Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные сведения о территории. Краткая историческая справка. Этапы градостроительного развития




Основные сведения о территории

Город Череповец – один из центров черной металлургии Российской Федерации, крупный промышленный центр северо-запада России. Череповец – это первый по численности населения город Вологодской области (317 тыс. чел.), административный центр Череповецкого муниципального района Вологодской области и центр Череповецкой системы расселения (г. Череповец, Кадуйский, Череповецкий, Шекснинский районы). Город входит в состав Северо-западного федерального округа.

Город Череповец расположен в юго-западной части Вологодской области на обоих берегах р. Шексны при впадении в неё р. Ягорбы.

Отличительная особенность положения города – это удобные транспортные связи на пересечении железной дороги Санкт-Петербург – Вологда с Волго-Балтийским водным путем. ОАО «Череповецкий порт» – один из крупных речных портов Волго-Балтийского водного пути. В 25 км от г. Череповец расположен единственный в Вологодской области международный аэропорт.

Расстояние по железной дороге от Череповца до Вологды – 120 км, до Санкт-Петербурга – 475 км, до Москвы – 620 км.

Муниципальное образование «Город Череповец» на всем протяжении граничит с муниципальным образованием «Череповецкий муниципальный район», в том числе: на севере с Тоншаловским сельским поселение, на востоке – с Ирдоматским сельским поселением, на юге – с Югским сельским поселением, на западе – с Нелазским сельским поселением.

Административно город Череповец не делится на районы, однако планировочно принято выделять 4 района: Индустриальный, Заягорбский, Зашекснинский, Северный. Город представляет ряд компактно расположенных образований, разграниченных водотоками, железной дорогой, производственными зонами и объединенных общей инфраструктурой. Значительные городские территории заняты промышленными зонами.

В экономическом отношении Череповец – это многофункциональный город, выполняющий функции промышленного центра, научно-образовательные, культурные, административные, финансово-организационные функции. Для города характерна высокая концентрация промышленных предприятий и наличие квалифицированных кадров.

Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия черной металлургии и химического комплекса. Ведущими предприятиями города являются Череповецкий металлургический комбинат ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», ЗАО «ФосАгро АГ». Также в городе действуют предприятия по производству машин и оборудования, пищевых продуктов, деревообработки, строительного комплекса.

Для города Череповца характерна неблагоприятная экологическая ситуация, в первую очередь, из-за состояния воздушного бассейна.

Значительные городские территории заняты садоводствами, часть из которых фактически включены в селитебное пространство города.

Научно-образовательный потенциал города представлен сетью высших, средних профессиональных учебных заведений (более 20 учебных заведений), научно-проектными организациями. Череповецкий государственный университет – это крупнейшее высшее учебное заведение Вологодской области. В Череповце развит финансовый сектор: в городе работают отделения федеральных, региональных и локальных банков.

Череповец является историческим поселением регионального значения (основан в 1777 г.), здесь расположены порядка 100 объектов культурного наследия, в том числе 4 объекта федерального значения.

Территория будущего города с XIV в. использовалась в качестве форпоста, позже приобрела роль важного торгового перевалочного пункта, с середины XIX в. в Череповце появились первые промышленные предприятия. Активное развитие города началось в 1949–1950 годах со строительством Череповецкого металлургического комбината.

Площадь городского округа составляет 12988,1 га[10].

Краткая историческая справка

Территория, на которой в настоящее время располагается город Череповец, является староосвоенной. Первые люди пришли на эту землю не позднее 9 тысяч лет назад в эпоху голоцена. В I тысячелетии н.э. здесь жили угро-финские племена «Весь» и «Меря». Наименование города Череповец произошло по местности Череповесь, как назывались эти земли задолго до образования города, что означает – поселение на возвышенном месте. В ходе славянской колонизации вологодских земель вокруг Белого озера, озера Воже и по течению р. Шексны в XIII‑ХV вв. сложилось Белозерское княжество. В XIV в. на берегу Ягорбы на месте современного города был основан Воскресенский Череповский монастырь, просуществовавший до XVIII в.

