Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В Отечественной войне 1812 года




«... Ты икону Свою святую Одигитриюот Смоленска в полцы воинства Российского благоволила еси принести и тем вои православные воодушевила еси, славную победу им дарова...» Из акафиста Пресвятой Богородице пред иконою Ее, именуемой «Смоленская».

В исследованиях авторов советского периода (1917 – 1991 гг.), посвященных войне 1812 года, мы почти не находим работ, связанных с изучением роли Православия в жизни армии и народа. Цель настоящей статьи – напомнить о тесной, неразрывной связи между силой оружия бранного и духовного.

С первых веков принятия христианства русское православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Пресвятой Богородицы. Святые иконы уносили от врагов, как важнейшее сокровище, они сопровождали войска во всех походах и сражениях. Не является исключением и Отечественная война 1812 года. Истинной Путеводительницей нашей армии стала икона Смоленской Божией Матери «Одигитрии».

Икона Божией Матери «Одигитрия» (с греческого – Путеводительница) – древнейший и почитаемый на Руси образ. По преданию, икона была написана Святым Евангелистом Лукой. Находилась в Иерусалиме, затем в Константинополе. Император Константин Порфирородный, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Черниговского Всеволода Ярославича, благословил ее этим образом. Перед своей кончиной княгиня Анна благословила иконой сына Владимира (Мономаха), удельного князя Смоленского. Он поставил образ в соборном храме Успения Пресвятой Богоро­дицы в Смоленске, построенном в 1101-1103 годах. С тех пор икона называется Смоленской. В XVIII веке, 13 (26) сентября 1772 года Смоленский образ Одигитрии был установлен во вновь построенном Успенском соборе. Размеры иконы: ширина – 14 вершков, высота – 1 аршин (0,64 х 0,71 см). Во время осады французской армией города 5-6 (18-19) августа 1812 года, епископ Ириней (Фальковский) взял Смоленскую икону и, сопровождаемый священниками и множеством горожан, нес ее Крестным ходом до села Цурикова, находившегося в 35 верстах (37,3 км) от Смоленска, на Московском тракте (Старой Смоленской дороге). Отсюда сопровождаемая преосвященным Иринеем икона проследовала в древнюю столицу. В Москве Смоленскую икону вначале поместили в храме святителя Василия, архиепископа Кесарийского на улице Тверской-Ямской. По благословению епископа Московского и Калужского Августина (Виноградского) чудотворную икону в церкви встречали два архимандрита. Затем она Крестным ходом перенесена в Успенский собор Кремля для поклонения горожан. Москвичи, завидев великую святыню, падали пред нею на колени, взывая: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» В день Бородинской битвы 26 августа (8 сентября), в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, преосвященный Августин вместе с епископом Тамбовским и Шацким Ионою (Васильевским) и викарием Грузинским, епископом Пафнутием Крестным ходом обносили Смоленский, Иверский и Владимирский образы вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. После Бородинской битвы, 31 августа (13 сентября), накануне праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня по благословению епископа Августина иконы Смоленская и Иверская были отправлены к раненым и больным воинам в Лефортово. «Невозможно описать того чувства, которое выразилось на лицах воинов при виде священнослужителей, пришедших к ним со святынею; стоны прекратились, они, забыв невыносимую боль своих ран, с умилением и радостными слезами смотрели на святые иконы. Тут был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием оставляли свое место и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к святым иконам. Отсюда святые иконы возвратились уже в полночь». Перед вступлением Наполеона в столицу епископ Ириней перевез икону Одигитрии в Ярославль. По освобождении города от неприятеля икона была возвращена в Смоленск 25 декабря (7 января 1813 года) 1812 года и установлена в Успенском кафедральном соборе. Все путешествие Смоленской иконы сопровождалось постоянными богослужениями в городах и селах, встречавшихся на ее пути. Для восстановления разоренной епархии в Смоленск был прислан член Священного Синода, архиепископ Рязанский, Феофилакт (Русанов), заменивший епископа Иринея.

В 1929 году в Успенском соборе было запрещено богослужение, а в начале 1930 года в нем был открыт антирелигиозный музей. В предвоенные годы первописанная икона Одигитрии бесследно исчезла. Осенью 1941 года было возобновлено богослужение в соборе, но древнего образа верующие не нашли. До сих пор его местонахождение неизвестно. В начале мая 1993 года богослужение в Успенском соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и архипастырей других епархий. По окончании Божественной литургии 2 мая состоялся Крестный ход от собора к памятнику «Героям войны 1812 года», где была совершенна заупокойная лития по павшим воинам. В 1841 году, при возведении памятника, в нише на лицевой стороне была установлена копия Смоленской иконы.

В 1596-1602 годах для защиты западных границ Отечества, по указу царя Феодора Иоанновича, при активном участии его ближнего боярина и шурина, а с 1598 года Российского царя – Бориса Годунова строилась Смоленская крепостная стена. Наибольшей по высоте (13 сажень – 27,74 м) была главная, надвратная (надворотная) Фроловская (Флоровская – в честь стоявшего рядом храма во имя мучеников Флора и Лавра) башня, поставленная на берегу Днепра и прикрывавшая мост и проезд в город из Заднепровья со Старой Смоленской дороги. В 1535 году по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного иконописцем Постником Ростовцем с иконы, находившейся в то время в Москве, была написана точная, но в четыре раза увеличенная копия. Размеры иконы: высота – 2,5 аршина, ширина – 1,5 аршина (1,78 х 1,07 м).

В 1602 году этот образ Божией Матери прислан в дар смолянам Борисом Годуновым. Она была установлена в киоте в специально устроенной нише на Фроловской башне.

Во время двадцатимесячной осады города в 1609-1611 годах войсками Польского короля Сигизмунда III Смоленская икона была для защитников города верной опорой и помощницей. С 1611 по 1654 годы Смоленск находился во власти поляков, многие храмы были обращены в костелы, но образ Божией Матери оставался над вратами невредимым. После освобождения города, 23 сентября (6 октября) 1654 года, царь Алексей Михайлович торжественно въехал в него через Фроловские врата. Благодарственная молитва царя за освобождение Смоленска была обращена к иконе Божией Матери «Одигитрия» Надворотной. В 1669 году архиепископ Смоленский Варсонофий (Чертков-Еропкин) по повелению царя отвозил Надворотную икону в Москву для восстановления живописного слоя, пострадавшего в войне и от времени. По возвращении образ Божией Матери был установлен на прежнем месте.

Фроловская башня, пострадавшая при осадах города в 1611 и 1654 годах, к концу XVII века стояла в полуразрушенном виде. По благословению архиепископа Смоленского Филофея над первым ярусом разобранной башни в 1728-1729 годах был поставлен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на средства Длотовского, правителя канцелярии Смоленского губернатора А.И. Панина. Храм освятил епископ Гедеон (Вишенский), благословивший установить в нем Надворотный образ Богородицы. В 1793-1800 годах по благословению епископа Парфения (Сопковского) деревянный храм заменили каменным. Освятил его Димитрий (Устинович) в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Пока строился храм, чудотворная икона хранилась во временной церкви, устроенной в доме благочестивого смолянина Иоанна Ковшерова, где перед ней ежедневно совершалась Божественная литургия. Новый храм в праздничные дни не вмещал всех желающих помолиться у образа Пресвятой Богородицы, и в 1811 году епископ Серафим (Глаголевский) благословил архитектора М.Н. Слепнева составить проект перестройки храма и поставить на крепостной стене с запада и востока небольшие одноярусные колокольни. Новый Одигитриевский храм завершили летом 1812 года при епископе Иринее (Фальковском), но нашествие неприятеля не позволило совершить его освящение. В 1811-1812 годах Надворотная икона хранилась в Благовещенском храме, находящемся выше, на северном склоне Соборной горы.

