Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства связи частей текста




Таблица 5

Средства связи частей текста Примеры Цель использования
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем.

 

Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие

 

Связочные предложения Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему…
Слова, указывающие на причину Из-за, благодаря, по причине, в связи с… Объяснить причину появления чего-либо
Обобщающие или резюмирующие слова Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.
Слова, используемые для сопоставления частей информации Так же, точно так, как; таким же образом. Аналогичные поступки свойственны… Похожую ситуацию отмечаем… Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо
Слова, используемые для противопоставления частей информации С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны. В отличие от, по сравнению с. В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе и др. Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо
Слова, дающие оценку степени достоверности информации Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения и др. Помогают понять позицию автора, степень его уверенности
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства) На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, к сожалению

Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим

 

Апелляция к читателям Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место
Поясняющие слова То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное

Работа над вступлением

Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.

Рассмотрим типичные цели вступления:

- дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно)

- ввести в тему текста

- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст

- обосновать актуальность проблемы

- заинтересовать потенциального читателя

- подготовить к восприятию текста

- высказать свою точку зрения на проблему.

При написании вступления можно использовать приём так называемого «магнита».

«Магнит», иначе - зацепляющий крючок», нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов». Примеры будем приводить по теме «Как я понимаю нигилизм Евгения Базарова?».

Таблица 6

Прием Пример
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма? Нигилизм – это отрицание всего или просто фронда?
Интересные наблюдения Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше
Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией – никого не раздражать и не иметь …противников. В.Г. Белинский Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. В.Г. Белинский Если нет вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев Только влюбленный имеет право на звание человека. А. Блок
Восклицание Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим все и вся!
«Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь). Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. Да, он усвоил новый имидж уверенного и нахрапистого бизнесмена. А внутри-то онегинская русская хандра, безнадежная печоринская скука, отрицающий саму жизнь базаровский нигилизм.
«Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста) Многие могут возразить: «Чушь! Новым русским некогда хандрить,они торопятся сорвать куш. Они дело делают». Что ж. Обратимся к литературному примеру. Посмотрим, как у нового русского нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «прорастает» традиционное отношение к жизни, как сама жизнь побеждает его нигилизм.

Обычно после «магнита» следует предложение (или два), которые помогают перейти собственно к предмету осмысления. В нашем случае это последнее предложение, выделенное в таблице курсивом.

Работая над вступлением погружайтесь в тему, толкуйте её, актуализируйте знания об основных понятиях, создайте интерес (проблемный вопрос, дерзкое предположение и проч., пробудите доверие, призовите к диалогу.Будьте искренними, но не вульгарными.

Речевые клише, которые можно использовать во вступительной части сочинения, можно представить в виде таблицы.

Таблица 7

  Общие рассуждения для обоснования, вхождения в тему С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ...  Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к... Автор ... призывает поразмышлять о… Проблема, затронутая в формулировке темы, близка сегодняшнему читателю и напрямую связана с темой (верности и измены, равнодушия и ответственности… )  
    Задаём вопросы к теме Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...?
    Для перехода к основной части В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература.   Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ...   Замечательным примером, иллюстрирующим … Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к …   Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим…   За примерами давайте обратимся к произведениям  художественной литературы   Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение (ФИО автора), в котором… Над проблемой (нравственного выбора, целей и средств для их достижения) мучительно размышляет главный герой романа ... Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к... Трудно остаться равнодушным после прочтения…, (по отношению к герою...) Поступки героя... (сюжет рассказа)...заставляют задуматься о… Именно такой взгляд на проблему (смелости и трусости) характерен для писателя...  

 

Работа над основной частью

Основная часть сочинения не только большая его часть, но и место для исследования темы, которая задана пишущему. Как правило, тезис сформулирован во вступительной части. В основной же части сочинения нужно:

1. Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме.

2. Сформулировать позицию автора как основную мысль сочинения.

3. Сформулировать два аргумента-доказательства

4. Сопроводить каждое из доказательств комментарием на основе двух выбранных литературных произведений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...