![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности развития ребенка в первые семь лет жизниСтр 1 из 5Следующая ⇒
ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИЗНИ
Цель коммунистического воспитания Цель воспитания советских детей вытекает из требований нашего общества, строящего коммунизм. Советской стране нужны люди, беззаветно преданные делу коммунизма, горячо любящие свою Родину, широко образованные, обладающие Марксизм-ленинизм доказал что духовные качества, мораль, поведение человека определяются социальными условиями. Буржуазия не может и не хочет допустить всестороннего развития детей пролетариата, их жизнь и здоровье приносятся в жертву капиталу. Только социализм сделал возможным всестороннее развитие каждого человека. Однако нельзя думать, что формирование новых качеств людей происходит стихийно с изменением общественных условий. Выполнение задач коммунистического воспитания требует больших усилий со стороны общества. В программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом, говорится: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения».
1Материалы XXII съезда КПСС, Гогполитилдат, 1961, стр. 408.
34 Цель коммунистического воспитания едина на всех этапах развития ребенка. Осуществляется эта цель постепенно, с учетом особенностей и возможностей детей каждого возрастного периода. Особенности развития ребенка в первые семь лет жизни В период раннего детства (до трех лет) происходит наиболее быстрое развитие организма в целом. В связи с интенсивным развитием головного мозга формируется психическая деятельность ребенка. К началу второго года жизни ребенок начинает ходить и говорить. К трем годам он овладевает многими движениями, свойственными человеку, большим запасом слов. Начинается знакомство сокружающим при посредстве анализаторов, возникают разнообразные эмоции — привязанность к близким людям, радость, страх, огорчение. В связи с развитием двигательных центров коры головного мозга, совершенствованием мышечной и костной системы улучшается координация движений, способность управлять ими. Отсюда становится возможным образование многочисленных навыков и привычек. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для воспитания первоначальных навыков труда, самообслуживания, культуры поведения. В первые семь лет жизни происходит важный для всего дальнейшего развития процесс накопления первоначальных знаний об окружающем мире и в связи сэтим усвоение родного языка, развитие умственных способностей. Мышление ребенка образно, конкретно, связано с его эмоциями и действиями. Эти особенности сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста. Исследования советских психологов показывают, что в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в умственной деятельности ребенка. До трех лет мышление связано преимущественно с непосредственными восприятиями, ребенок размышляет лишь над тем, что воспринимает в данный момент. У детей 5—7 лет наблюдается переход к мышлению в общих представлениях — это первый отрыв от чисто наглядного мышления. Развивается способность сравнивать предметы по представлению, обобщать их по общим признакам. Например, вспоминая животных, виденных в зоопарке, дети сравнивают их: «Кто сильнее — лев или тигр?»; спорят о том, домашнее или дикое животное бык — «он ведь бросается на людей»; вспоминают, какие животные живут в теплых странах, какие в холодных. Быстрота развития мыслительных процессов особенно ярко проявляется в речи детей. За годы раннего детства ребенок в основном усваивает родной язык, значительно обогащается запас его слов. Ребенок становится способным к словесному оформлению своих мыслей, к суждениям. Дети обычно задают много вопросов, недаром Б. Житков прозвал героя своей книги По-
35 чемучкои. В вопросах ребёнка видна его любознательность, стремление многое понять и в то же время наивность, образность его мышления. Например, услышав, что молния — электрический разряд, дети спрашивают: «А кто зажигает в тучах электрические лампочки?» Поведение детей дошкольного возраста отличается многими характерными особенностями. У каждого здорового ребенка наблюдается большая потребность в движениях, в активной деятельности. Он без устали, как кажется, может бегать, прыгать, резвиться, играть. Следует бережно хранить и развивать жизнерадостность и резвость ребенка. В то же время надо помочь ему преодолеть характерную для него импульсивность, неустойчивость поведения, которая выражается в том, что он не управляет своими