Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое содержание водного налога




Россия является одной из самых обеспеченных водными ресурсами стран. На ее долю приходится около 20 % мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3 % речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит в воде, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. Таким образом, пользование водными объектами в России является платным в первую очередь в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом.При этом основная задача государства заключается в обеспечении поддержания оптимального уровня водообеспеченности, эффективном перераспределении водных ресурсов, повышении качества использования водохозяйственных систем. Немаловажное значение в достижении этих задач занимает водный налог, порядок его исчисления и взимания. Водный налог является платой, возмещающей затраты на восстановление и охрану водных объектов. При этом ограниченность водных ресурсов предопределяет возможность возникновения рентного дохода в сфере водопользования.

До 2005г. на территории РФ действовала Плата за пользование водными объектами, которая взималась на основании Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998г. № 71-ФЗ. Однако в целях устранения законодательных пробелов, с 01.01.2005г. введена в действие гл.25.2 НК РФ «Водный налог».

Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

В основном гл.25.2 НК РФ соответствует ранее действующему ФЗ «О плате за пользование водными объектами» с незначительными изменениями и дополнениями. В основном данные изменения сводятся к следующему:

– изменился статус платежа – плата за пользование водными объектами заменена водным налогом;

– установлены твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в соответствии с Законом 71-ФЗ Правительством РФ были установлены максимальные и минимальные ставки платы, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и др. устанавливались законодательными органами субъектов РФ);

– в отличие от Закона №71-ФЗ, гл.25.2 НК РФ не предоставляет законодательным органам субъектов РФ права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ, но при этом восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 01.01.2003г., согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта;

– аннулировано бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом №71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

– из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты;

– в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.

С 01.01.2007г. в соответствии со ст.12 – 16 Водного кодекса РФ договор водопользования предусматривает уплату неналоговой платы за пользование водными объектами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2006г. №764 «Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о представлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса РФ (ФЗ от 19.06.2007г. №102-ФЗ «Водный кодекс РФ») являются плательщиками не водного налога, а платы за пользование водными объектами.

Таким образом, в настоящее время наряду с водным налогом осуществляется взимание неналоговой платы за пользование водными объектами, что связано с постепенным отказом от налоговой формы изъятия природоресурсных платежей по причине сложности их администрирования налоговыми органами.

 

Таблица 2.11 – Показатели поступлений водного налога в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

 

Наименование доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8 100 13250,7 100 16003 100
Водный налог 14,2 0,13 14,8 0,11 13 0,08

Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...