Система расселения региона начала складываться, по всей видимости, в конце XIII в. и в XIV в. Это время характеризуется проникновением переселенцев в глубь территории округи. С XIV в. начинается освоение водоразделов. Немало деревень по Шексне упоминается в документах XV в. В Писцовой книге, составленной в 1585 г., перечисляются десятки деревень округи, располагавшиеся не только на берегах Шексны, но и на значительном удалении от нее.

В дальнейшие эти земли (т.н. Череповесь) вошли в состав Великого княжества Московского. В 1708 г., при первом разделении России на губернии, волость была причислена к Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии. В 1777 г. по указу Екатерины II подмонастырская слобода и с. Федосьево были преобразованы в город Череповец в составе Устюженского уезда (с 1802 г. – уездный город). В 1782 году объединенному из двух селений городу был пожалован генеральный план. С 1802 г. новообразованный уезд находился в составе Новгородской губернии вплоть до ее упразднения в 1918 году.

По ходатайству северных уездов Новгородской губернии Демократический съезд Советов 10–13 мая 1918 года из Тихвинского, Устюженского, Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов была образована Череповецкая губерния. В это же время к Череповецкой губернии примкнула Северо-Восточная часть Пошехонского уезда Ярославской губернии (в качестве Мяксинского района). В 1927 г. губерния была упразднена и вошла в Ленинградскую область в качестве Череповецкого округа. В 1930 г. ЦИК и СНК СССР в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) издали постановление «О ликвидации округов» и Череповецкий округ был упразднён и район стал непосредственно входить в Ленинградскую область.

С 1937 года и по настоящее время Череповец и Череповецкий район находятся в составе образованной Вологодской области.

В 1940 г. совет министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР». Данный документ предопределил создание металлургического завода в г. Череповце. В 1951 году была выпущена первая продукция. В течение 1950–1990 гг. благодаря развитию производства и капитальному строительству, численность населения города увеличилась многократно.

Современный Череповец – крупнейший город Вологодской области, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр субъекта федерации (Вологда) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. В настоящее время город Череповец выделен в отдельный городской округ.

Этапы градостроительного развития

Конец XVIII – начало XX вв.

Первый план регулярной застройки город Череповец получил в 1782 г. План представлял собой обычную для разрабатывающихся тогда градостроительных проектов регулярную структуру из сетки перпендикулярных улиц, наложенных на рельеф местности. Этим планом регламентировался порядок застройки будущего города. К нему прилагались «примерные фасады», разработанные Комиссией каменного строения. Впрочем, план органично включал в себя и ранее сложившиеся ансамбли сельских площадей, был соотнесен с ландшафтом и условиями окружающей среды.

В настоящее время исторический центр города представляет собой пример детально точного осуществления на практике первого в его истории генерального плана. С северо-востока и северо-запада город ограничивался валом и рвом, с юга расположение кварталов следовало течению Ягорбы. Вся территория города была разделена на 46 кварталов, образующих 24 улицы. Центральной осью планировочной структуры стал Воскресенский (в настоящее время Советский) проспект, направление которого определялось руслом Ягорбы. Он соединял ансамбль Воскресенского монастыря с торговой площадью села Федосьева. Так, на стержне главного проспекта сохранились и приобрели регулярные очертания две исторически сложившиеся площади – Благовещенская (в настоящее время Красноармейская) и Соборная. Между ними появилась новая, которая должна была стать и стала средоточием городской торговли и одновременно административным центром. Площадь, названная Торговой, находилась на пересечении Воскресенского проспекта и Крестовской улицы (ныне ул. Ленина).

На Воскресенском проспекте возводились дома состоятельных граждан, главным образом купеческие. На параллельных улицах (Благовещенской, Дворянской, Покровской) возводили дома ремесленники и немногочисленные дворяне. Строительство жилых домов шло оживленными темпами, и к 1795 году было уже возведено 168 жилых деревянных домов, к началу XIX в. численность населения Череповца составляла всего 900 человек. Значение города возросло после строительства в 1810 году Мариинской водной системы.

Первый жилой каменный дом был построен на Воскресенском проспекте лишь в 1807 году, точно по «примерному фасаду», присланному из Комиссии каменного строения. К 1844 году в Череповце существовало шесть каменных жилых домов, сохранившихся до нашего времени. Из деревянных зданий первой половины XIX века сохранилось лишь два дворянских особняка: дом, в котором родился художник В.В. Верещагин и дом помещика Гальского за Шексной. Последний считается ярким примером проявления классицизма в русском деревянном зодчестве. Архитектура здания как бы воспроизводит в дереве распространенные к тому времени формы каменного зодчества.

К 1863 г. население города увеличилось до 3,3 тыс. человек. В 60–70‑е годы XIX века в каменной застройке города доминирующее значение имеют здания «краснокирпичного стиля». Стиль этот сложился на основе рационалистических воззрений на задачи архитектуры. В нем романтическое увлечение отечественным и западноевропейским средневековьем сочеталось с деловитой суховатостью «рациональной» архитектурной формы, привязанной к конструктивным особенностям здания. С 70‑х годов XIX века появилась должность городского архитектора при городской управе. Им стал Антоний Адамович, который также являлся сторонником «краснокирпичного стиля». Вообще, в Череповце в конце XIX века индивидуальное строительство строго регулировалось городскими архитекторами: П. Подшиваловым, А. Чуркиным.А. Нестеровым.

К концу XIX в. Череповец значительно вырос и по численности населения и территориально, возросли культурные запросы населения. В «краснокирпичном стиле» строятся здания учебных заведений: женской гимназии (это была одна из первых женских гимназий, построенных в уездном городе России), реального училища, Александровского технического училища. В том же стиле в 1898 году на Александровском пр. (ул. Луначарского, 39) было построено специально для городского музея каменное здание (позднее его отштукатурили), ныне там располагается Детский музей. Сам город развивался главным образом в западном и северо-западном направлении.

В начале XX века проводятся большие работы по реконструкции Торговой площади – в «краснокирпичном стиле» сооружаются торговые ряды, здание театра с башней-часозвоном (Камерный театр). По существу, восьмиугольная площадь оказалась застроенной, и сейчас о ее границах напоминают лишь «череповецкие криули». Этот стиль стал архитектурной «визитной карточкой» Череповца.

Первая половина XX в.

В 1905 году благодаря хлопотам местного купечества через Череповец прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Рост материального благополучия города продолжался.

В дореволюционное время на территории современного города существовало 10 церквей и три часовни. В настоящее время сохранился лишь Воскресенский собор, по старым чертежам воссоздан Рождественский храм, восстановлены три часовни (Святителя Николая чудотворца, преподобного Филиппа Ирапского, Источническая).

Из построек «постреволюционно-довоенных» следует отметить новое здание музея, завершенное в 1928 году Возведенное в псевдоклассических традициях с купольным покрытием, оно удивляло необычностью архитектуры, но прекрасно вписывалось в архитектурный ландшафт.

В конце 1930‑х годов правительством принимается судьбоносное для города решение о строительстве Волго-Балтийского водного канала и металлургического завода в Череповце.

Вторая половина XX в. – начало XXI в.

После начала строительства в Череповце металлургического завода, к 1951 году институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города, определивший его развитие в северном и северо-западном направлениях.

Предусматривалось также создание новых жилых массивов за Ягорбой и за Шексной. Новый город оказался активно подключен к старому городскому центру, естественным образом дополнил и продолжил его.

Градостроители нашли удачный прием в решении сложной задачи органического соединения существовавшей малоэтажной застройки старого города с домами повышенной этажности нового района. На участке их сопряжения из бывшего кладбища был создан парк, плавно переходящий в площадь, дополняемую сквером. Парк служит началом улицы Металлургов. Ансамбль этой череповецкой улицы можно отнести к лучшим достижениям советской архитектуры.

Точно определены и выдержаны интервалы разнообразных по архитектуре, но исполненных в едином стилистическом ключе, зданий. Дома в застройке разбиты и дополнены скверами и цветниками. Блочные здания построены по новой, впервые примененной в Череповце, технологии крупнопанельных домов. Самым первым было построено здание на пр. Победы 35, которое является ярким представителем начала индустриального домостроения в Советском Союзе.