Тесно связанными оказались пути русской армии и Смоленской иконы. 4-6 (17 – 19) августа 1812 года русская армия под командованием генерала Барклая-де-Толли держала оборону Смоленска и его окрестностей от превосходящих сил Наполеоновских войск. По выходе наших войск из городских стен вечером 5 (18) августа по распоряжению генерала А.Е. Ермолова воины 1-й артиллерийской роты капитана Глухова 3-й пехотной дивизии взяли икону из Благовещенского храма. Священник Надвратной церкви отец Никифор Мурзакевич с крестом в руках ходил по городским укреплениям и «поощрял русских воинов твердо стоять за родную землю». В своих «Записках» о 1812 годе Ермолов писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поругания святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие». Икону перенесли за Днепр, на Покровскую гору, в Верхне-Георгиевский храм.

И.Н. Скобелев, адъютант главнокомандующего М.И. Кутузова, в «Беседах русского инвалида» писал о событиях 5(18) августа: «Из Благовещенской церкви народ поднял чудотворную икону Смоленской Божией Матери и со всею священною процессиею понес сокровище свое из собора к армии. На городской площади, при большом стечении народа, все остановились, и началось умилительное пение молебна. Только что священник, читавший Евангелие (от Луки), заключил его словами: «...пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возратися в дом свой», – вдруг еще громче загрохотали убийственные орудия... Икону опять подняли и понесли, народ с рыданием последовал за нею. «И Ты оставляешь нас, Мать наша, Заступница!» – восклицали со стоном и слезами смоляне».

В воспоминаниях Ф.Н. Глинки читаем: «В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освещал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу». По преданию, император Наполеон приказал войскам, занявшим город, втащить на балкон Одигитриевского храма две пушки и вести огонь по русским войскам в Заднепровье. Здесь в ночь на 6(19) августа перед чудотворным образом в Верхне-Георгиевском храме совершили молебен.

О Смоленской иконе вспоминал и находившийся в русской армии английский генерал Р.Т. Вильсон: «Когда я обратил внимание на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление такого священного города, как Смоленск, главнокомандующий ответил: «В этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный баталион».

В день Преображения Господня, 6(19) августа, чудотворную икону обшили холстом и установили «на ходу взорванного зарядного ящика». Далее икона передвигалась с войсками, участвуя во всех событиях и битвах 1812 года, вплоть до освобождения Смоленска.

В селе Царево-Займище 17(30) августа главнокомандующий М. И. Кутузов приказал служить перед Смоленской иконой всем полкам молебны и сделать для иконы новый киот.

Из Бородина 22 августа (4 сентября) М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой: «Солдаты из Смоленска вынесли чудотворный образ Смоленской Богоматери, и сей образ везде сопутствует нам».

С.М. Любецкий пишет, что 24 августа (6 сентября) М.И. Кутузов, «осматривая ряды нашего войска и приметя непоколебимое мужество, отразившееся на лицах солдат, улыбаясь, сказал: «Французы переломают над нами зубы». Он присягнул пред иконою Смоленской Божией Матери, чтобы ни шагу не отступать с этого места».

Накануне Бородинской битвы 25 августа (7 сентября) Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Вечером перед иконою в присутствии М.И. Кутузова был отслужен молебен. Ф.Н. Глинка писал: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала сама собою, по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

То же событие у Любецкого: «...вдруг раздалось стройное священное пение стихиры «Заступнице наша усердная», по всей армии понесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери; русское войско, бывшее дотоле грозным, со смирением и благоговением коленопреклонилось пред нею. Зрелище было трогательное и умилительное; сердца всех, усердно молившихся, переполнились чудодейственною силою желания – сподобиться славной смерти за дорогую Родину».

Высокий духовный настрой армии был созвучен и глубокой вере главнокомандующего. По многим свидетельствам известно, что М.И. Кутузов немалое значение в своей жизни отводил вере в Бога и Его Пречистую Матерь. Ни одного дела, а тем более битвы, он не начинал без посещения Богослужения или совместной молитвы с войсками. «Религиозность Кутузова привлекала к нему сочувствие народных масс. Народ благоговел перед ним. Он видел, как старый, израненный вождь усердно молился в храмах Божиих о спасении Отечества и проникся убеждением, что только он может повести войска наши к победе».

