![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи умственного воспитания
В дошкольном возрасте проводится очень важная подготовительная работа для воспитания людей широко образованных, обладающих разносторонними интересами, высоким умственным развитием. Необходимо в первые семь лет жизни датьдетямэлементарные,доступныепониманиюи полезные знания о природе,жизнисоветскихлюдей, их труде, о предметах, их качествах и свойствах. Важная задача воспитания — создавать у детей интерес к знаниям, развивать любознательность, пытливость мысли. Накопление представлений об окружающем обогащает содержание умственной деятельности, новые знания являются основой для работы мысли и воображения. Вместе с тем, развитие умственных способностей делает возможным приобретение более глубоких знаний об окружающем. В этом возрасте знакомство с окружающим происходит в основном чувственным путем. Отсюда очень важно развитие ощущений и восприятий, которые составляют основу познания. Задача воспитания: развивать у детейточность ощу-
39 щеняйи восприятий,учитьнаблюдать,управлять своимивосприятиями,подчинятьих определенной цели. При выполнении этой задачи (необходимо считаться со своеобразием детских восприятий). Ребенок не всегда улавливает главное в предмете или явлении, от него ускользают многие существенные детали. Ощущения и восприятия окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. Ребенок еще мало умеет управлять своими восприятиями, подчинять их сознательно поставленной цели. Он зорко подмечает то, что его увлекает, интересует, и мало обращает внимания на менее интересное. Это объясняется небольшим жизненным опытом ребенка, большой ролью эмоций и недостаточным развитием аналитико-синтетическои деятельности мозга. Под влиянием воспитания его восприятия становятся более целенаправленными, точными. Задача воспитания: развивать у детей любознательность, активность мысли, способность к простейшим обобщениям, пониманиюсвязи между явлениями жизни. Одновременно с приобретением знаний, развитием мышления воспитатели должны заботиться о том, чтобы у детей обогащалсязапас слов, чтобы они учились связной,правильнойречи,чистомупроизношению звуков. Знакомясь с предметами, наблюдая явления жизни, ребенок усваивает новые слова, сравнивает новое с ранее известным, задумывается над виденным. Необходимо систематическое руководство взрослых, чтобы ребенок от восприятия отдельных образов переходил к некоторым общим понятиям, чтобы он понимал смысл того, что ему показывают, о чем рассказывают и читают. Вначале ребенок узнает, например, названия отдельных животных, птиц, растений, затем он начинает понимать разницу между домашними и дикими животными, между фруктами и овощами и правильно соотносить их к тому или другому виду. Но и в старшем дошкольном возрасте ребенок еще в значительной степени мыслит образами, способность к логическому обобщенному мышлению только начинает развиваться. Особенно этому содействует правильно поставленное обучение. В дошкольном возрасте важно развивать воображение. Задача воспитателя — давать материал для работы воображения: обогащать представления ребенка об окружающем, развивать наблюдательность, способность к творческой деятельности. В детские годы роль воображения особенно проявляется в играх, а также в изобразительной деятельности ребенка. Фантазия его отличается большой подвижностью, живостью, эмоциональностью. Ребенок ярко представляет себе образы сказочных героев, вместе с ними радуется и горюет. Стоит ему сказать себе 40
«как будто», и он видит не стул, а самолет, и себя превращает в летчика. Под влиянием воспитания воображение становится богаче, появляется изобретательность, которая направляется к достижению определенной цели. Большое значение в дошкольном возрасте имеет развитие памяти. Необходимо упражнять память ребенка, обогащать ее полезными знаниями, развивать умение сознательно запоминать и припоминать то, что требуется. Развитие памяти важно для успешного образования представлений и усвоения знаний. Непроизвольная память обычно достаточно развита у маленького ребенка, он легко и быстро запоминает то, что ему интересно. Для подготовки к школе необходимо развивать и произвольную память, что уже возможно в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием сознания и тормозных процессов. Также важно развитие внимания. Здесь задача заключается в том, чтобы сначала развивать устойчивость непроизвольного внимания, основанного на заинтересованности деятельностью, а затем постепенно воспитывать произвольное внимание — способность управлять своим вниманием, умение сознательным усилием воли сосредоточиться на нужном деле. Развитие внимания необходимо для формирования всех сторон личности ребенка: для воспитания наблюдательности, способности размышлять, для образования навыков, воспитания организованного поведения. Но способность к произвольному вниманию, как и к произвольной памяти, в дошкольном возрасте только начинает развиваться, поэтому всегда требуется опора на интерес, положительные эмоции. Таким образом, задачи умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста чрезвычайно ответственны: воспитатели и родители должны давать детям доступные и полезные знания об окружающем, воспитывать у них интерес к знанию, учению, развивать восприятие, мышление и речь, воображение, внимание и память. Успешное умственное развитие — обязательное условие нравственного и эстетического воспитания. Знания об окружающем мире не только доставляют материал для мышления и воображения, но и влияют на воспитание моральных и эстетических чувств ребенка, на его поведение. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |