Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Как сформулировать позицию автора
Проблема осмысления учащимися авторской позиции в произведении, напрямую соотносится с общим уровнем подготовки по литературе. Так, если обучаемый не нацелен на выявление авторской позиции и рассматривает художественный текст на предметно-событийном уровне, как воссозданную реальность, то он демонстрирует поверхностное понимание художественного текста и находится на самом низком уровне читательской компетенции. Осмысление авторской позиции и умение увидеть средства ее воплощения в художественном произведении представляют большую сложность для значительного количества обучаемых и являются своеобразным индикатором для разграничения базового и повышенного/высокого уровня подготовки школьников по литературе.
Следует помнить, что, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.
Позиция автора может быть выражена:
а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях);
б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы.
В публицистическом тексте, скорее всего авторская позиция будет обозначена прямо. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а также обратить внимание на некоторые особенности текста:
- если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно использовать следующую формулу:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …
- писатель используют «маску», говорят от имени героя-рассказчика, заставляют их говорить глупости, совершать неблаговидные поступки. Чаще всего в речи герое спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы эти действия персонажей, каковы их последствия, какова речь рассказчика. Комментарий в этом случае можно основывать на том, что представляет собой персонаж, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает абсурдно, нелогично, безнравственно, то, возможно, автор и добивался того, чтобы мы это поняли. Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком.
Важно собрать словарь лексики, характеризующей отношение автора к героям, событиям. Оно может быть:позитивным,негативным,ироничным,осуждающим,двояким,неоднозначным,скептическим,сочувствующим и др.
Грамотно организовать мысли в основной части сочинения вам помогут речевые клише, помещенные в таблице.
Таблица 10
аргументы
| Примеры
| Обращение к произведению
| Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)
обращается к теме…
Тема (верности и измены и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (смелости, героизма и трусости во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).
Проблема (целей и средств для их достижения и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и (имя писателя) в...(название произведения).
Идея (патриотизма, любви к Родине) выражена в стихотворении…(автор, название).
Мысль о необходимости (быть верным, неравнодушным и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним героя произведения… (автор, название).
Обратимся к роману… (автор, название).
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже
размышляет об этом.
| Комментарий, интерпретация произведения или фрагмента из него
| Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Он осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Достоевский утверждает…
В центре внимания писателя - ...
В основе произведения лежит конфликт между... ...
Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…
Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)…
Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…
Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…
| Промежуточный вывод
| Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Всё это убеждает нас в том…
| 2-ой литературный пример
| Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…
Давайте обратимся к ещё более убедительному примеру в произведении…
Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…
| Дополнения, добавочные замечания, рассуждения
| Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.
Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…
Интересно мнение критика (писателя, учёного)…
| Ввод новой мысли, связь абзацев
| Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…
Интересно заметить… Любопытно взглянуть…
Очень важно, что… Можно предположить, что…
|
Работа над заключением
Заключение должно составлять примерно одну шестую часть сочинения-рассуждения.
Типичные цели заключения:
- суммировать, обобщить сказанное
- подвести итоги размышления, сделать вывод;
- дать оценку сказанному;
- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
- повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные
аргументы;
- сделать прогноз каких-то событий или явлений;
- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;
- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть
ее актуальность. Рассмотрим несколько приемов написания заключения
на примере той же темы о нигилизме Евгения Базарова.
Таблица 11
Прием
| Пример
| Риторический вопрос
| Почему же Тургенев привел героя к такому концу? И означает ли он бесперспективность крайнего отрицания- нигилизма? (Далее могут следовать несколько предложений, уточняющих позицию автора романа и подводящих итог доказательной, основной части сочинения).
| Восклицание
| Сколько же мудрости, сколько света в финале романа! Как удивителен и многозначен последний пейзаж – картина сельского кладбища! (Далее может следовать рассуждение о философской проблематике романа, теме блудного сына, отцов и детей, преемственности поколений и пр.)
| Высказывание своего мнения, предположения
| Тургенев увидел появление нового типа сознания у человека. Он придумал Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей. Я думаю, у него это получилось не вполне. Сам писатель симпатизирует своему герою и заставляет задуматься о крайностях нигилистического сознания.
| Призыв к действию, совет, пожелание
| Будем помнить, что не нигилистическим отрицанием и разрушением традиционных ценностей, а созиданием торжествует и движется жизнь.
| Подведение итогов
| Таким образом, в романе Тургенева…
| «Ход в будущее»
(что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.)
| Жизнь всегда меняется, «преобразования необходимы», но что будет, если оно будет крайне революционным, сметающим все на своем пути. В том числе любимых старичков родителей…
| Яркие высказывания известных людей, пословицы и т.п.
| …у жизни есть один смысл – сама жизнь. Эрих Фромм
История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития. Эрих Фромм
Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни… что вся жизнь – это великая тайна. Альберт Швейцер
Настоящие писатели – совесть человечества. Людвиг Фейербах Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н.А. Бердяев
| Приведём примеры речевых клише, которые можно использовать при написании заключительной части сочинения.
Таблица 12
Выводы, выражение надежд, призыв
| Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к…
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
Мне думается, следует…
И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…
Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенные литературные примеры, личный опыт позволяют сделать вывод…
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…
Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть,
предположить), что…
Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…
В финале рассказа проясняется авторская идея…
Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)…
Вот почему… Как видим…
Становится ясным (понятным), как…
Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)…
| В заключение сформулируем несколько правил «сильного текста»:
|