гидроксилировании в почках

3. 25-гидроксилировании в печени

4. 25-гидроксилировании в почках

5. 1a-гидроксилировании в почках с последующим дегидрированием

 

3.2. Относительно витамина А являются верными следующие утверждения: ….

1. транспортируется в крови в составе ЛПНП

2. цис-изомер ретиналя кислоты участвует в световосприятии

3. фосфорилируется и дефосфорилируется в ходе фотохимического акта  зрения

4. регулирует экспрессию генов, кодирующих структуру кератина

5. регулирует потребление кальция

 

3.3. С лечебной целью используются ….

1. сульфаниламиды

2. изониазид

3. варфарин, дикумарол

4. оротовая кислота

5. холин

 

Вид 4. Определение правильности утверждений в предложении и установите наличие причинной связи между ними.

4.1. Витамин К участвует в постсинтетической модификации белков свертывания крови, потому что служит коферментом карбоксилирования остатков глутаминовой кислоты в составе этих белков.

 

4.2. Красномякотные овощи и фрукты богаты каротинами, потому что каротины являются провитаминами Е.

 

4.3. При недостатке холина наблюдается накопление в печени нейтральных липидов, поскольку холин необходим для синтеза фосфолипидов.

Примеры ситуационных задач

Задача 1.Препараты витамина К (викасол) используются в медицине как антигеморрагические средства. Эффективны ли они для остановки кровотечения, или могут применяться только как средства, предупреждающие кровотечения?

                                                                  

Задача 2.Отмечено, что у некоторых больных с хроническими заболеваниями почек развивается остеомаляция (размягчение кости). Объясните механизм возникновения так называемого ренального рахита. Эффективно ли в этом случае назначение препаратов витамина Д?

Задача 3.Витамин Е – токоферол является одним из самых мощных антиоксидантов. Объясните механизм антиоксидантного действия токоферола. Почему аскорбиновая кислота значительно повышает антиоксидантную активность токоферола?

 

Кратко выпишите принцип метода, химизм реакции и порядок проведения работ, выполняемых на лабораторном занятии, не забывая оставлять места для расчетов и выводов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...