поступками, не умеет сдерживать свои желания, порывы. Исследования показывают, что преодоление импульсивности — одна из закономерностей развития в дошкольном возрасте. Под влиянием воспитания у детей начинает формироваться более сознательное отношение к своему поведению, некоторая выдержка. Детей можно и нужно приучить к выполнению определенного режима, правил поведения, требований взрослых. Уже в два-три года ребенок может удержаться от плохого поступка, например не отнимать игрушку у товарища, хотя иметь ее ему очень хочется. Шестилетний ребенок сознательно может подчиняться правилам игры, необходимости выполнить то или другое задание старших. У маленького ребенка чувства, настроения и переживания быстро сменяются в зависимости, от смены раздражителей. Постепенно под влиянием воспитания они становятся более глубокими, прочными и сознательными. Двухлетний малыш любит свою маму, воспитательницу, отвечает лаской на их нежность и заботу. Шестилетний ребенок начинает уважать их за знания, умения, хорошее отношение к людям. Его привязанность может выражаться не только в ласке, но и в поступках, например: он помогает взрослым, говорит тихо, когда они отдыхают и пр. В дошкольном возрасте у детей начинает развиваться способность к оценке своих поступков и поступков товарищей. Ребенок выражает удовлетворение, радость, когда его одобряют? смущается, огорчается, когда провинится в чем-либо и его порицают. При правильном воспитании привычные моральные оценки постепенно становятся мотивами поступков ребенка. Сначала он слушается взрослых, когда они говорят: «Так делать хорошо, а так плохо», а затем становится способным сам решить, как поступить в том или ином случае: нередко по своей инициативе помогает товарищу, заботится о маленькой сестренке, при этом испытывает моральное удовлетворение. С первых лет жизни у наших детей начинают развиваться первоначальные коллективные навыки, дружеские чувства. В 36 яслях и детском саду дети под руководством воспитателя объединяются в совместной игре, работе, на занятиях. Постепенно складывается сознание преимущества коллективной деятельности, привычка к ней. Совместно пережитая радость от достижения задуманного, от результатов общих усилий сближает детей, они начинают чувствовать себя товарищами. В общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности складываются черты характера. При общей направленности поведения, общности интересов обнаруживаются индивидуальные различия детей. Важно вовремя подметить и развить то хорошее, что есть у каждого ребенка, и отучить его от дурного. В дошкольном возрасте это легче сделать, чем в последующие годы. В воспитании поведения важно использовать характерную для детей склонность к подражанию. «Дошкольник не устает от подражания, — пишет Н. К. Крупская.— Подражание для него — способ усвоения»1. С особой силой стремление подражать взрослым проявляется в игре — основной деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его личности. Подражая в игре труду, поступкам взрослых, ребенок усваивает их отношение к жизни, перенимает привычки, черты характера. Постепенно подражание становится более осознанным, выборочным, творческим. Один ребенок мечтает стать летчиком, другой моряком, это определяет выбор игры. В изображении задуманного сочетается то, что дети знают о летчиках и моряках из книг, с тем, что они видели в жизни. Свои впечатления и переживания ребенок отражает не только в игре, но и в изобразительной деятельности. Однако вначале у него еще нет ясно выраженной цели в рисовании, лепке, постройках, и он без сожаления превращает «домик» в «машину», «мячик» в «булочку». Постепенно под влиянием воспитания появляется новое качество, знаменующее большой сдвиг в развитии ребенка: целенаправленность действий, интерес к содержанию и результатам деятельности. Сначала обдумывается содержание рисунка, игры, цель работы, затем они выполняются. Развивается способность некоторого планирования своей деятельности. Таким образом, в первые семь лет жизни под влиянием воспитания начинают формироваться основные черты личности человека. Вот почему так важна правильная постановка всестороннего развития в дошкольном возрасте. Определяя конкретные задачи воспитания детей дошкольного возраста, педагогика руководствуется целями коммунистического воспитания, учитывая при этом особенности развития детей этого возраста.-
1Н. К. Крупская, О дошкольном воспитании, Учпедгиз, 1959, стр. 156. 37
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |