Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала




По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

Малые предприятия

Малые - самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

В зарубежной системе хозяйства малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, на конец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9 человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно - 1-24 и 24-99 человек; в США, Франции, Японии - от 1-19 и от 20 до 99 человек.

Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании - 48,7%; в США - 54,5%; во Франции - 60,1; в Италии - 73,8; в Японии - 77,1%Юданов А.Ю. Фирма и рынок. М.: Знание, 1990. С. 5., (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).

Особенности малых предприятий заключается в следующем:

· обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;

· имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;

· быстрее могут обновить выпуск продукции;

· способствуют созданию конкуренции на рынке;

· обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;

· часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше - в производственной сфере (только 14,2%).

Основная проблема малого предпринимательства - это отсутствие инвестиций.

Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:

· высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;

· сложность бухгалтерской отчетности;

· излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);

· недостаток собственных средств;

· неплатежеспособность партнеров

· рэкет и т.д.

Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства была утверждена Федеральная программа, которая предусматривала не только выделение в том году 70 млн. рублей на эти цели, но и целый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации и упрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых городах и поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных регионах страны.

Средние предприятия

Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

· численность персонала от 100 до 500 человек;

· узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.

Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

Крупные предприятия

Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):

· численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);

· обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);

· массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;

· выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;

· наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;

· широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.

В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:

· продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;

· утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;

· утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».

Вышеприведенная система классификации применяется в мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:

· численность работающих;

· стоимостный объем выпуска продукции;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...