Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Патриотическая деятельность духовенства и мирян Смоленской епархии




Разработка урока

По курсу

«История православной культуры земли Смоленской»

Тема: «Смоленская епархия во время Отечественной войны 1812 года»

 

 

Творческая группа учителей истории православной культуры земли Смоленской:

Иванова И.Н., Димитровская основная школа,

Киритенкова С.С., МОУ СОШ №8, г. Вязьма,

Клименко Т.А., Холмовская школа №1 Демидовского района,

Тихонова Л.В., МОУ СОШ №7, г. Вязьма,

Хохленко А.В., МОУ СОШ №15 г. Смоленска

 

Смоленск

2011


Тема урока:

«Смоленская епархия в 1812 году».

Цель:

Знакомство с событиями, происходившими на Смоленщине и в жизни Смоленской епархии, в период войны 1812 года.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по теме «Смоленская епархия в XVIII веке».

2. Напомнить обучающимся основные события Отечественной войны 1812 года, отраженные в литературных и исторических источниках, их причины и значение.

3. Показать роль Православной церкви и ее служителей в борьбе против французского нашествия на Смоленщине.

4. Развивать у обучающихся навыки работы с дополнительной литературой, логического мышления, смыслового запоминания, умения формулировать выводы.

5. Воспитывать патриотизм, чувство любви к Родине, ближним, к высоким идеалам православия, потребности в духовном росте.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Основные понятия: Престол, ризы, антиминсы, лазарет, оккупанты, мародеры.

Оборудование: мяч, карточки с вопросами для закрепления предыдущих тем и с вопросами для рабочих групп, аудиоаппаратура, аудиозаписи, мультимедийное оборудование.

Зрительный ряд: карта Отечественная война 1812 г.: вторжение Наполеона, иконы, презентация учителя, задания и раздаточный материал для работы групп обучающихся.




Ход урока

Организационный момент.

 

Приветствие учеников. Возвращение к пройденному материалу: обозначение пройденной темы и ее основных понятий. Первые три парты освобождаются для блиц-опроса по трем предыдущим темам (примерные вопросы к предыдущей теме в приложении 1). Ученикам раздаются карточки с вопросами. На ответы по карточке дается 5 минут. В это время другие учащиеся класса участвует в игре.

Для повторения материала и активизации познавательной деятельности учеников используется игра «Что? Где? Когда? И почему?».

Ученики перебрасывают друг другу мяч. При этом первый называет событие, произошедшее в XVIII веке и оказавшее влияние на духовную жизнь смолян. Второй продолжает, указывая место этого события. Третий называет даты, а четвертый – благодаря кому и каким событиям это произошло. В конце каждого урока составляется обобщающая таблица, в которую дети могут подглядывать во время «перестрелки» вопросами.

Например, I. (1) развитие духовного образования – (2) основание Духовной семинарии в Смоленске - (3) 15 марта 1728 года – (4) епископ Гедеон славился своей просвещенностью и уделял много внимания вопросам духовного образования.

II. (1) развитие старчества – (2) Рославльские леса, район села Екимовичи – (3) с середины XVIII века – (4) реформы Петра I, направленные на отделение Церкви от государства, поиск «чистоты» церковной мысли и жизни.

III. (1) секуляризация культуры – (2) Российское государство – (3) начиная с 1698 года (последний бунт стрельцов - (4) расположенность Петра к европейской культуре и образованию, борьба с суеверием «образование вредит благочестию, чем больше человек учится, тем меньше он думает о Боге».

 

Мотивация.

Эпиграф (высвечивается на экране).

Звучит фрагмент записи: П. И. Чайковский.

1812 год. Торжественная увертюра.

Размышлениенад словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«…мы живем в совершенно особом историческом и культурном контексте. Сами стены Смоленска, собор, холмы – все связано с историей, ее героическими страницами. Сама атмосфера города и области положительно влияет на человека и формирует лучшие его качества. Здесь есть все предпосылки к тому, чтобы многое сделать для духовного возрождения общества1».

Смоленск - город, земля которого полита кровью защитников своего Отечества. Какие бы полчища зла ни подступали к западным рубежам нашего государства, во все времена им преграждался путь вглубь страны у стен нашего города.