Каждый раз после одержания победы над неприятелем перед находящейся в войсках Смоленской иконой служились благодарственные молебны. С 21 сентября (4 октября) по 11 (24) октября образ Божией Матери находился с Русской армией в Тарутинском лагере и далее следовал с наступающими войсками по Старой Смоленской дороге.

Французские войска покинули Смоленск 5 (18) ноября. В это время с 3 по 6 (16 -19) ноября происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного Смоленской губернии, где при войсках еще находилась Смоленская икона.

На прежнее место икона возвращена по распоряжению князя М.И. Кутузова. Из города Красного Смоленской губернии 7 (21) ноября М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой: «В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю, как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей».

Временным комендантом города Смоленска был назначен командир «летучего отряда» 20-го Егерского полка майор Горихвостов. 10 (23) ноября он пригласил к себе члена Смоленской консистории протоирея Александра Васильева, настоятеля Нижне-Николаевского храма, первым возвратившегося в освобожденный город, и вручил ему пакет, отправленный 8 (21) ноября из деревни Добрянка, от генерала-лейтенанта Коновницина – «дежурного Генерала всех армий». В нем находилось письмо следующего содержания: «Августа 6-го дня текущего года, при оставлении города Смоленска, святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемую полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей, и считали оный благоприятным залогом Всевышняго милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконой. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие и, с поражением врага, город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте, и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий, наконец, кичливого врага, нарушающаго спокойствие народов. С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения – 1809 рублей ассигнациями, 5 червонным золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд». В Смоленск чудотворный образ доставил гвардии-поручик драгунского полка Шембель.

Сохранилось воспоминание о встрече иконы Божией Матери. Протоиерей Алексей Васильев 12 (25) ноября отправил генералу Коновницину рапорт: «10-го ноября в воскресный день, в Успенском соборе, оставшемся неразоренным врагами, отправлены были мною с благовестом в большой колокол часы, по окончании коих, стекшемуся во многом числе народу прочтено было Вашего Превосходительства отношение и сделано от меня публичное приглашение к встрече Чудотворной иконою Смоленской Богоматери, которое гражданами выслушано было и принято с радостными и слезными чувствованиями. В половине 12-го часа дня начался в соборе, в большой колокол, благовест, и продолжался около двух часов. Когда же господин комендант уведомил меня, что с его стороны, имеющееся в команде в Смоленске войско, состоящее из пехоты и казаков, было приготовлено, тогда бывшее в Смоленске духовенство и приехавшие за армиею полковые священники, извещенные мною для встречи, из означенного собора шли крестным ходом за город, вместе с комендантом, ведущим вверенные ему войска. При встрече же святой иконы за Молоховскими воротами начат был духовенством молебен Богородице. Граждане, подняв оную святую икону, понесли в город, за коею следовало и войско. При входе в город, в Никольские ворота, было учинено несколько пушечных выстрелов, и в городе во всех церквях производим был колокольный звон. При Троицком монастыре икона встречена и провожена была в собор архимандритом Иосифом, находящимся на пенсии. Когда же принесена была святая икона к собору, то, господами офицерами войска, находящегося в Смоленске, была внесена в собор, в коем, по отправлении молебствия, за разорением врагами той церкви, где она прежде находилась, поставлена, и, отправлено было молебствие с коленопреклонением. Во время же пения многолетия всемилостивейшему Государю нашему Императору Александру Павловичу, и всей Высочайшей его фамилии, и всему победоносному Российскому воинству была произведена вторично пальба из пушек и ружей от войска, провожавшего святую икону, со слезами приносили благодарственные молебствия, воздавая Всевышнему своему Милосердному Творцу благодарение за возвращение Чудотворной Заступницы в город Смоленск».

Евангельский текст, читаемый на молебне при выносе иконы из города: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», был как бы истинным пророчеством возвращения образа в свой дом, ибо она привезена обратно в Смоленск 10 ноября, почти день в день через три месяца. В 10 икосе акафиста Смоленской иконе поется: «Стена необоримая явилася, Владычице Одигитрие, Твоя икона, егда пришед, аки тигр лют, повелитель дванадесяти язык, град Твой попали огнем и мечем порази его. Тогда убо явилася еси, Царице и Воеводо, посреди воинства христолюбивого носима, и побеже непобедимый, и бысть падение его с шумом».

С тех пор было установлено: ежегодно 5 (18) ноября, после Божественной Литургии, в память изгнания неприятеля из Отечества с помощью и заступлением иконы Пресвятой Богородицы Смоленской служить «благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением установленного многолетия и вечной памяти императору Александру и всем Воинам, положившим жизнь свою за Веру, Царя и Отечество». Накануне этого дня в соборе совершалось Всенощное бдение с чтением акафиста перед иконой. Разоренный Одигитриевский храм был восстановлен и освящен архиепископом Феофилактом, в сослужении епископа Иринея 16 (29) марта 1813 года. Надворотная икона Одигитрии из собора была перенесена в «дом свой» и установлена в украшенной резьбой сени между престолами в честь Одигитрии и Нерукотворного Образа Спасителя. Во второй половине XIX века мастером Леонтьевым для храма был написан новый иконостас.

По указу императора Александра от 30 августа (12 сентября) 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря (7 января), в память о событиях 1812 года было установлено ежегодно во всех храмах в воспоминание об избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык», по окончании Божественной литургии «приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы».

В 1816 году на икону была изготовлена и установлена 18 (31) мая серебряно-вызолоченная риза, украшенная драгоценными камнями, весом 3 пуда, 48 золотников (49 кг., 3344 гр.).

В 1818 году по просьбе командира 1-й артиллерийской роты, 3-й пехотной дивизии Вельяминова, по благословению епископа Дорогобужского Иоасафа (Сретенского) с Надворотной иконы был сделан точный список. С этим образом связанно чудесное событие, произошедшее 5 (18) июня 1902 года и описываемое у      В. И. Грачева. Командир 1-й батареи, 13-й артиллерийской бригады полковник Никитенко обнаружил, что не выполняется решение офицерского собрания – поддерживать неугасимую лампаду перед образом Смоленской Божией Матери. Он приказал немедленно исправить данную оплошность, что и было исполнено. В это время ему доложили, что во время учений «произошел взрыв передка зарядного ящика, наполненного снарядами», но никто ранений не получил.

В 1902 году 5 (18) ноября Смоленск торжественно праздновал 300-летие сооружения крепостной стены и пребывания над ее вратами чудотворной иконы Божией Матери. В 1909 году при Одигитриевском храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. С 1929 года храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. Чудотворная икона Божией Матери (Надворотная) была передана в музей при Успенском соборе. В 1941-1943 годы чудотворный образ Одигитрии незримо покровительствовал всем православным воинам и мирным жителям, находившимся на оккупированной территории. С тех пор икона находится в специально устроенной сени в Успенском кафедральном соборе. С двух сторон ей предстоят образы молитвенников и защитников Смоленских, написанных во весь рост, – воина мученика Меркурия и преподобного Авраамия. В 1992 году после проведенных ремонтно-реставрационных работ, в стенах Одигитриевского Надворотного храма размещены начальные классы Православной гимназии. Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери устроен и освящен на втором этаже гимназии митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В мае 1993 года гимназию и храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И в наши дни Смоленская чудотворная икона – одна из наиболее чтимых среди икон Пресвятой Богородицы в Русской Церкви. Ежегодно, в день празднования Смоленской иконы, 28 июня (10 августа), несколько тысяч верующих из многих городов России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ. В 1996 году Русская Православная Церковь отмечала 950-летие перенесения из Константинополя иконы Божией Матери Одигитрии. В своем послании святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что перед чудотворным образом Владычицы «Одигитрии» на протяжении столетий народ Божий усердно молился «о мире и благоденствии нашего многострадального Отечества, а нередко, как это было в нашей истории, и о избавлении страны «от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани».

Как и наши благочестивые предки, мы верим, «что под Покровом Всемилостивой Царицы Небесной Господь оградит народ наш от всякого зла и тяжких обстояний и исполнит его духовными силами. И мы едиными усты и единым сердцем умильно взываем: «Аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны». (Смоленские епархиальные ведомости, 2002, № 1)



Приложение 5.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...