Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Средства связи частей текста
Таблица 5
Средства связи частей текста
| Примеры
| Цель использования
| Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова
| Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем.
|
Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие
| Связочные предложения
| Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему…
| Слова, указывающие на причину
| Из-за, благодаря, по причине, в связи с…
| Объяснить причину появления чего-либо
| Обобщающие или резюмирующие слова
| Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому
| Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.
| Слова, используемые для сопоставления частей информации
| Так же, точно так, как; таким же образом.
Аналогичные поступки свойственны… Похожую ситуацию отмечаем…
| Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо
| Слова, используемые для противопоставления частей информации
| С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны.
В отличие от, по сравнению с. В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе и др.
| Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо
| Слова, дающие оценку степени достоверности информации
| Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения и др.
| Помогают понять позицию автора, степень его уверенности
| Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства)
| На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, к сожалению
| Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим
| Апелляция к читателям
| Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место
| Поясняющие слова
| То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря
| Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное
|
Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Рассмотрим типичные цели вступления:
- дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно)
- ввести в тему текста
- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст
- обосновать актуальность проблемы
- заинтересовать потенциального читателя
- подготовить к восприятию текста
- высказать свою точку зрения на проблему.
При написании вступления можно использовать приём так называемого «магнита».
«Магнит», иначе - зацепляющий крючок», нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов». Примеры будем приводить по теме «Как я понимаю нигилизм Евгения Базарова?».
Таблица 6
Прием
| Пример
| Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме)
| Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма?
Нигилизм – это отрицание всего или просто фронда?
| Интересные наблюдения
| Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше
| Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы
| Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией – никого не раздражать и не иметь …противников. В.Г. Белинский Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. В.Г. Белинский Если нет вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев Только влюбленный имеет право на звание человека. А. Блок
| Восклицание
| Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим все и вся!
| «Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь).
| Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. Да, он усвоил новый имидж уверенного и нахрапистого бизнесмена. А внутри-то онегинская русская хандра, безнадежная печоринская скука, отрицающий саму жизнь базаровский нигилизм.
| «Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста)
| Многие могут возразить: «Чушь! Новым русским некогда хандрить,они торопятся сорвать куш. Они дело делают».
Что ж. Обратимся к литературному примеру. Посмотрим, как у нового русского нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «прорастает» традиционное отношение к жизни, как сама жизнь побеждает его нигилизм.
| Обычно после «магнита» следует предложение (или два), которые помогают перейти собственно к предмету осмысления. В нашем случае это последнее предложение, выделенное в таблице курсивом.
Работая над вступлением погружайтесь в тему, толкуйте её, актуализируйте знания об основных понятиях, создайте интерес (проблемный вопрос, дерзкое предположение и проч., пробудите доверие, призовите к диалогу.Будьте искренними, но не вульгарными.
Речевые клише, которые можно использовать во вступительной части сочинения, можно представить в виде таблицы.
Таблица 7
Общие рассуждения для обоснования, вхождения в тему
| С давних времен человек размышлял о …
Каждый из нас сталкивался с …
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …
Как часто мы слышим о ...
Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.
(Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...
Автор ... призывает поразмышлять о…
Проблема, затронутая в формулировке темы, близка сегодняшнему читателю и напрямую связана с темой (верности и измены, равнодушия и ответственности… )
|
Задаём вопросы к теме
| Зададимся вопросом: почему....?
В чем же причина ...?
Задумаемся: должны ли мы...?
Невольно задаешься вопросом: зачем....?
Почему же нужно …?
Что же самое главное …?
Как мы должны относиться к ...?
|
Для перехода к основной части
| В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература.
Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ...
Замечательным примером, иллюстрирующим …
Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к …
Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим…
За примерами давайте обратимся к произведениям
художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение (ФИО автора), в котором…
Над проблемой (нравственного выбора, целей и средств для их достижения) мучительно размышляет главный герой романа ...
Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к...
Трудно остаться равнодушным после прочтения…, (по отношению к герою...)
Поступки героя... (сюжет рассказа)...заставляют задуматься о…
Именно такой взгляд на проблему (смелости и трусости) характерен для писателя...
|
Работа над основной частью
Основная часть сочинения не только большая его часть, но и место для исследования темы, которая задана пишущему. Как правило, тезис сформулирован во вступительной части. В основной же части сочинения нужно:
1. Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме.
2. Сформулировать позицию автора как основную мысль сочинения.
3. Сформулировать два аргумента-доказательства
4. Сопроводить каждое из доказательств комментарием на основе двух выбранных литературных произведений.
|