Изучение нового материала.

Целеполагание. Указание на новые понятия урока (Толковый словарь Д.Н. Ушакова), сообщение темы, цели и задач урока.

Престол - 1. Трон монарха (преимущественно как символ его власти).

Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце. Пушкин. Взойти на п. (стать монархом). Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Наследник престола (лицо, к к-рому переходит власть монарха по наследству). Престол мой шатается. А. К. Толстой (т. е. власть колеблется). Покинутый своими войсками, царь должен был сдаться: он подписал отречение от престола и за себя и за своего сына. Ленин.

2. В церкви — столик в алтаре, против царских врат (церк.).

Ризы - ризы, ж. (церк.-слав. - одежда).

1. Верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.

Богатое, украшенное золотом, обычно царское, одеяние (истор.). На царе были бармы и отцовские... золотые ризы. А.Н. Толстой.

2. Оклад, металлическая накладка на иконах на тех местах, где изображена одежда (церк.).

3. Платье, одеяние (устар., преимущ. в поэт. образной речи).

Ризу влажную мою сушу на солнце под скалою. Пушкин. И снегом сыпучим одета, как ризой, она. Лермонтов (о сосне). До положения риз (напиться, Напоить и т. п.; разг. шутл.) - 1) опьянеть до бесчувствия (букв. до того, что снял одежды - намек на библейский рассказ о Ное, к-рый, опьянев, обнажился). Напоить Титыча до положения риз. Мельников-Печерский. 2) перен. очень, чрезвычайно, совершенно. Сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления. Тургенев. разодрать на себе ризы - впасть в крайнее отчаяние, выразить огорчение (по библейскому выражению, возникшему от древне-еврейского обычая раздирать на себе одежду в знак горя). Порфирий Владимирович готов был ризы на себе разодрать. Салтыков-Щедрин.

Антиминс – (от греч. anti - вместо и латин. mensa - стол, буквально вместопрестолие) (церк.). Изображение на материи погребения Христа - необходимый предмет для совершения евхаристии.

Лазарет – (ит. lazzaretto).

1. Небольшая больница при войсковой части.

Полковой лазарет. Походный лазарет. Лечь в лазарет.

2. Больница при каком-нибудь общежитии (устар.).

Первоначально, в средние века название больниц для бедных, больных проказой, по имени Лазаря, прокаженного нищего в евангельской притче.

Мародер – франц. – солдат грабитель, самовольно отлучившийся для грабежа.

Оккупант – тот, кто производит оккупацию, участвует в оккупации (занятии чужой территории военной силой).

 

Для лучшего понимания сегодняшнего материала нам понадобятся знания по истории России, истории и литературы Смоленщины, истории православной культуры земли Смоленской, а также ваши впечатления от музыкальных произведений и экскурсий по памятным местам 1812 года.

Как вы помните, XIX век начинается множеством испытаний для России:

þ смена власти, а значит, и государственной политики – в 1801 году на московский престол после убийства Павла I всходит его сын Александр I,

þ чередой войн за выход к средиземноморскому побережью (русско-персидская 1804 – 1813 гг., русско-турецкая 1806 – 1812гг.),

þ финская война 1808 – 1809 гг. между русскими и шведами.



Причины и начало войны.

Русский поход 1812 года должен был завершить завоевания Наполеона в Европе. «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее», - сказал он после заключения Тильзитского мира в 1807 году. Пять лет Наполеон готовился к борьбе с Россией и приложил немало усилий к тому, чтобы принудить Турцию и Иран продолжать войну с русскими. Он сделал все возможное, чтобы заставить Швецию продолжить борьбу против России и сделать союзниками Пруссию (20-тысячная армия) и Австрию (30-тысячная армия).

Однако к началу войны Россия смогла разрешить ряд трудных военно-дипломатических задач: капитуляция войск Турции и перевес сил в войне с Ираном, обезопасив свои южные границы; заключило со Швецией после финской войны союз против Наполеона. На стороне России была и Англия, война с которой, начавшись в 1807 году, также завершилась. Был подписан союзный пакт с Испанией, которая с 1808 года боролась с наполеоновской оккупацией. Испания сковывала почти 300-тысячную армию французов.

