Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции философии науки.




Основные понятия:позитивизм,эмпириокритицизм, логический позитивизм, постпозитивизм, кумулятивизм, принцип эмпиризма, протокольные предложения, верификация, фальсификация, научно-исследовательская программа, научная революция, парадигма, методологический анархизм, принцип пролиферации, принцип контриндукции.

В философии науки, несмотря на относительно молодой возраст, существует множество концепций и учений. Для удобства эти концепции рассматривают по этапам:

Ø классический позитивизм,

Ø эмпириокритицизм,

Ø неопозитивизм,

Ø постпозитивизм.

Первые три этапа имеют сходные идеи.

Общие программные требование позитивизма:
1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.
2. Абсолютизация каузальности, причинности (каузальные законы распространяются не только на природу, но и на общество).

3. Видение теории развития общества (социологии) как своеобразной социальной физики, претендующей на статус точной науки (науке о естественных фактах человеческих отношений).
4. Признание неизменности прогресса как продукта человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки и научной рациональности.

Этапы позитивизма:

1) Классический позитивизм(30-е гг. XIX – конец XIX века). Представители первого (классического позитивизма): Дж. С. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Гершель.




Предпосылки и причины появления позитивизма.

Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы деятельности - не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что позитивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевают умами людей, престиж ученых повышается, наука превращается в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в производстве, отчего преображается весь мир, меняется образ жизни. Прогресс становится очевидным и необратимым.

Позитивизм возникает как реакция на невозможность однозначного прояснения проблемы оснований научного знания в контексте классической метафизики (философии). Именно это определяет критический настрой позитивизма в отношении метафизики и требование строить философское исследование по образцу конкретно научного и в ориентации на решение научных задач. Итак, исторические условия развития позитивизма на протяжении четырех основных этапов — успехи научной деятельности и кризис оснований научного знания. Термин «позитивизм» достаточно многозначен, и может использоваться как характеристика практически ориентированного, определенного в своих границах знания, использующего эмпирические методы исследования и не претендующего на абсолютную истинность результатов.

Задачи позитивизма:

1) привести научно-познавательную и философскую деятельность в соответствие с определенным методологическим идеалом;

2) освободить познание от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

3) упразднить всю прежнюю традиционную философию как доктринерски-догматическую, метафизическую, направленную на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, заменить философию либо непосредственно специальными науками (в первом позитивизме), либо обзором системы знаний, учением о языке науки (в неопозитивизме);

4) отказ от крайностей материализма и идеализма и признание третьего пути;

5) осуществить классификацию и стандартизацию научной деятельности;

6) критически оценить процедуры и предпосылки научной деятельности;

7)осмыслить революционные преобразования в науке.

  Основные идеи классического позитивизма:

1. Задача философии состоит не в абстрактном теоретизировании, не в исследовании метафизических проблем (о ненаблюдаемых сущностях), а в получении «позитивного» (основанного на эмпирическом описании фактов) знания. Поэтому образцом для философии должны служить конкретные, прежде всего естественные («позитивные») науки. Принципиального различия между философией и наукой не должно быть: различия лишь в степени общности и конкретности философских и научных обобщений.

2. Основным критерием демаркации (разграничения метафизических и научных знаний) выступает принцип эмпиризма. Только такое знание, которое получено путем эмпирического исследования, представляет ценность для науки и должно вызывать ее интерес.

3. Логика и основания развития науки заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы истории. При этом все развитие науки осуществлялось кумулятивным способом, т.е. посредством постепенного приращения нового знания без видимых скачков (революций) в развитии науки.

4. В качестве метанауки по отношению к наукам философия имеет цель:

Ø Нахождение методов, обеспечивающих открытие законов и явлений.

Ø Разработку принципов систематизации знаний.

5. Рассмотрение закона как устойчивого отношения явлений, особый упор на индуктивные методы исследования.

6. Первый (классический) позитивизм наметил ряд подходов к проблеме координации и классификации наук:

o Последовательность возникновения наук.

o Принцип простоты и общности.

Итак, достижения первого позитивизма - ориентация на проведение четкой классификации наук, идея о том, что во всем властвует закон, акцент на ведущую и основополагающую роль наблюдения и выявление описания и предсказания как процедур, составляющих цель науки.

2) Эмпириокритицизм (первая треть XX в.).

Представители:Ж. А. Пуанкаре (французский математик), Э. Мах (австрийский физик) и Р. Авенариус (биолог, психолог).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...