Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этап дифференциации науки в 15-18 вв. (аналитическое расчленение знаний на обособленные отрасли).




Этот этапсовпадает с классическим этапом науки.

Особенности этого этапа: непрерывная дифференциация наук; явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими; акцентирование внимания на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

Классификация наук Френсиса Бэкона.В основании этой классификации лег принцип субъективизма, учитывающий человеческие способности (память, воображение, рассудок). Ф. Бэкон предпринял «Великое восстановление наук», классифицировав науки на 3 группы:

1. История как описание фактов, в том числе естественная и гражданская история. Этой группе наук соответствует память как способность человека.

2. Поэзия, литература, искусство вообще. Этой группе наук соответствует воображение как способность человека.

3. Теоретические науки или философия в широком смысле слова. Этой группе наук соответствует рассудок как способность человека.

Науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).

Начиная с Бэкона, науки начали классифицироваться в естественнонаучном ключе, разделяясь по разделам (природа, общество, мышление – французские энциклопедисты), по степени одушевленности тел (Т. Гоббс) и пр.

Классификация наук Г. Гегеля:положил в основу классификации принцип развития и иерархии форм знания (диалектико-идеалистический принцип).Строится по принципу развертывания и самопознания Абсолютной идеи (по-другому – Мирового Разума - изначальной идеальной саморазвивающейся субстанции).

Этапы развития Абсолютной идеи:

1. Этап логики. На этом этапе Мировая идея как бы свернута в логические, абстрактные формы. Этому этапу соответствуют науки: диалектика и теория познания.

2. Этап природы. На этом этапе Мировой Разум разворачивает себя и погружает в конечные формы природы, обретает конкретное содержание. Этому этапу соответствуют науки: механика, физика, естественные науки.

3. Этап духа. На этом этапе Мировой Разум самопознает себя в формах понятий. Этому этапу соответствуют науки: антропология, психология, философия.

Гегель дал классификацию на основе своей системы объективного идеализма. При всем своем схематизме и искусственности эта классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Классификация наук Огюста Конта:позитивистская версия классификации. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. Он стал классифицировать науки по убывающей простоте и сложности: математика (включая механику) – астрономия – физика – химия – физиология (включая психологию) – социология.

Для удобства Конт предложил «сжать» все науки в три группы:

1. Начальная: математико-астрономические.

2. Промежуточная: физико-химические.

3. Конечная: биолого-социологические.

Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носила статический характер, недооценивает идею развития.

Классификация науки Фр. Энгельса:им были выработаны новые принципы, сочетающие два момента – объективный материалистический подход и принцип субординации (принцип развития материи в сторону ее усложнения).Дает классификацию в соответствии с формами движения материи:

1. Механика (механическая форма движения).

2. Физика (физическая форма движения).

3. Химия (химическая форма движения).

4. Биология (биологическая форма движения).

5. Социология (социальная форма движения).

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день.

3) Начавшийся в 19 в. этап выделения социально-гуманитарных наук и этап интеграции, этап связывания науки в единую систему знаний.Этот этап совпадает с неклассическим и постеклассическим этапом науки.

Особенности этого этапа: появление социально-гуманитарных наук и возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. В современном естествознании уже нет ни одной науки "в рафинированном чистом виде" и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

Классификация наук Баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт):

Принцип классификации наук - различия между науками о природе (явления которой считались закономерными) и об обществе (истории, события которой представлялись хаосом случайностей).

Вильгельм Виндельбанд предлагал различать науки не по предмету, а по методу. Он делил научные дисциплины на:

1. Номотетические: ориентированы на установление общих законов, регулярности предметов и явлений. Номотетический метод направлен на выявление законов и применяется в естествознании.

2. Идеографические: направлены на изучение индивидуальных явлений и событий. Согласно различению природы и культуры, общие законы несоразмерны и несоотносимы с уникальным и единичным существованием, в котором всегда присутствует нечто невыразимое при помощи общих понятий. Поэтому в социально-гуманитарных науках применяется идеографический метод.

Принцип классификации наук неокантианцев дал мощный стимул для развития социально-гуманитарных наук и ее методологии.

Классификация наук В. И. Вернадского:науки различаются по степени их всеобщности.

1.Науки, объекты которых охватывают всю реальность (весь космос в целом: физика, астрономия, химия, математика).

2.Науки, объекты которых охватывают только Землю (биология, геология, гуманитарные науки).

Логика как наука, неразрывно связанная с человеческой мыслью, охватывает все науки.

Теория ноосфера Вернадского придала импульс для интеграции наук и формирования междисциплинарных исследований.

Классификация науки Б. Кедрова(отечественный философ науки середины 20 в.). Предложил объектную классификацию наук, основанную на:

Ø исторической последовательности их возникновения;

Ø на основании раскрытия взаимосвязи главных разделов научного знания: естествознания, общественных наук и философии.

На стыке главных наук, не входя целиком ни в один из основных разделов научного знания, располагались, в его представлении, технические науки (на стыке между естественными и социальными) и математика (пребывающая между естествознанием и философией). Между тремя главными разделами находится психология как самостоятельная наука, изучающая психическую деятельность человека с естественно-исторической и социальной сторон. Работа Б. М. Кедрова носила столь исчерпывающий и полный характер, что к этой тематике советские философы с 70-х гг. почти не обращалис.

Классификация наук (по Кедрову):

1. Философские науки: диалектика, логика.

2. Математические науки: математическая логика, математика, включая кибернетику.

3. Естественные и технические науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, физиология человека, антропология).

4. Социальные:

· История археология, этнография и пр.

· Науки о базисе и надстройке (политическая экономия, науки о государстве и праве, история искусств и искусствоведение).

· Языкознание.

· Психология

· Педагогика и пр.

Классификация современных наук:

1) По предмету:

Ø Естественные

Ø Социально-гуманитарные

Ø Науки о мышлении (логика, гносеология, эпистемология)

Ø Технические науки.

2) По своей «удаленности» от практики:

Ø Фундаментальные

Ø Прикладные.

Резюме: по поводу классификации наук дискуссия продолжается и сегодня, при этом господствующим является принцип дальнейшего дробления их по основаниям, прикладной роли и т.п. Принято считать, что наиболее плодотворным методом классификации является тот, который основан на различиях шести основных форм материи: субатомно-физической, химической, молекулярно-физической, геологической, биологической и социальной. На сегодняшний день наиболее удачна классификация естественных наук, слабо разработана классификация социально-гуманитарных наук. Классификация наук имеет большое значение для организации научно-исследовательской, учебно-педагогической и библиотечной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 559.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...