Из построек 1970 – 1980‑х годов следует отметить уникальный вантовый мост через Шексну. Единственный в России он был построен в 1979 году по образцу Западно-Германского моста через Рейн. Высота опоры – 85 метров, протяженность более километра, общая длина вантов 16 км (каждый метр их весит 30 кг). Мост явился гармоничным продолжением улицы Сталеваров и началом Октябрьского проспекта. Соединяя две части города, он не только выполняет утилитарную задачу сообщений, но и служит связующим звеном между историческим центром и современным Зашекснинским районом.

На данном этапе архитектура Череповца, как и всякого развивающегося города, несколько эклектична, что, впрочем, придает ему особую, ни с чем не сравнимую прелесть. Функциональная структура города сформирована четырьмя жилыми районами (Индустриальный, Северный, Заягорбский, Зашекснинский) и пятью производственными зонами (Центральная, Северо-Западная, Северная, Заягорбская, Зашекснинская). Планировочная структура Индустриального и Северного жилых районов уже сформирована, территориальные резервы для перспективного развития исчерпаны.

Заягорбский район в планировочном отношении сложился в значительной степени, однако имеет резервы для территориального развития в восточном направлении.

Зашекснинский район, являющийся основной территорией жилищного строительства последних лет, обладает значительными территориальными ресурсами.

В постсоветский период Череповец развивался в соответствии с генеральным планом, разработанным ГПИ «ЛенНИИП Градостроительства» и утвержденным 24 декабря 1991 года. Для своего времени это был реалистичный и перспективный документ, в большинстве своем оправдавший прогнозы. Как генплан города, так и современные градостроительные документы сыграли положительную роль на соответствующих этапах развития города. Последний Генеральный план городского округа «Город Череповец» разработан ФГУП «НИИП Градостроительства» в 2004–2005 годах и был призван определить градостроительную стратегию города до 2020 года.

Сведения о документах территориального планирования, планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования

В Проекте учитываются основные положения следующих проектных работ:

§ Генеральный план г. Череповца, утвержденный решением Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 №165 (с изменениями от 29.10.2013).

§ Правила землепользования и застройки г. Череповца, утвержденные решением Череповецкой городской Думы от 29.06.2010 № 132 (с изменениями от 29.10.2013).

§ Схема территориального планирования Вологодской области, утвержденная Постановлением Правительства Вологодской области № 750 от 12 мая 2009 года.

§ Проекты планировок, разработанные на части г. Череповца.

§ Стратегия развития города Череповца до 2022 года «Череповец – город возможностей», 2012 г.

§ «Развитие образования» на 2013–2022 годы.

§ «Культура, традиции и народное творчество в городе Череповце» на 2013–2018 годы.

§ «Создание условий для развития физической культуры и спорта в городе Череповце» на 2013–2022 годы.

§ «Развитие архивного дела» на 2013–2018 годы.

§ «Охрана окружающей среды» на 2013 – 2022 годы.

В Проекте учитываются положения следующих муниципальных программ г. Череповца:

§ «Содействие развитию потребительского рынка в городе Череповце на 2013–2017 годы».

§ «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2013–2017 годы».

§ «Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца» на 2014–2018 годы.

§ «Развитие молодежной политики» на 2013–2018 годы.

§ «Здоровый город» на 2014–2022 годы.

§ «iCity – Современные информационные технологии г. Череповца» на 2014–2020 годы.

§ «Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Череповце» на 2014–2022 годы.

§ «Социальная поддержка граждан» на 2014–2018 годы.

§ «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» на 2014–2020 годы.

§ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Город Череповец» на 2014–2018 годы.

§ «Развитие городского общественного транспорта» на 2014–2016 годы.

§ «Реализация градостроительной политики города Череповца» на 2014–2022 годы.

§ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Череповца» на 2014–2018 годы.

§ «Развитие земельно-имущественного комплекса города Череповца» на 2014–2018 годы.

§ «Строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности города Череповца» на 2014–2018 годы.

§ «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения города» на 2014–2018 годы.

§ «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры г. Череповца» на 2013–2016 гг. и перспективу до 2020 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...