Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Повторение и закрепление знаний, обеспечивающих применение навыков, уточнение алгоритмов, терминов, приёмов, необходимых для создания связного текста
Опыт и результаты диагностики показывают, что, готовя обучаемых к итоговому сочинению, необходимо повторить и закрепить основные навыки, востребованные при создании связного текста.Это тем более необходимо, потому что сочинение - основной универсальный жанр письменных работ учащихся, без освоения которого трудно достигать успеха практически в любой предметной области. Сочинение как школьный жанр возникло давно. Российская школа всегда была призвана научить читать, рассуждать, думать. Уточним значение слова «сочинение». Прежде всего заметим, что в состав слова «сочинение» входит славянский корень "-чин-", имеющий древнее значение "порядок, иерархия". Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа. Эволюцию жанра сочинения в разных типах учебных заведений России в 19-20 вв. можно кратко представить в виде схемы: ПОВТОР ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ
ДВИЖЕНИЕ К ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ-ИЗЛОЖЕНИЕ
СОЧИНЕНИЕ КАК УПРАЖНЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗЛОЖЕНИИ МЫСЛИ
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ УМК
СОЧИНЕНИЕ КАК ДИАЛОГ С ИСКУССТВОМ И САМИМ СОБОЙ
СОЧИНЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЕГЭ Схема помогает нам представить эволюцию школьного сочинения, с одной стороны, а с другой, - понять, что все перечисленные формы работы с художественным текстом закрепились в системе школьного обучения до сего дня.Многие действующие УМК по русскому языку и литературе содержат систему последовательного обучения сочинениям разных видов и жанров. Сочинение по литературе постепенно становится личностным рассуждением, диалогом с произведением и с самим собой. Сочинение в формате ЕГЭ, ОГЭ и итоговое подытоживает умение учащихся создавать различные виды письменных работ.
Представим в виде таблицы основные виды итоговых работ учащихся. Таблица 1
Как видим, вся система школьного обучения связана с освоением многообразия жанров сочинений. Приводя в систему разрозненные умения по созданию связного текста, необходимо восстановить в памяти, привести в систему основные правила, слагаемые работы с текстом. Рассмотрим и проанализируем необходимые и возможные процессные действия переопосредования художественного текста при создании сочинения объёмом не менее 250 слов, минимумом для итогового текста. Сочинение-рассуждение можно представить в виде общей формулы:
Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 …= вывод Тезис– это основная мысль, которую надо объяснить или доказать. Доводы – это доказательства, аргументы. Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац. При формулировании доводов обычно возникает вопрос, в каком порядке их располагать. Приведем высказывание М.В. Ломоносова, которое может помочь при выстраивании иерархии доказательств. «Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». Виды аргументов могут быть представлены в таблице: Таблица 2
Тема– это то, о чем спрашивают, круг событий и лиц, произведений, составляющих основу будущего текста; то, о чем говорится в выбранной формулировке. Через раскрытия темы выражается идея текста. В самой формулировке темы важно найти ключевые слова, определить понятия, которые предстоит раскрыть в сочинении-рассуждении. Полезно на черновике составить план будущего сочинения,он отражает структурно-смысловую организацию текста. Планы могут быть трех видов: вопросный, тезисный, назывной. Таблица4
Обучаемые иногда затрудняются в случаях перехода от одной мысли, части плана к другой. Полезно тренировать навык логического перехода с использованием следующей таблицы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |