Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития ребенка в первые семь лет жизни




ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИЗНИ

 

Цель коммунистического воспитания

Цель воспитания советских детей вытекает из требований на­шего общества, строящего коммунизм. Советской стране нужны люди, беззаветно преданные делу коммунизма, го­рячо любящие свою Родину, широко образованные, обладающие
высокими моральными качествами, подготовленные к творческо­му труду; люди, гармонически сочетающие в себе духовное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Такие люди — не далекий идеал, уже и в настоящее время они успеш­но участвуют в строительстве коммунизма, делают новые откры­тия в науке, технике, создают замечательные произведения ис­кусства, показывают пример подлинно коммунистического от­ношения к труду, к людям.  

Марксизм-ленинизм доказал что духовные качества, мораль, поведение человека определяются социальными условиями.

Буржуазия не может и не хочет допустить всестороннего раз­вития детей пролетариата, их жизнь и здоровье приносятся в жертву капиталу. Только социализм сделал возможным всесто­роннее развитие каждого человека.

Однако нельзя думать, что формирование новых качеств лю­дей происходит стихийно с изменением общественных условий. Выполнение задач коммунистического воспитания требует боль­ших усилий со стороны общества.

В программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом, говорится: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммуниз­му, коммунистического отношения к труду и общественному хо­зяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, созда­ние подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения».

 

 

1Материалы XXII съезда КПСС, Гогполитилдат, 1961, стр. 408.

 

34

Цель коммунистического воспитания едина на всех этапах развития ребенка. Осуществляется эта цель постепенно, с уче­том особенностей и возможностей детей каждого возрастного пе­риода.


Особенности развития ребенка в первые семь лет жизни

В период раннего детства (до трех лет) происходит наиболее быстрое развитие организма в целом. В связи с интенсивным развитием головного мозга формируется психическая деятельность ребенка. К началу второго года жизни ребенок начинает ходить и говорить. К трем годам он овладевает многими движе­ниями, свойственными человеку, большим запасом слов. Начи­нается знакомство сокружающим при посредстве анализато­ров, возникают разнообразные эмоции — привязанность к близ­ким людям, радость, страх, огорчение.

В связи с развитием двигательных центров коры головного мозга, совершенствованием мышечной и костной системы улуч­шается координация движений, способность управлять ими. От­сюда становится возможным образование многочисленных навы­ков и привычек.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для воспитания первоначальных навыков труда, самообслуживания, культуры поведения.

В первые семь лет жизни происходит важный для всего даль­нейшего развития процесс накопления первоначальных знаний об окружающем мире и в связи сэтим усвоение родного языка, развитие умственных способностей. Мышление ребенка образно, конкретно, связано с его эмоциями и действиями. Эти особенно­сти сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Исследования советских психологов показывают, что в до­школьном возрасте происходят значительные изменения в умст­венной деятельности ребенка. До трех лет мышление связано преимущественно с непосредственными восприятиями, ребенок размышляет лишь над тем, что воспринимает в данный момент. У детей 5—7 лет наблюдается переход к мышлению в общих представлениях — это первый отрыв от чисто наглядного мыш­ления. Развивается способность сравнивать предметы по пред­ставлению, обобщать их по общим признакам. Например, вспо­миная животных, виденных в зоопарке, дети сравнивают их: «Кто сильнее — лев или тигр?»; спорят о том, домашнее или ди­кое животное бык — «он ведь бросается на людей»; вспоминают, какие животные живут в теплых странах, какие в холодных.

Быстрота развития мыслительных процессов особенно ярко проявляется в речи детей. За годы раннего детства ребенок в основном усваивает родной язык, значительно обогащается за­пас его слов. Ребенок становится способным к словесному офор­млению своих мыслей, к суждениям. Дети обычно задают много вопросов, недаром Б. Житков прозвал героя своей книги По-

 

 

35


чемучкои. В вопросах ребёнка видна его любознательность, стремление многое понять и в то же время наивность, образ­ность его мышления. Например, услышав, что молния — элек­трический разряд, дети спрашивают: «А кто зажигает в тучах электрические лампочки?»

Поведение детей дошкольного возраста отличается многими характерными особенностями.

