Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научное знание как система, его специфика.




Основные понятия:наука, научное знание, системность, методологическая рефлексия, объективность, обоснованность, доказательность, предметность, системность, верификация.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, развивающаяся, совершенствующаяся система знаний о мире, его свойствах и закономерностях развития. Можно дать и другое определение: наука – это особая, профессионально организованная деятельность в сфере познания, направленная на получение нового знания.

       Наука представляет собой сложную систему знания. Это ни в коем случае не произвольно составленное множество понятий, суждений, умозаключений, идей, законов, фактов и т.д. Это иерархически организованная целостность.

Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения фактов для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

       Определим основные черты науки как особого вида познавательной деятельности. Отметим только, что некоторые из них будут дополнительным образом проясняться при рассмотрении проблемы демаркации, то есть принципов отличия науки от других видов познания (см. § 3, Тема 1); другие получат содержательное наполнение при описании проблемы происхождения науки. Необходимо иметь в виду, что, во-первых, содержательные характеристики научной деятельности могут трансформироваться в ходе исторического развития науки, то есть имеют исторически конкретный характер и, во-вторых, иногда определение той или иной характеристики зависит от принятой за основание концепции происхождения науки.

       Основные характеристики научной деятельности:

1)Понятийно-языковая выраженность. Наука имеет свой особенный понятийно-категориальный аппарат, специализированный язык (включающий систему понятий, категорий данной науки и смежных наук, символов, формул), при помощи которого изучается мир. Научное понятие – строительный кирпичик науки, в нем содержатся основные характеристики и экспликации изучаемого объекта или явления. Отличие специализированного языка науки от языка повседневного общения – в большей строгости и однозначности применяемых в науке понятий.

2) Объективность –адекватное, истинное знание о соответствующем объекте (предмете). В классической науке объективность - независимость объекта от субъекта деятельности. Начиная с неклассической науки (c конца XIX века), данная характеристика определяется в контексте того или иного научно-исследовательского подхода, средств и методов наблюдения. В современной постнеклассической науке происходит включение субъективности (социокультурных ценностей, внерациональных факторов и пр.) в саму науку. Поэтому часто так понятая характеристика объективности дополняется вторым смыслом — общезначимостью или признанностью элементов научно исследовательских практик различными субъектами научной деятельности.

3) Предметно-методологическая определенность - в этой характеристике научной познавательной деятельности подчеркивается, что научное исследование всегда имеет дело с определенным предметом и методом (подходом) его исследования. Предмет – тот фрагмент, та сторона универсума, на который направлен познавательный интерес этой науки. Наука не может быть набором сведений обо всем понемногу. Так, например, химия очерчивает свой предмет, изучая химические вещества, их соединения и взаимодействия, биология основывается на изучении биологических систем и пр. На основании предметно-методологической определенности можно отличать один вид науки от другого, например, социально-гуманитарное знание от знания естественнонаучного. Необходимо отметить, что предметность научного знания проявляется на стадии дисциплинарно организованной науки (c конца XVIII века). Некоторые науки не могут строго определить свой предмет, история их развития – это незавершенный процесс предметного самоопределения (например, в социологии, различных науках о языке).

4) Системность (систематичность) – совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов. Всякая наука стремится описать и объяснить избранный ею предмет с единых позиций на основе строго сформулированных основоположений, принципов. Также она стремится к исключению противоречий между знаниями, достигнутыми ею, и знаниями, полученными «соседними» с нею науками. Наука не может строиться по принципу «на глазок»: она требует строгости, точности, определенности, которые достигаются за счет системного подхода к исследованию. К числу важнейших задач системности относятся:

Ø разработка средств представления исследуемых объектов как систем;

Ø построение обобщенных моделей системы;

Ø исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

К понятию системности примыкает такой признак науки, как когерентность, т.е. согласованность различных ее частей, отсутствие противоречий между компонентами.

5) Логическая последовательность, обоснованность, доказательность. Логическая последовательность заключается в соблюдении законов и правил логики, внутренней логической связности предложений науки, выводимости их из предпосылок. Без этого научные знания рассыпаются в нечто хаотическое. Научная обоснованность – это подведение достаточных оснований под научное суждение. Существуют эмпирические, теоретические, контекстуальные, абсолютные, сравнительные обоснования. Чрезвычайно важную роль в науке выполняет доказательность – логическое выведение суждений из других суждений, истинность которых считается установленной (из аксиом в частности).

6) Открытость критике и самокритике. Наука не терпит догматизма, закрытости, она открыта познающему субъекту и научному сообществу, имеет творческий характер. В этом ее принципиальное отличие от других форм познания (мифологического, религиозного, обыденного). Всякий принцип или закон науки, какую бы фундаментальную роль ни играл этот принцип, подлежит научной критике, уточнению исправлению, преодолению. Критика должна быть предметной и конструктивной. Она не должна служить достижению вненаучных целей (личному самоутверждению, выгоде и пр.). Научная критика должна подчиняться требованиям этики науки.

7) Умение предвидеть будущее с целью дальнейшего практического освоения действительности. Современной науке предъявляется требование не только объяснять или понимать, она должна давать прогнозы, на основании которых можно предотвращать различные природные, техно- антропо- и социогенные катастрофы, управлять природой, человеком, социумом, научно-техническим прогрессом.

8) Методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Данный признак стал одним из определяющих, начиная с неклассического этапа развития науки, когда произошло сближение субъекта и объекта познания, вызванное необходимостью описания средств и методов наблюдения при изучении нового рода объектов микромира (атомов, генов, клеток и пр.).

9) Воспроизводимость - возможность повторения результатов научного исследования при тех же условиях опыта, при прочих равных условиях. Необходимо понимать принципиальный, а не фактический смысл данной характеристики, поскольку в условиях ряда научных исследований, особенно в гуманитарном знании, непосредственно повторить результаты исследовании бывает порой не только проблематично, но и невозможно. Однако важным в этой характеристике является то, что научное знание понимается как воспроизводимое другими членами научного сообщества, а значит понятное им.

10) Подтверждаемость (верифицируемость) - проверка полученных теоретических знаний фактами, полученными с помощью наблюдений, экспериментов и измерений. Это один из основополагающих признаков науки, по которому отделяют научное знание от вненаучного. Однако всякая наука содержит знание гипотетическое, знание, которое может быть эмпирически подтверждено, верифицируемо лишь в будущем, а может быть и эмпирически опровергнуто. Также есть ряд наук, например, математических, где эмпирическое обоснование затруднительно.

Резюме: наука – это особая, профессионально организованная деятельность в сфере познания, направленная на получение нового знания. Основными ее чертами является: понятийно-языковая выраженность, объективность, предметно-методологическая определенность, системность, логическая последовательность, обоснованность, доказательность, открытость критике и самокритике, умение предвидеть будущее, методологическая рефлексия, воспроизводимость, подтверждаемость. Можно выделить и другие черты науки (специализированность, «экономность» научного знания, кумулятивность и пр.). Все характеристики науки как особой познавательной деятельности необходимо рассматривать в системе, так как только тогда они определяют действительно научный статус познания. Также надо учитывать, что, являясь феноменом культуры, наука претерпевает существенные изменения в своем развитии, а это означает, что трансформируются и некоторые ее черты (например, объективность).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...