Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи умственного воспитания




В дошкольном возрасте проводится очень важная подготови­тельная работа для воспитания людей широко образованных, об­ладающих разносторонними интересами, высоким умственным развитием.

Необходимо в первые семь лет жизни датьдетямэле­ментарные,доступныепониманиюи полезные знания о природе,жизнисоветскихлюдей, их труде, о предметах, их качествах и свой­ствах.

Важная задача воспитания — создавать у детей интерес к знаниям, развивать любознательность, пытливость мысли.

Накопление представлений об окружающем обогащает со­держание умственной деятельности, новые знания являются осно­вой для работы мысли и воображения. Вместе с тем, развитие умственных способностей делает возможным приобретение бо­лее глубоких знаний об окружающем.

В этом возрасте знакомство с окружающим происходит в ос­новном чувственным путем. Отсюда очень важно развитие ощу­щений и восприятий, которые составляют основу познания. За­дача воспитания: развивать у детейточность ощу-

 

39

щеняйи восприятий,учитьнаблюдать,управ­лять своимивосприятиями,подчинятьих оп­ределенной цели.

При выполнении этой задачи (необходимо считаться со свое­образием детских восприятий).

Ребенок не всегда улавливает главное в предмете или явле­нии, от него ускользают многие существенные детали. Ощуще­ния и восприятия окружающего у детей развиваются одновре­менно с мышлением. Ребенок еще мало умеет управлять своими восприятиями, подчинять их сознательно поставленной цели. Он зорко подмечает то, что его увлекает, интересует, и мало обра­щает внимания на менее интересное. Это объясняется неболь­шим жизненным опытом ребенка, большой ролью эмоций и не­достаточным развитием аналитико-синтетическои деятельности мозга. Под влиянием воспитания его восприятия становятся бо­лее целенаправленными, точными.

Задача воспитания: развивать у детей любозна­тельность, активность мысли, способность к простейшим обобщениям, пониманиюсвязи между явлениями жизни.

Одновременно с приобретением знаний, развитием мышления воспитатели должны заботиться о том, чтобы у детей обога­щалсязапас слов, чтобы они учились связной,правильнойречи,чистомупроизно­шению звуков.

Знакомясь с предметами, наблюдая явления жизни, ребенок усваивает новые слова, сравнивает новое с ранее известным, за­думывается над виденным. Необходимо систематическое руко­водство взрослых, чтобы ребенок от восприятия отдельных об­разов переходил к некоторым общим понятиям, чтобы он пони­мал смысл того, что ему показывают, о чем рассказывают и чи­тают. Вначале ребенок узнает, например, названия отдельных животных, птиц, растений, затем он начинает понимать разницу между домашними и дикими животными, между фруктами и ово­щами и правильно соотносить их к тому или другому виду. Но и в старшем дошкольном возрасте ребенок еще в значительной степени мыслит образами, способность к логическому обобщен­ному мышлению только начинает развиваться. Особенно этому содействует правильно поставленное обучение.

В дошкольном возрасте важно развивать воображение. Задача воспитателя — давать материал для работы воображе­ния: обогащать представления ребенка об окружающем, разви­вать наблюдательность, способность к творческой деятельности.

В детские годы роль воображения особенно проявляется в играх, а также в изобразительной деятельности ребенка. Фанта­зия его отличается большой подвижностью, живостью, эмоцио­нальностью. Ребенок ярко представляет себе образы сказочных героев, вместе с ними радуется и горюет. Стоит ему сказать себе

40

 

 

«как будто», и он видит не стул, а самолет, и себя превращает в летчика. Под влиянием воспитания воображение становится бо­гаче, появляется изобретательность, которая направляется к до­стижению определенной цели.

Большое значение в дошкольном возрасте имеет развитие памяти. Необходимо упражнять память ребенка, обогащать ее полезными знаниями, развивать умение сознательно запоми­нать и припоминать то, что требуется.

Развитие памяти важно для успешного образования пред­ставлений и усвоения знаний. Непроизвольная память обычно до­статочно развита у маленького ребенка, он легко и быстро за­поминает то, что ему интересно. Для подготовки к школе необхо­димо развивать и произвольную память, что уже возможно в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием сознания и тормозных процессов.

Также важно развитие внимания. Здесь задача заклю­чается в том, чтобы сначала развивать устойчивость непроиз­вольного внимания, основанного на заинтересованности дея­тельностью, а затем постепенно воспитывать произвольное вни­мание — способность управлять своим вниманием, умение со­знательным усилием воли сосредоточиться на нужном деле.

Развитие внимания необходимо для формирования всех сто­рон личности ребенка: для воспитания наблюдательности, спо­собности размышлять, для образования навыков, воспитания организованного поведения. Но способность к произвольному вниманию, как и к произвольной памяти, в дошкольном возрасте только начинает развиваться, поэтому всегда требуется опора на интерес, положительные эмоции.

Таким образом, задачи умственного воспитания детей ранне­го и дошкольного возраста чрезвычайно ответственны: воспита­тели и родители должны давать детям доступные и полезные зна­ния об окружающем, воспитывать у них интерес к знанию, уче­нию, развивать восприятие, мышление и речь, воображение, вни­мание и память.

Успешное умственное развитие — обязательное условие нрав­ственного и эстетического воспитания.

Знания об окружающем мире не только доставляют материал для мышления и воображения, но и влияют на воспитание мо­ральных и эстетических чувств ребенка, на его поведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...