Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры заданий тестового контроля знаний




1. Вторичная структура белка- это… .

1. определенная последовательность аминокислот в цепи

2. спирализованная конфигурация полинуклеотидной цепи

3. спирализованная конфигурация полипептидной цепи   

4. комплекс их нескольких субъединиц

2. Факторы, препятствующие осаждению белковых молекул в растворе: ….

 1. электрический заряд        2. высокая молекулярная масса            

 3. гидратная оболочка           4. оптическая активность

 5.большие размеры частиц      

3. Изоэлектрическая точка белка – это….

1. значение рН, при котором белок электронейтрален

2. значение рН, при котором он теряет нативную конформацию

3. концентрация ионов водорода, при которой белок в 

электрическом поле движется к аноду

 4. концентрация ионов водорода, при которой белок в

электрическом поле движется к катоду

4. Функции собственно гликопротеинов: … .

1. антигенная          2. гемостатическая         3. ферментативная         4. защитная                     5. транспортная            6. рецепторная

5. Структура миоглобина включает ….

1. 1 гем и четыре полипептидные цепи 

2. 1 гем и две полипептидные цепи

3. 1 гем и одну полипептидную цепь 

4. 4 гема и четыре полипептидные цепи

6. Классификация ферментов основана на … .

   1. типе катализируемой реакции                   

2. органной принадлежности

3. субклеточной локализации

 4. кинетической характеристике   

7. Функция якорного участка активного центра фермента - … .

1. превращение субстрата    

2. временное связывание регулятора

3. поддержание конформации активного центра

4. связывание субстрата                 

8. Функция аллостерического центра фермента - … .

1. связывание регуляторов

2.связывание субстрата

3. катализ превращения субстрата

3. связывание кофермента

9. Активация ферментов может осуществляться путем ….

1. блокирования активного центра

2. удаления кофермента

3. диссоциации субъединиц                              

4.ограниченного протеолиза

5. фосфорилирования                                           

6. переаминирования

 

10. Кардиомиоциты в наибольшем количестве содержат изофермент … .

 1. ЛДГ-1    2. ЛДГ-2    3. ЛДГ-3   4. ЛДГ-4       5. ЛДГ-5

 

11. Определение активности … в крови и моче используется в диагностике панкреатита.

1.щелочной фосфатазы        

2.кислой фосфатазы         

3.α-амилазы           

4.ЛДГ

Эталоны ответов

1-3; 2-1,3; 3-1; 4 -1,2,3,4,5,6; 5-3; 6-1; 7-4; 8-1; 9-3,4,5; 10-1; 11-3.

Модуль 2. «Биохимия питания. Общие пути катаболизма.

Биоэнергетика»

 

Модуль включает следующие темы занятий:

1. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Химический состав пищеварительных соков. Анализ желудочного сока.

2. Биохимия питания. Витамины - незаменимые компоненты пищи. Качественные реакции на витамины.

3. Витамин и коферменты. Количественное определение витаминов

4. Энергетический обмен. Ферменты биологического окисления. Общие пути катаболизма.

5. Тканевое дыхание. Окислительное фосфорилирование (cеминар)

6. Зачетное занятие по модулю «Биохимия питания. Энергетический обмен. Биологическое окисление и тканевое дыхание»

 

Рекомендуемые темы реферативных сообщений

1.Ферменты желудочного сока в норме и патологии.

2.Ферменты поджелудочного сока, роль в норме и патологии.

3. Гормональная регуляция функций желудка.

4. Диагностическое значение анализа желудочного сока.

5. Витамины D. Структура, метаболизм, биохимические функции, применение в медицине.

6. Витамин В12-история открытия, участие в обмене веществ, нарушения баланса.

7. Биофлавиноиды (витамин Р) – растительные антиоксиданты.

8. Витаминоподобные вещества - представители, биологическая роль.

9. Витамин F. Особенности структуры полиненасыщенных жирных кислот, источники, участие в обмене веществ.

10. Антивитамины.

11. История развития учения о биологическом окислении.

12. Цикл трикарбоновых кислот – общий метаболический котел клетки.

13. Регуляция общего пути катаболизма.

14. Теории сопряжения окисления и фосфорилирования.

15. Регуляция окислительного фосфорилирования.

16. Ингибиторы передачи электронов по дыхательной цепи.

17. Разобщители окислительного фосфорилирования. Лекарственные препараты – разобщители.

18. Тканевая гипоксия. Антигипоксанты.

 

 

Занятие № 1. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Химический состав пищеварительных соков. Анализ желудочного сока.

Цель занятия: Овладеть методами качественного и количественного анализа желудочного сока. В результате освоения темы:

 

Студент должен

знать: уметь:
1.Основные этапы обмена веществ. 2.Характеристику этапа пищеварения. 3.Химический состав желудочного сока, иметь представление о составе ротовой жидкости, панкреатического сока, желчи и кишечного сока, их роли в процессах пищеварения. 4. Патологические компоненты желудочного сока, изменения кислотности желудочного сока при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. 1. Проводить анализ нормальных и патологических компонентов желудочного сока. 2.Определять кислотность желудочного сока титрометрическим методом. 3. Давать клинико-диагностическую оценку результатов исследований. 4. Применять знания об изменениях в составе желудочного сока для диагностики заболеваний желудка.

 

План занятия

1. Контроль выполнения задания по самоподготовке, ответы на тесты.

2.Рассмотрение узловых вопросов, решение ситуационных задач, заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

3. Выполнение лабораторной работы, оформление протоколов. 

4.Контроль выполнения работы и усвоения темы.

 

УИРС. На занятии планируется определение всех видов кислотности желудочного сока (задачи).

 

Методические указания к самоподготовке

Материал, изучаемый на данном практическом занятии, чрезвычайно важен для понимания обмена белков, жиров, углеводов и других соединений, для правильной ориентировки в вопросах биохимии, физиологии и патологии пищеварения, а также для последующего усвоения методов диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

При подготовке к занятию необходимо вспомнить материал, пройденный в курсе нормальной анатомии и гистологии по разделу пищеварительной системы, проработать соответствующий раздел учебника по биологической химии, а также лекционный материал.

Для успешного усвоения темы и активной работы на лабораторном занятии выполните следующие задания:

№ № Задание

Указания к выполнению задания

1 2

3

1. Вспомните основные этапы обмена веществ.

1. Выпишите основные этапы обмена веществ.

2. Охарактеризуйте этап обмена веществ - пищеварение.

2. Изучите химический состав пищеварительных соков.

1. Выпишите суточное количество, рН, главные неорганические и органические компоненты, основные белки и ферменты, содержащиеся в:

а) слюне;

б) желудочном соке;

в) панкреатическом соке;

г) кишечном соке;

д) желчи.

3.

Изучите патологические компоненты в желудочном соке.

1. Перечислите патологические составные части желудочного сока.

2. Начертите и заполните таблицу:

Патологический

компонент

Заболевание, при котором обнаруживается в желудочном соке

Кровь

Желчь

Молочная кислота

Летучие жирные кислоты

 

4.

Изучите виды кислотности, определяемой в желудочном соке.

1. Напишите показатели общей кислотности, свободной и соляной кислоты в соке в норме.

2. Рассчитайте все виды кислотности, если при титровании 5 мл желудочного сока были получены следующие цифры: I-0, II-5, III-6 и IV-6,3.

3. Перечислите основные биологические функции соляной кислоты в желудочном соке.

4. Дайте краткую характеристику понятиям: гиперхлоргидрия, гипохлоргидрия, ахлоргидрия, ахилия.

5. Начертите и заполните предлагаемую таблицу.

Заболевание

Общая

кислотность

Свободная НСl
Норма Гиперацидный гастрит Язвенная болезнь Рак желудка Ахилический гастрит

 

 
5.   Изучите основные компоненты пищи человека.

1. Запишите среднюю суточную потребность человека в белках.

2. Охарактеризуйте, какие аминокислоты называются незаменимыми и напишите их структуру.

3. Дайте характеристику состояния азотистого баланса.

4. Охарактеризуйте квашиоркор.

5. Напишите основные пищевые углеводы.

6. Выпишите суточную потребность человека в жирах и углеводах.

7. Напишите структуру незаменимых компонентов жиров (витамин F).

6.   Изучите минорные компоненты пищи.

1. Выпишите макроэлементы:

2. Выпишите микроэлементы:

3. Приведите примеры заболеваний, развивающихся при недостаточном поступлении Fe, Cu, F, I, Ca.

4.Напишите, какие соединения получили название витамины.

           

 

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Вид 1.

1.1. Трипсин атакует пептидные связи, образованные ….

А. аминогруппами аминокислотных остатков лизина и аргинина

Б. карбоксильными группами аминокислотных остатков лизина и аргинина

В. аминогруппами ароматических аминокислот

Г. Карбоксильными группами ароматических аминокислот

 

1.2. Пепсин – фермент, относящийся к классу ….

А. оксидоредуктазы

Б. трансферазы

В. гидролазы

Г. лиазы     

Д. изомеразы

Е. лигазы

 

Вид 2.

2.1. Установить соответствие:

Пептидазы 1. экзопептидазы 2. эндопептидазы   Название А. трипсин Б. карбоксипептидаза В. эластаза Г. пепсин Д. аминопептидаза Е. химотрипсин

 

2.2. Протеиназа – гидролизуемая связь

А. пепсин Б. аминопептидаза В. трипсин Г. дипептидазы Д. карбоксипептидазы А  1. Гис-Фен-… 2. Гис –Три 3. Арг- Мет-… 4. Лей- Вал- Ала -… 5. Лей – Тре –Сер.

 

Вид 3.

3.1. Обезвреживание токсичных продуктов гниения белков происходит при участии ….

А. 3/-фосфоаденозин-5/-фосфосульфата (ФАФС)

Б. АТФ

В. уридиндифосфоглюкуроновой кислоты (УДФГК)

Г. моноаминооксидаз

 

3.2. Из фенилаланина при гниении белков образуются ….

1.скатол

2.фенол

3.индол

4.крезол

5. бензойная кислота

 

Вид 4.

4.1. Белки – это амфотерные соединения, потому что мономерами белков являются аминокислоты.

 

4.2. В толстом кишечнике протекают процессы гниения белков, потому что в слизистой толстого кишечника не вырабатываются пептидазы.

 

Примеры ситуационных задач

Задача 1.Здоровых взрослых крыс длительное время содержали на искусственной белковой диете, исключающей метионин и лизин. Как изменится у этих животных азотистый баланс? Поясните ответ.

 

Задача 2.Больного беспокоят боли в области желудка после приема пищи. Отрыжка с неприятным запахом тухлых яиц.

Ответьте:

1. Чем могут быть вызваны такие нарушения?

2. Какие процессы могут быть причиной появления такого запаха?

3.Какие обследования требуются провести больному?

4. Что рекомендуется больному для процесса нормализации пищеварения?

 

Самостоятельная работа студентов

Работа № 1. Определение рН слюны.

Полоску универсальной индикаторной бумаги смочить слюной и сразу же сравнить окраску бумаги с индикаторной шкалой. Отметьте рН=….

 

Работа № 2. Обнаружение в слюне роданистых солей.

В пробирку собрать 0,5-1,0 мл слюны, прилить равный объем воды и добавить несколько капель 1% раствора FeCl3. Отметить появление розового окрашивания.

 

Работа № 3. Определение кислотности желудочного сока.

Ориентировочно кислотность (рН) желудочного сока устанавливают с помощью индикатора п-диметиламиноазобензола или с помощью универсальной индикаторной бумаги.

A. Определение рН желудочного сока с помощью п-диметиламиноазобензола.

К 0.5-1.0 мл желудочного сока прибавить 1-2 капли индикатора. При наличии свободной соляной кислоты появляется оранжево-красная окраска.

Зона перехода окраски п-диметиламиноазобензола лежит в пределах рН 2.9- 4.0, ниже 2-х рН 2,9- окраска красная, выше рН 4.0- желтая.

Б. Определение рН желудочного сока с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Полоску универсальной индикаторной бумаги погружают в желудочный сок и немедленно сравнивают полученную окраску со цветной шкалой индикатора.

 

B. Определение рН желудочного сока с помощью рН метра.

Выполняется по инструкции к прибору: подключенный к сети рН метр прогревается, затем электроды погружаются в исследуемый желудочный сок, показания снимаются со шкалы прибора.

 

Работа № 4. Обнаружение в желудочном соке летучих жирных кислот.

Летучие жирные кислоты (уксусная, масляная, пропионовая) появляются в желудочном соке при недостатке или при отсутствии соляной кислоты в результате брожения компонентов пищи под влиянием ферментов микроорганизмов.

Техника проведения работы: В пробирку поместить 1-2 мл желудочного сока, содержащего летучие жирные кислоты, и содержимое пробирки нагреть на спиртовке. Отметить появление резкого запаха (запах брынзы).

 

Работа № 5. Качественная реакция на молочную кислоту (проба Уфельмана).

Увеличение содержания молочной кислоты в желудочном соке наблюдается при ряде заболеваний, сопровождающихся ахлоргидрией, особенно при раке желудка.

Техника выполнения работы: К 1 мл 1% раствора фенола добавить 3-5 капель раствора FeCl3. Отметить образование фенолята железа фиолетового цвета.

В пробирку с фенолятом железа добавить по каплям желудочный сок, содержащий молочную кислоту. Отметить переход фиолетовой окраски в желто-зеленую в результате образования молочнокислого железа.

Добавить 1-2 капли соляной кислоты. Жидкость обесцвечивается в следствии разрушения соли.

 

Работа № 6. Обнаружение крови.

Реакция основана на окислении бензидина под действием атомарного кислорода, образующегося из пероксида водорода при действии гемоглобина крови (метгемоглобин).

Кровь в желудочном соке появляется при опухолях, язве желудка, гипертрофических гастритах, варикозном расширении вен пищевода и других заболеваниях.

Техника выполнения работы: В пробирку прилить 1-2 мл желудочного сока, содержащего кровь, добавить 4-5 капель 0,2% спиртового раствора бензидина и 5-6 капель 1% раствора пероксида водорода. Отметить появление синего окрашивания в результате образования дифенохинондиимина - продукта окисления бензидина.

 

Работа № 7. Обнаружение желчи.

Желчь в желудочном соке появляется нередко при ахлоргидрических и ахилических гастритах, раке желудка, при антиперистальтических движениях кишечника. В составе желчи химическим путем определяют желчные кислоты и желчные пигменты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...