У каждого здорового ребенка наблюдается большая потреб­ность в движениях, в активной деятельности. Он без устали, как кажется, может бегать, прыгать, резвиться, играть. Следует бережно хранить и развивать жизнерадостность и резвость ре­бенка. В то же время надо помочь ему преодолеть характерную для него импульсивность, неустойчивость поведения, которая вы­ражается в том, что он не управляет своими поступками, не уме­ет сдерживать свои желания, порывы. Исследования показывают, что преодоление импульсивности — одна из закономерностей раз­вития в дошкольном возрасте. Под влиянием воспитания у де­тей начинает формироваться более сознательное отношение к своему поведению, некоторая выдержка. Детей можно и нужно приучить к выполнению определенного режима, правил поведения, требований взрослых. Уже в два-три года ребенок может удержаться от плохого поступка, например не отнимать игрушку у товарища, хотя иметь ее ему очень хочется. Шести­летний ребенок сознательно может подчиняться правилам игры, необходимости выполнить то или другое задание старших.

У маленького ребенка чувства, настроения и переживания быстро сменяются в зависимости, от смены раздражителей. По­степенно под влиянием воспитания они становятся более глубо­кими, прочными и сознательными. Двухлетний малыш любит свою маму, воспитательницу, отвечает лаской на их нежность и заботу. Шестилетний ребенок начинает уважать их за знания, умения, хорошее отношение к людям. Его привязанность может выражаться не только в ласке, но и в поступках, например: он помогает взрослым, говорит тихо, когда они отдыхают и пр.

В дошкольном возрасте у детей начинает развиваться спо­собность к оценке своих поступков и поступков товарищей. Ре­бенок выражает удовлетворение, радость, когда его одобряют? смущается, огорчается, когда провинится в чем-либо и его порицают. При правильном воспитании привычные моральные оценки постепенно становятся мотивами поступков ребенка. Сна­чала он слушается взрослых, когда они говорят: «Так делать хо­рошо, а так плохо», а затем становится способным сам решить, как поступить в том или ином случае: нередко по своей инициа­тиве помогает товарищу, заботится о маленькой сестренке, при этом испытывает моральное удовлетворение.

С первых лет жизни у наших детей начинают развиваться первоначальные коллективные навыки, дружеские чувства. В

36

яслях и детском саду дети под руководством воспитателя объе­диняются в совместной игре, работе, на занятиях. Постепенно складывается сознание преимущества коллективной деятельно­сти, привычка к ней. Совместно пережитая радость от достиже­ния задуманного, от результатов общих усилий сближает детей, они начинают чувствовать себя товарищами.

В общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности складываются черты характера. При общей на­правленности поведения, общности интересов обнаруживаются индивидуальные различия детей. Важно вовремя подметить и развить то хорошее, что есть у каждого ребенка, и отучить его от дурного. В дошкольном возрасте это легче сделать, чем в по­следующие годы.

В воспитании поведения важно использовать характерную для детей склонность к подражанию.

«Дошкольник не устает от подражания, — пишет Н. К. Крупская.— Подражание для него — способ усвоения»1.

С особой силой стремление подражать взрослым проявляется в игре — основной деятельности ребенка, в которой формируют­ся все стороны его личности.

Подражая в игре труду, поступкам взрослых, ребенок усваи­вает их отношение к жизни, перенимает привычки, черты характера. Постепенно подражание становится более осознанным, вы­борочным, творческим. Один ребенок мечтает стать летчиком, другой моряком, это определяет выбор игры. В изображении за­думанного сочетается то, что дети знают о летчиках и моряках из книг, с тем, что они видели в жизни.

Свои впечатления и переживания ребенок отражает не толь­ко в игре, но и в изобразительной деятельности. Однако вначале у него еще нет ясно выраженной цели в рисовании, лепке, постройках, и он без сожаления превращает «домик» в «машину», «мячик» в «булочку». Постепенно под влиянием воспитания по­является новое качество, знаменующее большой сдвиг в разви­тии ребенка: целенаправленность действий, интерес к содержа­нию и результатам деятельности. Сначала обдумывается содержание рисунка, игры, цель работы, затем они выполняются. Развивается способность некоторого планирования своей дея­тельности.

Таким образом, в первые семь лет жизни под влиянием воспи­тания начинают формироваться основные черты личности чело­века. Вот почему так важна правильная постановка всесторон­него развития в дошкольном возрасте.

Определяя конкретные задачи воспитания детей дошкольно­го возраста, педагогика руководствуется целями коммунистиче­ского воспитания, учитывая при этом особенности развития де­тей этого возраста.-

 

 

1Н. К. Крупская, О дошкольном воспитании, Учпедгиз, 1959, стр. 156.

37

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...