Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В годы Отечественной войны 1812 года.




 


Звучит фрагмент записи: П. И. Чайковский. 1812 год. Торжественная увертюра. На его фоне звучит стихотворение.


Среди скорбей, среди невзгод Всегда я помню мой народ… Не тот народ, что ближним мстит, Громит, кощунствует, хулит, Сквернит святыни, нагло лжёт, Льёт кровь, насилует и жжёт… Но тот народ, святой народ, Что крест безропотно несёт, В душе печаль свою таит, Скорбит, страдает и молчит… Народ, которого уста Взывают к милости Христа. И шепчет с крестного пути: «Помилуй, Господи, прости»   Сергей Бехтеев, «Мой народ», 1937г.


Рассказ о тех героических днях, когда Смоленск стал полем битвы и попал под власть Наполеона, будет неполным без рассказа о прославленном смоленском пастыре Никифоре Мурзакевиче.

Замечательный церковный писатель, переводчик, историк и богослов Никифор Мурзакевич совершил жертвенный подвиг священника во время штурма города и во время оккупации города французами. 4,5 августа он ходил вместе с сыном по крепостной стене, ободрял и благословлял солдат, исповедовал и причащал раненых, отпевал убитых. Даже в самые трудные времена он продолжал пастырское служение. Во время оккупации города французами он идет с некоторыми гражданами к зятю Наполеона, Иоахиму Мюрату, просить не разорять Успенский собор. Благодаря его бесстрашию произошло спасение от разграбления церковной утвари Успенского собора и других церквей. Его называют «первым смоленским историком». О жизни и деятельности духовенства и мирян Смоленской епархии лучше всего расскажут нам 33 странички дневника Н.А. Мурзакевича. Зачитываются выдержки из дневника (Приложение 2).

Никифор Адрианович                     Могила Н.А. Мурзакевича

Мурзакевич

Чтобы поднять дух защитников Отечества, рано утром 4 августа из Успенского кафедрального собора была взята чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия», принесенная в Смоленск Владимиром Мономахом. Тридцать верст до села Цуриково она была несена духовенством в сопровождении многочисленного народа, покинувшего город, и, принятая Преосвященным Смоленским архиепископом Иринеем, отправилась искать убежища там же, где и прежде она находилась во времена неприятельских нашествий, - сначала в Москву, а потом - в Ярославль. Это путешествие, несмотря на опасность со стороны врагов, везде сопровождалось настоящим торжеством. Не было города, местечка, где усердные жители не просили бы архипастыря остановиться с иконою для молебствия в её честь.

Зрительный ряд: иллюстрация иконы Божией Матери Смоленской «Одигитрии».

Звучит фрагмент духовного песнопения «Взбранной Воеводе Победительная».

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

в Отечественной войне 1812 года (Приложение 4).

Вторая чудотворная икона Смоленской Божией Матери «Одигитрии» Надвратная, подаренная смолянам Борисом Годуновым в 1602 году, была вынесена из города артиллеристской ротой капитана Глухова и с тех пор неотлучно находилась среди войск 3-й гренадерской дивизии до освобождения города от французов. Перед этой иконой служились молебны перед сражениями.

Зрительный ряд: иллюстрация иконы.

Звучит фрагмент духовного песнопения: Чесноков. «Мати Божия» из хорового цикла «Во дни брани».

Сущность русского человека во все времена заключалась в служении Отечеству верой и правдой. И, конечно же, в этом ему помогала молитва. Русский офицер Любенков вспоминал: «С каким умилением наблюдал я действие священного обряда на души воинов; страшные врагу усачи наши склонялись к земле и благоговейно испрашивали благодати у Творца. Самое это благословение укрепляло всех теплой верой… Молитва для русского есть уже половина победы».