Блестящие победы Наполеона связаны с тем, что он выдвинул новую систему ведения войны. Он сосредотачивал огромные силы и наносил своему врагу решающий удар. В соответствии с планом Наполеон сосредоточил на западной русской границе три мощные группы (по карте[1]). Таким образом, в Россию вторглась армия в 444 тысяч человек. В их распоряжении находилось 1200 орудий. И Наполеон был совершенно уверен в своей победе.

12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона вторглась в Россию.

Однако его тактике была противопоставлена другая тактика: на месте предполагаемого удара оставлялся небольшой отряд, а основные войска отходили для воссоединения с другими частями русской армии. Удар приходился по пустому месту. Такие маневры по изматыванию армии противника проводились до самого Смоленска.

Численное превосходство неприятеля почти в три раза ставило вопрос о срочном пополнении армии. Но в России не было всеобщей воинской повинности. Армия комплектовалась путем рекрутских наборов. И Александр I решился на необычный шаг: он издал манифест с призывом создавать народное ополчение.

Смоленское сражение.

Там земля окрещена,

Кровь на ней была святая;

Там Престол и Русь спасая,

Войско целое легло,

И Престол и Русь спасло.

   В.А. Жуковский

Война приближалась к смоленской земле, и всякому, кто в те дни по ней проезжал, бросался в глаза опустелый вид сел и деревень. Не было видно ни людей, ни животных.

Первая русская армия под командованием генерала Барклая де Толли и вторая под командованием генерала Багратиона нарушили стратегический план Наполеона разгромить их поодиночке. У города Красный 2/15 августа 27-ая пехотная дивизия под командованием генерала Неверовского задержала продвижение к Смоленску авангардных сил французской армии.

А в это время пятнадцатитысячный пехотный корпус генерала Н. Н. Раевского подошёл к Смоленску. Отступившая после ожесточенного столкновения под Красным дивизия генерала Неверовского, соединяясь с корпусом генерала Раевского, тоже приготовилась к обороне города. Силы противников были примерно равны: с французской стороны – 135 тысяч человек при 587 орудиях, с русской – 130 тысяч при 624 орудиях.

О военных действиях 5 августа вспоминает русский офицер Ф.Н. Глинка: «Русские не отступали ни на шаг, дрались, как львы. Французы… в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы... Наконец, утомлённый ратоборством наших, Наполеон приказал жечь город, который никак не мог взять грудью. Злодеи тотчас исполнили приказ изверга. Тучи бомб, гранат, чиненых ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви… и всё, что может гореть, запылало!..»

Беспредельную храбрость наших солдат и офицеров вынуждены были признать даже враги. Под стенами Смоленска в сражении французская армия потеряла более 20 тысяч человек. Русское командование сумело сохранить главные силы армии для предстоящего генерального сражения. Французам не удалось ни окружить русскую армию, ни отрезать ей путь к Москве. 6 августа русская армия оставила Смоленск. Город покинули почти все жители.

Именно в этот период происходит новый виток духовного возрождения. «Нашествие двунадесяти языков» во время Отечественной войны 1812 года вызвало проявление нравственной мощи русского народа, его патриотизма. Ярким примером может служить оборона Смоленска.

Особая тема в истории Смоленска - война 1812 года. Славная победа русских над французами напоминает о себе памятниками, названиями улиц. Активизирующий вопрос: Назовите памятники и улицы нашего города, связанные с Отечественной войной 1812 года.  

Варианты из презентации: памятник героям 1812 года на ул. Дзержинского, памятник М.И. Кутузову на ул. Б. Советская, памятник защитникам Смоленска 4 – 5 августа 1812 года в Лопатинском саду, дом Энгельгардта (здание ЗАГС), Чертов ров за башней Веселуха, где отряд казаков чуть не взял в плен Наполеона (ул. Соболева, ориентир – здание Горводоканала).

Патриотическая деятельность духовенства и мирян Смоленской епархии










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...