Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое содержание налога на добычу полезных ископаемых




Одним из важнейших активов государства являются природные ресурсы, которые представляют собой не только основу для развития перерабатывающих производств, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.

С01.01.2002 г. вступила в силу гл. 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», которая ввела одноименный налог, заменивший два основные платежа – за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), а в отношении нефти и газового конденсата – акциз.

Для системы ресурсных платежей было характерно следующее. Во-первых, размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества и качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнологических условий освоения и разработки месторождения, а также степени риска. Он устанавливался по каждому месторождению индивидуально, т.е. в размере платежей за пользование недрами присутствовала рентная составляющая; во-вторых, значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что в некоторой степени стимулировало недродобычу в нестандартных условиях; в-третьих, ОВМСБ носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в т.ч. и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

Основное отличие новой системы налогообложения заключается в исчислении НДПИ в отношении основного вида полезных ископаемых (нефть и газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений) по методу специфических ставок, в отношении иных видов углеводородного сырья – природного газа и газового конденсата из газоконденсатных месторождений, а также всех других видов полезных ископаемых налоговая база, определяемая как их стоимость, облагается налогом по адвалорным ставкам. Также отличием от ранее действовавшей системы налоговых ставок стала их фиксация на определенном уровне (в рублях за единицу количества полезного ископаемого или в процентах от его стоимости). В среднем совокупная ставка платежей за пользование недрами при добыче и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы уменьшились в полтора раза. Следует отметить, что НДПИ носит исключительно фискальный характер.

 

Таблица 2.9 – Показатели поступлений НДПИ в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

 

Наименование доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 100 13250,7 100 16003 100
НДПИ 1162,3 10,9 1197,4 9,04 1708 10,7

Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 

Показатели таблицы 2.9 отражают тенденцию к росту рассматриваемого показателя. Рост и структура поступлений НДПИ обусловлены, в первую очередь, изменением порядка налогообложения добычи нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. К налоговой базе, определяемой по данному виду полезных ископаемых как количество, применяются специфические ставки налога, позволяющие взимать налог независимо от трансфертных, внутрикорпоративных цен, составляющих гораздо меньшую величину по сравнению с реальной рыночной стоимостью добытых полезных ископаемых. Кроме того, в числе факторов, оказавших положительное влияние на поступления от этого налога, следует отметить высокий уровень цен на нефть на мировом рынке нефтяного сырья.

Среди основных предложений, касающихся совершенствования налогообложения при добыче полезных ископаемых можно выделить следующие:

– дифференциация налогообложения при добыче полезных ископаемых с учетом оценки различных геолого-экономических условий того или иного месторождения;

– изменение как размера некоторых налоговых ставок по отдельным видам полезных ископаемых, так и самих принципов их установления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...