 

Наполеон, въехавший в разрушенный Смоленск на белом коне через Никольские ворота, был поражён его безлюдьем. Он остановился в губернаторском доме возле Блоньи (в этом здании сейчас расположена художественная школа). Зять Наполеона, король Иоахим Мюрат занял каменные 2-х этажные архиерейские покои (сохранившиеся до наших дней на Соборной горе). «Город представлял из себя огромный костёр, покрытый трупами и ранеными. Пожар уничтожил половину города».

Наполеон оставался в Смоленске всего 6 дней. 12 августа французы вслед за русской армией двинулись на Москву, навстречу своему поражению и гибели. Смоленск остался в неприятельском тылу. Оккупация Смоленска длилась 3 месяца – с 6 августа по 5 ноября. В этот период в городе насчитывалось, по свидетельству смоленских историков В. Вороновского и В. Грачёва, всего около тысячи жителей. В первые дни после вступления французов в город многие из жителей продолжали укрываться в Успенском соборе, в котором они нашли себе убежище вечером 5 августа во время штурма и бомбардировок. В соборе спасались и горожане, бежавшие из своих домов «от грабежа и побоев французских». «Около собора жители варили себе пищу; за недостатком хлеба многие пекли яблоки, в то лето в изобилии родившиеся», - описывалось во 2-ом выпуске «Смоленской старины».

«Неаполитанский король первым из французов вошёл в собор со свитою и собаками; все в шляпах и киверах. Солдаты их, взобравшись на колокольню соборную, чудясь величине колоколов от 500 до 1000 пудов, потешаясь безобразно во оные звонили, как бы в набат». Иоахим Мюрат первым из французов зашел в собор со своей свитой, все в киверах, с собаками. Не дойдя до середины храма Иоахим Мюрат остановился; его поразило и устрашило величие нашего храма; он обнажает голову, приказывает поставить караульного солдата, который в храм пускал только офицеров. Это было чудо, ниспосланное Богом за усердные молитвы и радение о святынях.

После осмотра собора, поражаясь его величию и красоте, король Мюрат приказал поставить у входа в собор караульного солдата. Таким образом Свято-Успенский кафедральный собор не был разорён и осквернён завоевателями. Это было чудо, так как разорение храмов и монастырей во время войны 1812 года являлось обычным делом для французов.

Итак, безбожная «просвещенная» французская армия занимает Смоленск. 13 августа жителям Смоленска было велено разойтись по домам и заниматься своими обычными делами… «Со стороны французского начальства была обещана возможная справедливость и защита». Однако горожане, покинув своё временное убежище, «немало терпели от насилий и произвола французского гарнизона».

28-го октября в город рано утром въехал Наполеон, без пышных встреч и торжеств. Город опять наполнился французской армией. Но как мало походила теперь она на ту, которая вступала в город Смоленск в августе! «… солдаты закутаны иные в шубы мужские и женские, иные… в шерстяные и шелковые материи, головы и ноги обёрнуты платками и тряпками. Лица черные, закоптелые, глаза красные, впалые, словом, нет в них и подобия солдат, а более похожи на людей, убежавших из сумасшедшего дома…» - писал из Смоленска в эти дни французский офицер Понбюск.

«В город велено было пускать одну гвардию, а остальные силою врывались в Днепровские ворота, и пехотная рота, поставленная у ворот, не могла удержать их; даже несколько человек было застрелено». Это свидетельствовало о полном развале французской армии.

Попытка дать войскам отдых в полуразрушенном Смоленске не удалась. На город Красный двигались главные силы Кутузова. Боясь быть отрезанным с запада, Наполеон оставил Смоленск, но, покидая его, приказал поджечь уцелевшие здания и взорвать Смоленский кремль. После изгнания неприятеля в городе осталось не более 600 человек. Даже спустя несколько лет число жителей едва превышало половину довоенного. Глубокие следы разрушения Смоленск сохранял несколько десятилетий.

2 ноября 1812 года Наполеон с гвардией покидает Смоленск.

4 ноября последние отряды французов спешно выходят из города, оставив много больных и раненых. «Выявляя злобу, взорвали 8 башен, в нескольких местах устроили поджог, в результате чего сгорел Магистрат с архивом, выгорели многие дворы».

5 ноября майор 20-го егерского полка Горихвост занял в 7-м часу город и успел предотвратить взрыв ещё 8 башен.

     Смоленск освобождён от неприятеля, но городу предстояло встать из руин и пепла.





Партизанское движение.

В Смоленске царь встретился с местным дворянством, которое просило о разрешении вооружиться самому и вооружить крестьян в числе 20 тысяч человек. Одобрив это ходатайство, Александр обратился к смоленскому епископу Иринею с рескриптом (указом), в котором возлагал на него долг ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут, не давали врагам пристанища и наносили им “великий вред и ужас”.

Этот рескрипт узаконил партизанскую войну. Но крестьяне, покинувшие свои жилища и ушедшие в лес, часто ничего не знали о нем. В августе на смоленской земле уже действовали первые партизанские отряды. Оставляя заслоны против фланговых ударов, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами, “Великая армия” становилась все меньше. К Смоленску под водительством Наполеона подошло только 200 тысяч человек.

Большая роль отводилась городу в плане контрнаступления М. И. Кутузова. Смоленская губерния с самого начала войны была охвачена партизанским движением, и для великого русского полководца было важно заставить Наполеона отступить по Старой Смоленской дороге, чтобы общими усилиями регулярной армии и партизан бить врага по частям. Михаил Илларионович Кутузов точно осуществил свой план. Выведя из Москвы около 107 тысяч солдат и офицеров с 533 орудиями, в Смоленск Наполеон привел только 42 тысячи человек.

Смоленские партизаны постоянно нападали на французов и отбивали обозы с награбленным в Москве добром. С одним из таких обозов была отбита «Плащаница» из Успенского собора Московского Кремля. Эта плащаница была вышита в мастерских Ефросинии Старецкой, родной тётки Иоанна Грозного в 1561 году, и с 1812 года находится в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе.

Пункты 3.5 – 3.7 даются обзорно по презентации.

 

Работа в группах

Класс делится на группы.

 

Задание для группы 1:

Прочитав документ (Приложение 3), ответьте на вопросы: Какие последствия имело вторжение французских войск в 1812 году для Смоленской земли? Как защищали свои святыни православные русские люди?

Задание для группы 2:

Работа с отрывком из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события: «В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне… », «всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска». И здесь же автор передает ощущение бесчеловечности войны, которая несет разорение и смерть. И в этих условиях проявляется скрытая теплота и патриотизм русских людей.

Ответьте на вопросы: (1) Как простой народ реагирует на происходящее? 2) Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.

 

Задание для групп 3, 4, 5

Вспомним, благодаря кому и почему не был разорен Успенский кафедральный собор в Смоленске. Поработав с документами, попробуем ответить на вопрос: в чём заключался смысл жизни для Н. Музакевича?

3. Составьте краткую биографию священника Н.А. Мурзакевича по представленному документу (приложение 5.1).

4. Составьте краткую биографию священника Н.А. Мурзакевича по представленному документу (приложение 5.2).

5. Составьте краткую биографию священника Н.А. Мурзакевича по представленному документу (приложение 5.3).

 

Задание для группы 6:

 

Прочитайте свидетельство итальянского офицера Чезаре Ложье, который проходил через Смоленск на другой день после взятия города французами.

В своих воспоминаниях он пишет: “Единственными свидетелями нашего вступления в опустошенный Смоленск являются дымящиеся развалины домов и лежащие вперемежку трупы своих и врагов, которых засыпают в общей яме. В особенно мрачном и ужасном виде предстала перед нами внутренняя часть этого несчастного города. Ни разу с самого начала военных действий мы еще не видели таких картин: мы ими глубоко потрясены. При звуках военной музыки, с гордым и в то же время нахмуренным видом проходили мы среди этих развалин, где валяются только несчастные русские раненые, покрытые кровью и грязью... Сколько людей сгорело и задохлось!.. Я видел повозки, наполненные оторванными частями тел. Их везли зарывать... На порогах еще уцелевших домов ждут группы раненых, умоляя о помощи... На улицах встречаем в живых только французских и союзных солдат... Они отправляются шарить по улицам, надеясь отыскать что-нибудь пощаженное огнем. Потушенный теперь пожар истребил половину зданий: базар, магазины, большую часть домов... И вот среди этих груд пепла и трупов мы готовимся провести ночь с 19-го на 20-е”. В соборе лежали вповалку мертвые, умирающие, раненые, здоровые, мужчины, старики, женщины, дети. “Целые семьи, покрытые лохмотьями, с выражающими ужас лицами, в слезах, изнуренные, слабые, голодные, сжались на плитах вокруг алтарей... Все дрожали при нашем приближении...”. Даже привыкшие за 16 лет наполеоновской эпопеи ко всевозможным ужасам солдаты были подавлены этими смоленскими картинами.

Ответьте на вопросы: Что помогло русским людям в те страшные дни не пасть духом? Как защищали свои святыни православные русские люди?

 

Ответы учащихся (примерные):

- В те страшные дни русским людям помогала любовь к «отеческим гробам», святыням, которые они защищали.

- В этом помогал народу дух соборности, жертвенной любви, единения, божественной праведности, братства.

- Русские воины понимали, что если они погибнут в бою, то за мужество и преданность Богу и Отечеству, Бог примет их в райскую обитель.

- Люди уповали на помощь Божию, покров Божией Матери.

- Наполеон завладел территорией, но не душами людей.

 

Задание для группы 7:

Работа с отрывком повести Н.И. Рыленкова «На старой смоленской дороге» (глава 14 - 17 с.120 – 139) и картами (приложение 6) нарисуйте на карте исторического центра Смоленска взятие города наполеоновской армией.

 

Задание для группы 8

Решите кроссворд (приложение 7).

 

Итог урока

Составление таблицы «Что? Где? Когда? Почему?» по презентации с добавлением основных вех духовной жизни смолян.

25 декабря в день Рождества Христова было объявлено об окончании Отечественной войны, в полном свете выставившей исконные русские силы – неразрывную связь Престола Божия и народа, крепкое радение русских о своей земле. Русские понимали, что на их родную землю пришла не просто армия неприятеля – хлынули силы хаоса и разлада, несущие смерть и разрушение, гибель всему, чем богата живая человеческая жизнь: началам любви, сострадания, добра. Налицо было столкновение 2-х противоположных духовных начал, сопричастных одно – свету, другое – тьме, непримиримые, вечно враждующие, арена битвы для которых и сердце человеческое, и весь мир сошёлся в смертельной схватке.

Русские люди шли в бой, глубоко в душе понимая своё высокое предназначение. Ждали битвы, как ждут наступления праздника: надевали чистые рубахи, исповедовались. Это и в самом деле был праздник, не карнавал, не фейерверк, а строгий праздник и торжественный, праздник обретения Родины, приобщение к её исторической судьбе. Само отношение к смерти стало иным, чем это бывает в обыкновенной жизни. Возможная гибель в бою представлялась не исчезновением, а только благодатным переходом в лучший из миров, и с честью выполняли свой долг.

Во всем ходе войны современниками ясно видна была рука Божия. По окончании войны была отчеканена медаль с великими словами: «Не нам, не нам, а имени Твоему».

Выставление оценок

Домашнее задание

1. Составить рассказ - презентацию о миссионерской деятельности святого равноапостольного Николая, архиепископа Токийского и всея Японии (индивидуальное задание);

2. Решить или составить свой кроссворд для закрепления материала, пройденного на уроке.

 

Рефлексия.

Высказывание учащимися своего отношения к теме урока, ее актуальности.

 

 



Приложение 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...